Перейдя по одному из красивейших мостов через Волгу, отправимся по дорожке мимо старинных старицких кузниц в гору направо — там лежит Старое городище, с которого, к слову, открывается захватывающий вид на Успенский монастырь и на всю Старицу. Ныне городище пустынно, а некогда тут бушевала жизнь. Значительно укрепил городок ещё тверской князь Михаил Александрович в 1390 году, здесь он устроил княжескую резиденцию и построил первый каменный храм — разумеется, освятив его во имя своего небесного защитника — Архангела Михаила. Позже, во время Ливонской войны, обветшавшую крепость отстроили практически заново на новом месте, называемом Новым городищем, сдвинув её чуть западнее: крепостная стена высотой до трёх метров, выстроенная Иваном Грозным, тянулась на 1300 метров. Над стенами высились 13 башен. Грозный же царь повелел здесь воздвигнуть Борисоглебский собор.
Собор представлял собой комплекс из пяти шатровых башен на высоком подклете (с самой крупной — центральной, высотой 30 метров), обнесённых папертью в виде арочной галереи. Старицкий пятишатровый собор, богато украшенный белокаменной резьбой и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразцовой лепниной под карнизом храма, — несомненно, был великолепен и величествен. В таком виде храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились ядра и зелья. Ни один из старицких памятников «досмутного» времени не сохранился. Практически все они погибли при разорении города поляками в 1609 году, превратившими Старицу буквально в пепелище. Борисоглебский собор устоял, но — в каком виде! В 1780 году Екатерина Великая пожертвовала на ремонт храма 7 000 рублей, но этой суммы было явно недостаточно даже для частичного восстановления собора. Три его главы к этому времени были полностью разрушены и заменены деревянными, протекала кровля, действующим оставался только придел Благовещения, хоть как-то приспособленный для служб. Ещё раньше, в первой половине ХVIII века, собор, за неимением других более или менее целых построек, использовали в качестве острога и приказной избы.
Сохранилась одна из челобитных того времени, отправленных царю Михаилу Фёдоровичу: «Я холоп твой сижу твоими государевыми делами в паперти у Бориса и Глеба и тут… в дошь капель, в городовой пожар на паперти кровля сгорела… идет к осени приюту нет». По сути-то свидетельство это трагическое. Ещё Патриарх Никон, невзлюбивший всё «шатровое», порывался разобрать тот собор, да не успел, — разобрали-таки его лишь в 1803 году (остались тогдашние обмеры и чертежи, позволяющие ныне оценить невиданную красоту и уникальность той постройки), а спустя семнадцать лет неподалёку от него возвели новый Борисоглебский собор — совершенно в ином стиле — классицистическом. 1160 рублей 83 копейки было потрачено на разборку здания старого собора.
Новый был заложен в 1808 году. Перед нами и сегодня высится огромный куб, с севера, юга и запада снабжённый классическими портиками и увенчанный пятью характерными сферическими куполами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырёхколонных портиков тосканского ордера. Иногда утверждается, что автором этого храма был Карл Росси, однако доказанным это считать нельзя.
Здание собора сохранилось, но пребывает в состоянии, близком к аварийному. Как и высящаяся поблизости колокольня 1827 года постройки со сложной ярусной композицией (собственно, лишь эти две полуруины и обозначают место крепости Ивана Грозного). Тоже классицизм, но более изысканный, более поздний. Второй и третий ярус связывает невысокая дорическая колоннада; ярус звона почти перегружен декоративными элементами. В первом этаже колокольни была устроена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Достоверно известно, что автором проекта колокольни является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 году. В 1878 году к колокольне пристроили не вполне органичную пристройку. В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусах звона колокольни, нанесён ущерб некоторым деталям декора. Одно время в соборе работала лесопилка, позднее ликвидированная. А нижний ярус колокольни использовали в качестве хозяйственного склада. Всё это теперь брошено на произвол судьбы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №148, 2015 г.