Первый каменный собор, нареченный именами Бориса и Глеба – покровителей русского воинства, был построен в Старицком кремле, на месте более древней деревянной церкви в ознаменовании первых побед московского воинства в Казани, Астрахани и Ливонской войне. На сооружение храма ушло всего три года (1558-1561). В «Истории русского искусства» (И. Грабарь 1911 г.) говорится, «…оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм … современник храма Василия Блаженного, Старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразчатой лепниной под карнизом храма, — несомненно был великолепен и величественен».
В таком виде, познавший разные беды храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились «ядра и зелье». В начале 17 века собор был разорен и разграблен иноземными захватчиками, а затем опустошен сильным пожаром. Окончательный приговор знаменитому собору был вынесен в 1658 году патриархом Никоном. Собор был обезглавлен, и простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно разобран за ветхостью.
Нынешний преемник древнего собора построен в 1827 году неподалеку от места старого собора и не отличается оригинальностью. Суровый, мрачноватый куб (не смотря на желтую окраску стен) возвышается над новым городищем. Ему достались церковная утварь, колокола предшественника. Сохранены и перешли к новому собору две керамические плиты – «Спас нерукотворный» и «Распятие», выполненные в технике поливы старицкими мастерами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырехколонных портиков тосканского ордера.
Гораздо больший интерес вызывает трехъярусная колокольня (1827 г.), возвышающаяся по соседству. Это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы».
Рядом с собором — зимняя Спасская церковь-колокольня
Старица – один из самых древних тверских городов. Ещё при Великом Тверском князе Михаиле Александровиче, в 14 веке, здесь началось каменное строительство, а в 16 веке, в дни расцвета города, над Волгой уже возвышалась мощная крепость, частично из камня, с двумя каменными же соборами – Михаила Архангела (1398) и Никольским (1404).
В начале 16 века Иван III Васильевич выделил Старицу в удел сыну Андрею Ивановичу. Так началась короткая история последнего удельного княжества на Руси. В борьбе с Москвой князь Андрей Иванович Старицкий потерпел поражение и в 1537 году умер в заточении. Сын его, Владимир Андреевич Старицкий, был с Иваном IV Васильевичем при взятии Казани и «носил на себе царскую милость, но потом оной лишился и имел ту же участь, что и родитель его». Памятником удельного прошлого Старицы является Успенский собор одноимённого монастыря, построенный около 1530 года. До недавнего времени здесь находился трёхъярусный иконостас – дар Владимира Андреевича Старицкого.
В годы Ливонской войны (1558-1583) Старица особо полюбилась Ивану IV Васильевичу Грозному. Он называл её городом Любимом, и именно Старица была избрана местом переговоров с послом папы римского А. Поссевино, итогом которых явилось перемирие, заключённое между Русью и Польшей в 1582 году. В ответ же на предложения сближения Руси с католическим миром Иван IV ответил: «Венецианам в наше государство приезжать вольно с попами и со всякими товарами, а церквам римским в наше государство быть непригоже, потому что до нас этого обычая здесь не бывало, и мы хотим по старине держать».
Со второй половины 16 века в Старице началось множественное каменное строительство. Одной из самых значительных построек 16-го столетия на Руси стал пятишатровый Борисоглебский собор. Он был сооружён в 1558-1561 годах по указу Ивана IV Васильевича. «Это был оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм, — писал академик Игорь Эммануилович Грабарь, — с цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразчатой лепниной под карнизом храма – несомненно, был великолепен и величественен».
Вполне возможно, храм был построен в честь взятия Казани. За образец был взят собор Василия Блаженного. Огромный храм-город, старицкий Борисоглебский собор стоял у самой кромки берегового обрыва, и пять его шатров словно гигантские свечи в едином порыве возносились к небу с крутого и высокого берега Волги. Центральная из пяти восьмигранных башен достигала высоты тридцати метров. Стены собора украшали белокаменная резьба и цветные изразцы. Искрясь на солнце, они придавали храму праздничный облик. Собор украшали также большое изразцовое панно «распятие» и изразцовая «летопись», причудливая вязь которой опоясывала центральный шатёр. Текст «летописи» гласил « Лета 7066 июля … дня. Зачат бысть сей храм в городе Старице святых страстотерпцев Христовых князей русских и обою братий по плоти Бориса и Глеба наречённых во святом крещении Романа и Давида, при державе благоверного государя Иоанна Васильевича и великом князе … Васильевиче … и … Фёдоре Ивановиче всея Руси и при преосвященном митрополите … Тверском … и отделася сия святая церковь в лето 7069 и освящена … великих страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба и … святого чудотворца Николая Великорецкого родителям на поминовение и в память прочим родам и сему граду на украшение и утверждение от противных супостатов и всем христианам на спасение».
В нижней части храма располагался подклет. Он являлся не столько церковным помещением, сколько помещение государственного назначения. В одном из документов он назван «палатами государевыми». Это были государственные кладовые особого назначения и предназначались для хранения ценностей. Борисоглебскому собору, одному из самых выдающихся произведений древнерусского зодчества, была уготована трагическая судьба. В своём первоначальном виде храм простоял всего столетие со дня его завершения. Он, как и весь город, жестоко пострадал во время польского вторжения. Старица, «Любим-город» Ивана IV Васильевича, с величественными соборами, с княжеским дворцом и мощной крепостью с каменными башнями была в те годы полностью уничтожена.
Борисоглебский собор, разорённый и полуобгорелый, в первые годы после Смутного времени использовался и как острог, и как приказная изба, и как склад для порохового запаса и пушек – в разрушенном и оскудевшем городе не хватало помещений, и старицкий воевода выпужден был даже устроить свою канцелярию на паперти Борисоглебского собора: «Я, холоп твой, сижу твоими государевыми делами в паперти у Бориса и Глеба… В дождь капель – в городовой пожар кровля вся сгорела… Идёт к осени, а приюту нет».
Без кровли, разрушаемый ветрами и ливнями собор достоял до 1658 года, года патриарх Никон — Никита Минин (Минов), с ненавистью относившийся к шатровым храмам, приказал его разобрать на камень для строительства Новоиерусалимского монастыря. Сломали царское крыльцо, звонницу и окружавшую храм галерею-гульбище. В документе, относящемся к 1659 году, сказано: «… да в прошлом 7166 году святейший Никон патриарх в городе Старице соборную каменную церковь разрушил, а тот камень возили в Воскресенский (Новоиерусалимский» монастырь зимним путём наши домовые крестьянщики, сто подвод».
Снос храма, начатый Никоном, был довольно быстро приостановлен, но ущерб был ему нанесён уже довольно большой. Несмотря на то что в нём даже возобновились богослужения, в 1686 году собор, по данным писцовой книги, находился в плохом состоянии: «В городе Старице соборная церковь благоверных князей Бориса и Глеба каменная пятиглавая ветха… а строена та церковь лета 7066 года, а при которых великих государех строена, и та подпись вывалилась». Церковный причт не получал никакой материальной помощи от патриархии и царя, и вынужден был жить подаянием, а прихожане «у оной церкви ветхости починивать не могут», так как в приходе Борисоглебского собора числилось всего 45 дворов.
В другом документ, относящемся уже к 1748 году, говорится об опасности отправления богослужений в соборе из-за ветхости деревянных частей и обрушившихся сводов. В документе 1765 года говорится: «Внутри города Старицы соборная церковь кирпичная, о пяти шатрах, в трёх алтарях, Во имя Бориса и Глеба… Паперть кирпичная напреж имелась вокруг сводная, на кирпичных столпах и издавна оные своды обвалились и шатры все пять обветшали… А по имеющейся округ оных шатров надписи значит: начата оная церковь строиться от сотворения мира 7066 года, а совершена 7069 году, а как построена, о том неизвестно, потому что оная надпись за древностью вывалилась».
Через пятнадцать лет, в 1780 году, Екатерина II пожертвовала 7000 рублей на ремонт храма, что было явно недостаточно даже для его частичного восстановления. К этому времени три главы на шатрах разрушились и были заменены деревянными, кровля протекала, и по-настоящему действовал только левый придел Благовещения, который кое-как удалось приспособить для службы. На чертеже, сделанном в конце 18 века, храм изображён с травой и кустами на кровле, безжизненным и заброшенным. Окончательно Борисоглебский собор был «за ветхостью» разобран в 1804 году. Вероятно, здание ещё можно было спасти, но его основательный ремонт и последующее поддержание в хорошем состоянии требовали слишком больших средств. Об облике Борисоглебского собора сегодня рассказывают только обмерные чертежи, сделанные перед его разборкой.
Память о храме долгое время жила среди жителей Старицы. Во второй половине 19 века ему даже был поставлен памятник – небольшой обелиск, установленный на том самом месте, где стоял собор. А в 19 веке в куче щебня на городище были найдены частицы изразцового панно «Распятие», свидетельствующие о незаурядном мастерстве древнерусских живописцев. Эти осколки до октябрьского переворота хранились в Тверском музее, а после были не то расхищены, не то выброшены. Ныне они считаются утраченными.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече