В монастыре расположены мощи преподобного Александра Свирского (1553 г.). На иконе запечатлено видение Александром Свирским Святой Троицы. Монастырь расположен недалеко от г.Лодейное Поле, между озерами Рощинским и Святым. 500 лет назад обитель была основана преподобным Александром Свирским, выходцем с Валаама. В начале XVI в. на севере Руси в лесной Свирской пустыни произошло явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому. По благословению Святой Троицы в 1508 г. Преподобный построил деревянный Троицкий собор, а в 1526 г. — каменную церковь. Затем он основал и сам Свято-Троицкий монастырь.
Монастырская обитель, основанная преподобным Александром Свирским, стала со временем большим монастырем, где проходили свой иноческий подвиг многие русские монахи, будущие молитвенники земли Русской. В XIX в. здесь проходил свой иноческий путь будущий знаменитый святитель Игнатий Брянчанинов. В 1817 г. в монастыре подвизались отец Леонид (в миру Лев Наголкин), впоследствии первый Оптинский старец, а также отец Феодор — ученик молдавского старца Паисия.
К духовной помощи преподобного Александра Свирского обращались почти все русские цари. Преподобного не даром называли царским заступником. Перед взятием Казани молился Александру Свирскому Иоанн Грозный. После победы царь объявил его на всю Россию Великим Чудотворцем. Большие пожертвования монастырю были сделаны царем Федором Иоанновичем и царем Борисом Годуновым, приезжавшим в монастырь на богомолье. На средства Федора Иоанновича был возведен придел во имя Александра Свирского, где и была устроена каменная гробница Преподобному.
Особенно почитал святого Михаил Федорович Романов. Одна из первых часовен, которую построил Петр I в Петербурге, была освящена в честь Александра Свирского. Часто приезжал Петр I и в монастырь, чтобы помолиться и поклониться святым мощам Преподобного, которые были обретены в 17 апреля 1641 г. при постройке собора. Нетленные мощи преподобного Александра Свирского мироточили и благоухали. Мощи перенесли в храм святителя Николая, который был построен самим преподобным и уцелел от разрушения поляками в 1612 г. В 1644 г. мощи в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе. У мощей Преподобного постоянно совершались молебны и акафисты. Многие люди получали исцеление.
В 1917 г. из монастыря были изъяты ценности, после чего все иноки вместе с настоятелем были расстреляны. Мощи преподобного Александра Свирского властями из монастыря были изъяты также. Так как мощи Преподобного оказались нетленными, в 1918 г. их решили тайно отправить в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Монастырь был закрыт, а на его территории разместилась психиатрическая больница.
В начале 1990-х гг. власти передали Русской Православной Церкви Свято-Троицкий собор, а 19 августа 1997 г. произошла официальная передача Александро-Свирской обители монашеской братии. Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 г. 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время нетленные мощи покоятся в церкви святых Захария и Елисаветы, прилегающей к Преображенскому собору.
В комплекс входят две часовни: на месте явления пр. Александру Святой Троицы и над святым колодцем, вырытым, по преданию, пр. Александром, колокольня в Преображенском комплексе и звонница (1647-1649) в ансамбле Троицкого монастыря.
Троицкий Александро-Свирский монастырь, 1 класса, в 36 верстах от города Олонца, в 270 верстах от Петербурга. Основан в конце XV века пр. Александром Свирским (см. 30 августа). Он состоит из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на месте келлий собравшихся некогда около пр. Александра братии, и Преображенского, построенного на месте подвигов и кончины преподобного в 200 саженях от Троицкого монастыря. В Преображенском соборе, в серебряной вызолоченной через огонь и украшеной раке, возобновленной в 1893 году, открыто почивают мощи святого Александра, в приделе его имени. Монастырский Троицкий собор, построенный в 1698 году, служит замечательным памятником древнего зодчества. Ежегодно в день Святой Троицы совершается перенесение мощей преподобного в Троицкий собор, где они и остаются до следующего дня, а затем таким же порядком переносятся обратно в Преображенский. В ризнице хранятся: деревянный гроб, в котором положены были мощи пр. Александра по их открытии, а также риза, поручи, вериги его и часть посоха, обретенная с мощами во гробе.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом. Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец. В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году. Подворье Александро-Свирского монастыря на сегодняшний день располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.
Святой Александр Свирский
В истории человечества известно два величайших явления милосердного Бога телесному взору, отраженных в иконографии, – ветхозаветному праотцу Аврааму у Мамврийского дуба и русскому святому, преподобному Александру Свирскому. В глухих девственных лесах Карелии более чем 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов, и до сих пор мы можем ощутить на месте этого события особую, или, как говорили в прежние времена, «сугубую», благодать. Именно здесь, на этой Святой земле, второй Палестине, где произошло богоявление, был построен Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Преподобный Александр — один из немногих русских святых (по происхождению — вепс), который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому житие преподобного Александра было написано, что называеться, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».
Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца (Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня). Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.
Преп. Александр Свирский чудотворец родился 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец. Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.
Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущим». Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского как святого.
Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому
На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.
За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.
«За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых. Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие. Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX вв.
Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах. Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 г. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644 г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги». Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.
За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX в.). Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель — архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.
Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 г., пришлось много потрудиться, — обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, часть корпусов и территория Преображенского и Троицкого комплексов, налажена богослужебная жизнь обители.
Краткое описание монастыря на начало XX в.
Александро-Свирский монастырь находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, на правой стороне реки Свири, в 6 верстах от оной, в 16 от города Лодейного Поля, в 84 от города Олонца и в 20 верстах от Ладожского озера, при большой почтовой дороге из Лодейного поля в Олонец и Петрозаводск. Окружающий монастырскую местность со всех сторон сосновый бор, близость реки Свири и находящиеся при монастыре два больших озера: Рощинское и Святое, возвышенное и сухое местоположение — все это придает Свирскому монастырю и занимаемой им местности красивый вид и способствует здоровому, благорастворенному воздуху.
Основание Свирского монастыря относится к 1506 г. по Р. Х. Основателем и первым игуменом монастыря был преподобный и богоносный отец Александр — как это видно из жития преподобного, написанного через 11 лет после кончины его одним из ближайших учеников его, игуменом Иродионом. О первоначальной истории Свирского монастыря сохранилось весьма немного сведений; давность времени, а главное — бывшее в половине XVII столетия разорение монастыря, известное по монастырским записям под именем «Литовского разорения», а также пожар 1784 г., истребили много драгоценных памятников и документов, относящихся к истории монастыря, особенно первых времен его существования.
Вид Александро-Свирского монастыря. Олонецкой губ. и уезда. Сама обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется — Троицким, а другой, где была отходная пустынь преподобного, — Преображенским.
Троицкий монастырь со времен самого преподобного и до 1764 г. служил местом жительства свирских иноков с настоятелем во главе. В 1764 г., с учреждением в Олонецком крае викариев С.-Петербургских, именовавшихся Олонецкими и Каргопольскими, оный монастырь был назначен местопребыванием викарных епископов, с помещением в нем консистории и семинарии; Троицкий собор обращен в кафедральный, а Преображенский монастырь, по учрежденным в 1764 г. штатам, сделан был самостоятельным второклассным монастырем, с наименованием Троицкого Александро-Свирского монастыря.
Через 24 года, т. е. в 1787 г., Троицкий монастырь, с закрытием Олонецкого викариатства, остался за штатом и приписан к Александро-Свирскому монастырю; с коего времени и состоит под присмотром настоятелей Александро-Свирского монастыря. С 1803 по 1870 г. в Троицком монастыре помещалось Духовное училище.
Со времен основателя и первого игумена — преподобного отца Александра, до времени учреждения штатов, т. е. до 1764 г., Свирский монастырь был общежительным, а с 1764 по 1800 гг. в нем существовало штатное положение. В 1800 г. вторично восстановлено общежитие, продолжавшееся до 1873 г., в котором, с назначением настоятелями Свирского монастыря Олонецких епископов, он опять сделался штатным и был таковым весь период епископского настоятельства, т. е. до 1890 г., в коем, указом Святейшего Синода от 8 июля за № 2242, определено: «Александро-Свирский Монастырь, отчислив от личного управления архиерейского, оставить по-прежнему самостоятельным, под управлением архимандрита, с тем чтобы братия сей обители во внутренней своей жизни руководствовались правилами общежития, издавна в ней существовавшими». Так Свирская обитель в третий раз стала общежительною; штатное же положение, дважды водворяемое в обители, приводило ее в крайне печальное состояние, как это видно из монастырских архивных дел.
Монастырские здания
I. В Троицком монастыре
Александро-Свирский монастырь. Олонецкой губ. Троицкий собор и церковь Прп. Иоанна Дамаскина.
1. Троицкий собор, уже четвертый на том месте, где первоначально построена была преподобным Александром, по повелению Божию, церковь во имя Св. Троицы. Он построен в 1695 г., при архимандрите Гермогене, и освящен 29 августа 1698 г. Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. В нем имеется придел святых апостолов Петра и Павла. В 1708 г. собор внутри украшен стенною живописью, при бывшем тогда архимандрите Феодосии. Живопись эта была возобновлена при архимандрите Павле, в пятидесятых годах прошлого столетия *). В 1892 г. настоятелем о. архимандритом Агафангелом произведен значительный ремонт всему собору, как снаружи, так и внутри.
2. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с трапезою, начатая строиться еще самим преподобным Александром *). Под этою церковью, под каменными сводами ее, от времени уже почерневшими, сохранились следы монастырской братской кухни первых времен, а именно — две громадные печи, каждая в 5 1/2 аршин шириною; эти памятники древности можно видеть и до сих пор.
3. Колокольня между Троицким собором и Покровскою церковью; когда построена — неизвестно, но надо полагать, что вместе с Троицким собором.
4. Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, при северной стороне ограды, когда-то бывшая больничная, построена в 1716 году. Церковь эта от времени была пришедши в полнейшее разрушение, но, благодаря усердному старанию нынешнего настоятеля, о. архимандрита Агафангела, и щедрым пожертвованиям от разных боголюбивых благотворителей, в 1896 г. она вновь возобновлена и украшена стенною живописью; а в ней устроено вечное (неусыпное) чтение Псалтири о благодетелях святой Александро-Свирской обители.
5. Двухэтажный, с воротами, корпус на западной стороне, длиною 72 саж., в коем: а) Архиерейские покои с домовою при них церковью во имя Святителя Николая, б) Губернаторское помещение, в) 46 комнат для помещения богомольцев и мастеровых из братии и г) внизу 4 мастерские.
6. Двухэтажный корпус на восточной стороне, длиною 68 саж., в коем: а) гостиная для приема богомольцев, б) странноприемная, в) трапезы для богомольцев, мужская и женская, г) кубо-грейная и д) помещения для гостинщиков и мастеровых — всего 48 комнат.
7. Двухэтажный, со святыми воротами, корпус на южной стороне, длиною 48 саж., в коем: 8 келий, две мастерские и два сарая *). Все эти три корпуса в последнее время настоятельства епископов представляли из себя жалкий вид и приближались к разрушению. Церковные здания тоже требовали капитальных ремонтов; но Всеблагой Бог, по молитвам угодника Своего преподобного Александра, помог нынешнему настоятелю, отцу архимандриту Агафангелу, привести весь Троицкий монастырь в подобающее святому месту благолепное состояние, и древняя обитель стоит, как будто только что вновь отстроенная. Площадь, занимаемая Троицким монастырем, заключает в себе 4064 квадратных сажени.
II. В Преображенском монастыре
Александро-Свирский монастырь. Олонецкой губ. Вид Преображенского собора, в котором почивают мощи Прп. Александра Свирского чудотворца.
1. Преображенский собор, где почивают св. мощи преподобного Александра, Свирского Чудотворца, с приделом во имя его. Сей собор построен в 1641 г., при игумене Авраамии, а придел в 1716 году. В 1900 г. отцом архимандритом Агафангелом к западной стороне собора сделана пристройка на 4 саж. в длину, шириною 7 саж., высота в уровень с собором. Пол сделан деревянный; для братии устроены хоры с деревянными точеными перилами. Весь храм как снаружи, так и внутри отделан заново; стены, своды и полы окрашены масляною краскою. В 1903 и 1904 гг. весь собор расписан внутри живописными изображениями; отделан заново придел и также расписан. Иконостасы вновь вызолочены и местами исправлена резьба; иконы все возобновлены.
2. Церковь св. пророка Захарии и Елисаветы, вблизи собора, с небольшою над нею колокольнею, построена в 1668 г., при игумене Макарии. В 1899 г. попечением о. архимандрита Агафангела церковь эта как снаружи, так и внутри отремонтирована.
3. Часовня при монастыре, в память явления Святой Троицы преподобному Александру, выстроена в настоятельство архимандрита Павла; в настоящее время как снаружи, так и внутри возобновлена.
4. К западной стороне ограды помещается новая каменная массивная колокольня, довольно изящной архитектуры; высотою от основания 21 сажень; выстроена в 1903–1904 гг. неутомимым в деле благоукрашения Свирской обители настоятелем отцом архимандритом Агафангелом на средства, приобретенные от разных благотворителей.
О внутреннем состоянии обители, монастырском хозяйстве и о средствах к содержанию
Введение общежительного устава благотворно отозвалось на Свирской обители. Братии в настоящее время с проживающими на монастырском испытании и «богородниками», т. е. призреваемыми, более 200 человек, в том числе: иеромонахов, считая с находящимися на монастырском подворье в С.-Петербурге, 19 человек (из них 2 игумена и 1 иеросхимонах), иеродиаконов — 12, монахов — 18, рясофорных послушников — 20, богородников — 150 человек, из коих 40 малолетние, преимущественно сироты из крестьян ближних приходов Олонецкого уезда.
Каждый из братии, трудясь по мере сил своих на общую пользу, получает от монастыря все потребное для жизни. Имеющие священный сан кроме своих священнослужительских обязанностей исполняют и другие должности, как-то: казначея, духовника, ризничего, эконома, рухлядного, и другие.
Монахи, послушники и богородники, смотря по способностям каждого, проходят данное им послушание, как-то: певческое, пономарское, звонарное, трапезников, гостинщиков, привратников и проч.; другие работают в мастерских: столярной, слесарной, малярной, кузнечной, переплетной, портняжной, сапожной и других, а некоторые читают посменно Псалтирь по усопшим благотворителям, трудятся в просфорной, хлебной, поварне, возят дрова, варят квас, прислуживают старшим, больным и богомольцам на гостинной, или подвизаются на других хозяйственных занятиях. Из малолетних 28 человек находятся в числе певчих, а прочие обучаются различным мастерствам.
Богослужение совершается со всею точностью по церковному уставу. Утреня начинается в 4 часа и продолжается до половины 7-го часа; после утрени сряду же бывает ранняя литургия, поздняя литургия начинается в 9 часов и продолжается до 11-ти. Вечерня зимою бывает в 5, а летом в 6 часов. После вечерней трапезы в церкви читается правило, состоящее из молитв на сон грядущий, помянника и молитв Иисусовых, с поклонами, по образцу правила, совершаемого в Валаамском монастыре. На воскресные и праздничные дни малая вечерня начинается в 5 часов, и после повечерия с канонами и акафистом, сряду же, не выходя из церкви, начинается всенощное бдение, которое иногда оканчивается около полуночи.
В обители существует довольно порядочная аптека, которою заведует постоянно находящийся при ней фельдшер. Всем заболевающим из братии, а равно и богомольцам, оказывается немедленно медицинская помощь. А также приходящим из ближайших селений бедным жителям бесплатно отпускаются необходимые медикаменты и подаются нужные врачебные советы.
Хозяйство Александро-Свирского монастыря заключается в хлебопашестве, огородничестве, сенных покосах, лесной даче и скотоводстве. Пахотной земли 108 десятин; но земля песчаная, требующая весьма большого удобрения; получаемого с ней хлеба никогда не бывает достаточно на годовое продовольствие, даже и при хорошем урожае. Под огородом около 8 десятин; овощей, получаемых с огорода, каждогодно хватает на годичное продовольствие братии и богомольцев, даже еще излишек их идет на продажу. Под покосами 141 десятина; сенные покосы на Свирских пожнях хорошие, но, по отдаленности от монастыря, требуют бдительного надзора за рабочими людьми. Количества сена, заготовляемого на них, даже с прибавкою яровой соломы, не бывает достаточно для прокормления всего скота. При монастыре имеется до 40 лошадей с жеребятами, и до 100 голов рогатого скота.Источник информации: http://komanda-k.ru/отчет-о-походе/александро-свирский-монастырь; http://svirskoe.ru; Иеродиак. Анфим, И.Д. Соловьёва Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 608-610; Сойкин П.П. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. С. 153-154; Свирский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. — СПб., 1890—190; Галкин А.К. Александро-Свирский монастырь как резиденция викарных епископов и центр духовного образования // Санкт-Петербургские епахиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 11-15; http://www.svetochtour.ru/
Крупнейший монастырь Обонежья, Александро-Свирский, был основан близ устья реки Свирь преподобным Александром Свирским, в миру Аммос, родился 15 июня 1448 года. В юности он ушёл из родительского дома, чтобы постричься в монахи, и в возрасте двадцати шести лет принял постриг на Валааме от руки игумена Иоакима. Многие годы преподобный жил в уединении на одном из островов Валаамского архипелага, где высек для себя пещеру в скале. Около 1485-1486 годов, оставив Валаам, он ушёл на берега реки Свирь, в леса близ озера Рощинского, и несколько лет прожил здесь в уединении. Постепенно вокруг него образовалась монашеская община, была срублена первая деревянная церковь во имя Св. Троицы. Преподобный указал строить братские кельи на берегу Святого озера. Место, где стояла келья Александра Свирского, было предназначено для братского кладбища и стало называться отходной пустынью. Здесь была сооружена деревянная Преображенская церковь. Так было положено начало двум историческим частям Александро-Свирского монастыря — Троицкому (на месте древних братских келий) и Преображенскому (на месте братского кладбища) монастырям.
Первая каменная церковь монастыря, Троицкая, была построена ещё при жизни Александра Свирского. Для её строительства Иван Грозный прислал «для каменного дела» каменщиков из Москвы во главе с мастером Игнатием и сделал в монастырь щедрый вклад. Незадолго до своей смерти Александр Свирский начал возводить каменную трапезную с одноглавым храмом во имя Покрова Богородицы. Эта лёгкая и нарядная церковь была перестроена в ХIХ веке и ныне восстановлена в первоначальных формах. Преподобный Александр скончался 30 августа 1533 года и был погребён у алтаря Преображенской церкви. Он был канонизирован на церковном соборе 1551 года, а первым храмом в честь нового угодника стал северо-восточный придел собора Василия Блаженного в Москве. Обретение мощей преподобного Александра Свирского состоялось в 1641 году. На протяжении трёх столетий великие князья московские, цари и бояре делали в обитель богатые вклады. В списке вкладчиков монастыря значится более пятидесяти известнейших боярских и дворянских фамилий, среди которых — Апраксины, Бутурлины, Вяземские, Головины, Долгоруковы, Измаиловы, Милославские, Нарышкины, Оболенские и другие. Уже в ХVI столетии Александро-Свирский монастырь стал богатейшим монастырём Олонецкого края. Тем не менее нравственное состояние иночества в Свирском монастыре было настолько высоко, что Иван Грозный ставил Свирский монастырь образцом для других. «Вот, в наших глазах у Дионисия, у великого чудотворца на Глушицах, и у великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, а монастыри эти процветают подвигами!» — пенял он боярам. Александро-Свирский монастырь входил в число важнейших духовных центров России. В 1582 году в монастырь приезжала жена Бориса Годунова — Мария Григорьевна. Семейство Годуновых на протяжении нескольких лет делало богатые вклады в монастырь. Царь Фёдор Иоаннович пожаловал монастырю колокол весом в 96 пудов.
В Смутное время монастырь сильно пострадал от нападения шведов и «воровских людей». В 1613 году обитель была разграблена, 27 монахов погибли. На месте деревянных построек остались груды пепла и мусора, каменные церкви стояли обгоревшими и потрескавшимися. Только в 1619-1620 годах обитель была восстановлена. Со второй половины ХVII века в монастыре началось большое строительство. В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трёхъярусная звонница, поставленная на широком четырёхугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы, разобранные в ХIХ веке при перестройке звонницы. В 1677-1698 годы Троицкий собор с четырёх сторон окружили двухэтажные корпуса келий, построенные квадратом. Периметр образовавшегося четырёхугольника составляет 530 метров. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными воротами. А в 1692-1698 годы в центре монастырского двора поднялось новое здание Троицкого собора. Его строили костромские мастера Пётр Потехин и Яков Агафонов «со товарищи». Собор был расписан Леонтием Марковым в 1715 году. Иконостас с замечательными иконами ХVII века исполнила артель тихвинских и новгородских живописцев. Храмовые иконы «Св. Александр Свирский» и «Явление Св. Троицы преподобному Александру Свирскому» писал новгородский «иконник» Родион Сергеев. В Преображенском монастыре в 1640-1644 годах был сооружён каменный Спасо-Преображенский собор. В этом храме в серебряной раке покоились мощи прп. Александра Свирского. К собору примыкает колокольня и церковь Св. Захария и Елизаветы типа «иже под колоколы», построенная каменных дел мастером Максимом Семёновым. Кельи Преображенского монастыря, постренные в 1724 году, неоднократно расширялись и перестраивались. Южный корпус построен в 1820-1823 годы, западный — в 1901 году. В 1703 году в связи с устройством Олонецких верфей на реке Свирь в Лодейном Поле, в монастыре побывал Пётр I. Вторично он посетил Свирский монастырь в 1719 году, когда вместе со всей семьёй и двором ехал на Марциальные воды.
С середины ХVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь. В 1764 году при учреждении монастырских штатов Александро-Свирский монастырь был разделён, в результате чего Троицкое отделение Александро-Свирского монастыря становится резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских (до 1786 года), а Преображенское отделение был преобразовано в самостоятельный монастырь. При Троицком монастыре была открыта Олонецкая духовная семинария. После ликвидации епископской кафедры Александро-Свирский монастырь постепенно начал приходить в упадок, но его известность продолжала привлекать сюда множество паломников. В 1858 году здесь побывал Александр II. С 1890 года монастырь стал самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом. Процветание монастыря продолжалось вплоть до Октябрьской революции.
Осенью 1918 года обитель была разграблена чекистами и были осквернены мощи Александра Свирского. Этот чудовищный акт сатанизма сопровождался разнузданным святотатством и растрелом настоятеля монастыря архимандрита Евгения (Трофимова), нескольких монахов и мирян. Патриарх Тихон тогда выступил с резким протестом, но руководитель этого мероприятия товарищ Август Вагнер в ответ заявил, что все свои действия и распоряжения считает вполне обоснованными, «верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли». В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь «Свирьлаг», детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 года находилась Свирская психиатрическая больница. Сильно пострадавший в Великой Отечественной войне монастырь был частично отреставрирован. Восстановление обители началось в 1997 году. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского, произошедшее 28 июля 1998 года.
Из книги: Низовский А.Ю. «Православные храмы и монастыри». — М.: Вече, 2005 г.
В 1484 году Преподобный Александр покидает Валаамские острова и направляется на берег Рощинского озера, где когда-то ночевал он на пути в Валаамский монастырь и куда, однажды во время молитвы, услышанный им глас Божий, который указал: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место», — и Великий свет указал ему дорогу на восток, в ту сторону, где текла река Свирь. Здесь Александр соорудил себе избушку, в которой жил в полном одиночестве, не видя лица человеческого, не вкушая хлеба, а питаясь только плодами лесными и кореньями. Затвор его был нарушен в 1491 году по промыслу Божию боярином Андреем Завалишиным, охотившимся вблизи пустыни. Оставив товарищей далеко позади, Завалишин один преследовал оленя, который вывел его к маленькой хижине. Преподобный Александр испугался при виде незнакомца, так как семь лет не общался с людьми, но и боярин был потрясён встречей с отшельником. Он не сдержал данного Преподобному слова об увиденном — ведь, как говорится в Евангелии, «аще сии умолчат, камение возопиют». Этот случай изменил жизнь Андрея Завалишина. На Валааме он принял постриг с именем Адриан и стал основателем Ондрусовской пустыни. На 23-м году пребывания возле Рощинского озера, Александр был удостоен восхищения духа такой силы, сравнимой с явлением, бывшее ветхозаветному Аврааму на палестинской земле, Бог в Своей Триипостасной сути вновь предстал перед человеком, подчеркнув этим особую избранность новозаветного Тайнозрителя Пресвятой Троицы.
После явления Пресвятой Троицы, когда Александру было указано возвести Троицкую церковь, собрать братию и устроить здесь обитель. Александр понял, что, посылая в его пастырство множество людей, человеколюбивый Бог не желает его одиночества в Олонецком лесу. В 1508 году, по благословению новгородского архиепископа Серапиона, преподобный Александр был хиротонисан. Тогда вместе с братией срубил он первую, деревянную церковь в честь Святой Троицы — знаменательного события, случившегося на этой Карельской земле. Когда число учеников Преподобного умножилось настолько, что не стало хватать зерна, намолотого вручную, начали рыть протоку для мельницы. Троицкая часть находилась на возвышенности, внизу которой — глубокий ров, поэтому когда иноки раскопали перешеек, вода из верхнего Святого озера устремилась в нижнее, Рощинское, угрожая монастырским постройкам. Казалось, их уже не удастся спасти, но преподобный. помолившись Богу и призвав имя Христосово, правой рукой начертал на течении вод крестное знамение. И вот оно, чудо, — стремительно поток остановился! Между тем, многие из братии приносили с собой средства из своих имений на устроение монастыря, что позволило не только поставить мельницу, но и сделать первые земельные приобретения, обзавестись тонями для рыбной ловли.
Началось строительство каменной Троицкой церкви «Церковь же посреде обители пространну воздвиже во имя Пресвятые Троицы, отвсюду видима, яко зерцало», а ведь для Олонецкой земли храмы в камне — большая редкость! Неподалёку от монастыря Александр сам нашёл глинистую почву, и монахи наладили производство кирпича, использовали они также местный известняк. Но средств оказалось недостаточно, и к великому князю Василию Ивановичу в Москву были отправлены три инока с просьбой о помощи. Великий князь, уже наслышанный об Александровой обители, послал туда каменных дел мастеров, строительные материалы, которых не было в лесном Олонецком крае, и всё необходимое для церкви, а также щедрые дары в придачу. Князь просил Преподобного молиться за него и Русскую державу.
Новый храм, изначально представлявший собой четырёхстолпную трёхапсидную одноглавую постройку, был освящён новгородским архиепископом Макарием примерно в 1526 году, в престольный праздник — Духов день. Полученные от великого князя средства позволили расширить обитель: помимо Троицкой церкви появились новые кельи, трапезная и хозяйственные постройки. Кроме того, близ жилища преподобного Александра в «отходной пустыни» были сооружены «две малые, деревянные церкви: одна во имя Преображения Господня, другая во имя Святителя Чудотворца Николая». Позднее, также благодаря великому князю, началось строительство каменной церкви во имя Покрова Богоматери с обширной трапезной. Возведение храма было закончено уже после смерти преподобного Александра.
В своей земной жизни Александр был удостоен ещё одной великой чести: ему явилась Пресвятая Богородица, на руках Своих держащая Младенца Иисуса Христа, со множеством предстоящих Ангельских чинов, в невыразимой светлости блистающих, тем самым подтвердив особую избранность Свирского монаха. Ко Господу преподобный Александр отошёл в 1533 году. Было ему тогда 85 лет. Особо чтили олонецкого святого русские цари Василий III и его сын, царь Иван Грозный, считавший Преподобного «великим чудотворцем» и молившийся ему перед взятием Казани в 1552 году. Позже в ознаименование победы над Казанским ханством Иван Грозный повелел освятить один из приделов возведённого им Покровского собора (храм Василия Блаженного) во имя преподобного Александра Свирского.
К началу ХVIII века, благодаря щедрым пожертвованиям и полученным привилегиям, Свирская обитель превратилась в один из богатейших монастырей северо-запада Руси. Во время польско-литовской интервенции монастырь был разорён, но с 1620 года попечением царственной инокини Марфы Ивановны — матери первого государя из дома Романовых — стал постепенно возрождаться. Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной и деревянные кельи были восстановлены быстро. На месте сожжёной церкви во имя Преображения в «отходной пустыни» вырос небольшой деревянный храм. В 1628 году монастырю Александра Свирского были даны новые угодья и сделаны значительные пожертвования, в том числе крупнейшие в Олонецком крае колокола весом 200 и 100 пудов. Обитель достигла своего прежнего состояния. За долгие десятилетия в стенах Свирского монастыря образовалась обширная сокровищница из произведений иконописи, среброделия, шитья, привозившихся и присылавшихся сюда царями и другими именитыми вкладчиками.
В апреле 1641 года, по прошествии 107 лет со дня кончины преподобного Александра, при игумене Авраамии, в бывшей «отходной пустыни» начали строить новую церковь Преображения Господня. Когда приступили к рытью котлована, на землю одна за другой стали падать молнии, озарявшие всё вокруг. Так продолжалось два дня, на третий день монахи обнаружили гроб с телом святого, покоящийся под сводом земли, ничем не поддерживаемым. Узревшие нетленную плоть своего покровителя, они были потрясены полной сохранностью святыни и составили её описание. С этого момента и начались исцеления от мощей преподобного Александра Свирского. Мощи были освидетельствованы митрополитом Новгородским в присутствии игуменов старейших новгородских монастырей и Софийского духовенства. Местом упокоения Святых мощей стал пятиглавый каменный Преображенский собор. Михаил Фёдорович встретил с радостью известие о том, что дни его царствования Бог прославил явлением Святых мощей, и пожертвовал для них серебряную раку с чеканными надписями, изготовленную мастерами Государевой Оружейной палаты. В 1644 году она на 11 лошадях была привезена из Москвы в монастырь. Царица Евдокия Лукъяновна прислала на раку драгоценный покров, ею самой вышитый (позже находился в ризнице монастыря). В 1878 году по приказу императора Александра II для мощей преподобного Александра Свирского в Петербурге создали новую серебряную раку весом 11 пудов, а прежняя была перенесена в Троицкий собор (её крышка с литым образом сохранилась в собрании Государственного Русского музея).
На протяжении ХVII века в монастыре не прекращались строительные работы, и уже в середине — второй половине этого века в Преображенской части обители произошла смена одного монастырского ансамбля другим — на месте деревянных построек выросли каменные. Рядом с Преображенским собором в 1668 году иждивением московского дьяка Захария (Богдана) Силина возвели каменную церковь пророка Захарии с шатровой колокольней и папертью. Позже церковь переименовали в честь святых праведных пророка Захарии и Елисаветы. При архимандрите Гермогене монастырь Александра Свирского достиг такой степени внутреннего благоустройства и внешнего величия, что не уступал лучшим обителям Руси. Значительными денежными вложениями и трудом монастырских слуг Александро-Свирская обитель принимала участие в строительстве городов Олонца (с 1647) и Санкт-Петербурга, в работах по благоустройству Новгорода, в снабжении армии в период Северной войны. Внимание царя неслучайно привлекли высококачественные сосновые леса Олонецкого края. В 1702 году Пётр I приказал заложить на реке Свирь корабельную верфь — так возник город Лодейное Поле. Свирский монастырь поставлял для верфи лошадей и провиант. Обитель также содержала старых, увечных служилых людей, которые сюда посылались по указу Петра I. В свою очередь, царь Пётр и царица Екатерина Алексеевна, несколько раз посещавшие монастырь, делали в него денежные вклады. Не забывали Свирскую обитель и другие правители. императрица Анна Иоановна в 1734 году пожаловала монастырю более 1000 рублей, а на пожертвованные Екатериной II 4000 рублей в Преображенском монастыре были построены настоятельский корпус и каменная часовня над колодцем, вырытым, по преданию, руками преподобного Александра Свирского. В 1723 году к Свирскому монастырю были приписаны 27 обителей, располагавшихся на территориях современной Ленинградской, Вологодской и Архангельской областях, республики Карелия. Как подмонастырская возникла тогда Старая Слобода (пос. Свирское).
В 1763-1786 годах произошло разделение монастыря на Троицкую и Преображенскую части. В первой был утверждён Архирейский дом викарных епископов Санкт-Петербургской митрополии Олонецкой и Каргопольской епархий, учреждены Духовная консистория и семинария, находящийся в ней Троицкий собор стал кафедральным. Преображенская часть приобрела статус самостоятельного второклассного монастыря. В это время большая доля монастырских земель была отдана в собственность государству, все приписные пустыни превратились в приходские церкви. Со временем учреждения епископской кафедры и консистории роль Свирского монастыря стала ограничиваться главным образом деятельностью в церковно-административной сфере — церковным устройством Олонецкого края. В 1786 году викариатство было закрыто и приписано к Архангельской кафедре, куда перевели и семинарию. Земли монастыря, в значительной мере утратившего свои права, отшли казне, поэтому монахам для посева хлеба и сенокоса приходилось осушать болота. Требовались денежные средства на проведение строительно-ремонтных работ, но их постоянно не хватало. Значение Свирского монастыря ещё более подорвало учреждение в 1820-х годах кафедры епископа в губернском городе Петрозаводске, к которому отныне было обращено внимание духовенства и паствы.
В середине столетия дела Свирской обители пришли в полное расстройство. Троицкий монастырь напоминал развалины: жуткое зрелище являли собой корпуса бывшей здесь некогда консистории, где отсутствовали оконные рамы, двери, полы, а стены были в трещинах, ненамного лучше выглядели другие корпуса. В Троицком соборе, также лишённом оконных рам, отсыревали и осыпались настенные росписи. Покровская церковь утратила иконостас. Монастырь дошёл до такой бедности, что даже в настоятельских покоях, не говоря уже о братских корпусах, отсутствовала приличная мебель. Тем не менее жизнь монастыря продолжалась. В 1817 году по указу Новгородской консистории, с целью противодействия расколу и большего привлечения людей к Александро-Свирской обители, ежегодно в праздник Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи, мощи преподобного Александра Свирского стали переносить из Преображенского собора в Троицкий. Церемония проходила при колокольном звоне и огромном стечении народа. С тех пор до настоящего времени этот обычай соблюдается ежегодно. Важное событие произошло в Свирской обители 24 июля 1820 года: монастырь посетил император Александр I. Прозорливые свирские старцы, преподобный Феодор и старец Леонид, просили настоятеля, отца Парфирия, приготовиться к его встрече именно в этот день, и как же был потрясён император, прибывший в монастырь без предупреждения, когда увидел, что его под колокольный звон приветствует братия во главе с настоятелем! Благодатные перемены в обители, в том числе возведение в ней новых построек, начались с приходом в монастырь архимандрита Павла (Смирнова)(1855-1869). А по прошествии некоторого времени, 8 июня 1890 года, в соответствии с Указом Священного Синода, Свирский монастырь вновь стал самостоятельным.
Процветание монастыря на рубеже ХIХ-ХХ веков связано с именем архимандрита Агафангела (Амосова)(1891-1909). Первым делом отец Агафангел постарался восстановить общежительный устав, исправить церковное пение и чтение. Он завёл мастерские: живописные, ризничную, резную, позолотную, переплётную, столярную, сапожную, малярную, слесарную и другие. В 1892 году в монастыре было введено старчество: каждый инок отдавался под духовное руководство опытного старца. Этот год был отмечен важным событием — обитель посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В начале ХХ века в обители насчитывалось 71 человек братии, а к 1917 году эта цифра возросла до 109. Монастырь владел к тому времени 5993 десятинами земли и получал из казны ежегодно 1307 рублей. При архимандрите Агафангеле в июне 1906 года состоялось торжественное празднование 400-летия Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря. Позже свершилась Октябрьская революция, после которой наступил один из самых трагических периодов в многовековой истории Александро-Свирского монастыря.
Из книги-путеводителя «Свято-Троицкий Александро Свирский мужской монастырь», 2017 г.
В 15 км от города Лодейное Поле, почти на самой границе с Карелией, между озерами Рощинским и Святым, недалеко от устья реки Свирь, в 260 км от Санкт-Петербурга в живописном месте на высоком берегу высятся величественные белокаменные постройки Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Святая обитель основана в 1508 г. постриженником Валаамского монастыря преподобным Александром Свирским. Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Аммоса, именем которого и был назван, и после семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 г. Аммос принял постриг с именем Александр. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове сохранилась узкая и сырая пещера, вырубленная в скале, в которой с трудом может поместиться только один человек.
В 1485 г. произошло следующее, как сказано в Житии: в той самой пещере на Святом острове молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался Голос Богородицы: «Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!» «Преподобный Александр выбрался из пещеры и за стволами сосен, вставших на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял в той стороне, где текла Свирь… В тот же день преподобный Александр покинул Валаам, поплыл к Свири. Здесь и обосновался, на том самом месте, где десять лет назад ночевал на пути в Валаамский монастырь». Там он жил в молитвах и питаясь травами, а в 1508 г. Преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное. Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе».
Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза. В том же 1508 г. была построена деревянная, а в 1526 г. — каменная церковь Живоначальной Троицы. Так в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, был основан монастырь и очень быстро приобрел известность. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами. С 1764 до 1783 гг. здесь жили викарии с.-петербургской епархии, именовавшиеся епископами олонецкими и каргопольскими.
О первых временах существования Александро-Свирской обители сохранилось весьма немного сведений. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами, да еще пожар в конце 1784 года истребили и повредили много драгоценных памятников, документов и книг, хранивших информацию о монастыре, особенно о его первоначальной истории.
В конце жизни Преподобный Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, он сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении кельи, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и Преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Так было заложено самое древнее строение монастыря — каменная церковь Покрова Божией Матери (1533), выполненная в новгородском стиле вместе с трапезной и звонницей. Здание церкви Покрова построено Преподобным на пожертвования царя Василия III.
Преподобный Александр преставился в 85 лет 30 августа 1533 года. Еще при жизни преподобный указал хоронить его не в обители, а в пустыньке у церкви Преображения Господня. Известие о кончине Преподобного Александра Свирского было включено в ряд важнейших событий в Новгородский летописный свод 1539 года. Был причислен к лику Святых уже через 14 лет после своей кончины, что за всю историю Православия встречалось крайне редко.
Большие пожертвования на монастырь внесли царь Федор Иоаннович и семейство царя Бориса Годунова, приезжавшие сюда на богомолье. На средства Федора Иоанновича рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя Преподобного Александра Свирского. В приделе была устроена каменная гробница Преподобному, на которую были возложены покрова, присланные в монастырь от Федора Иоанновича и Бориса Годунова. На покровах были вышиты фигура Преподобного Александра Свирского в полный рост и тексты молитв. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги». Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.
Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 г. при постройке собора монастыря. Случилось это так: во дворе монастыря расчищали площадку для строительства. И вдруг в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В пещере виднелся гроб. Мощи перенесли в монастырский храм святителя Николая, который был построен ещё самим Преподобным и не пострадал во время нашествия поляков в 1612 г. С 1644 г. и до революции, бесценная для всей России святыня — нетленные мощи Преподобного Александра Свирского в драгоценной серебряной раке в Преображенском соборе монастыря. Рака, подаренная царем Михаилом Федоровичем, была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга. В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха Преподобного Александра, обретенная вместе с мощами его во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Федора Иоанновича. Здесь же сохранялись жалованные грамоты монастырю от московских царей (большинство грамот принадлежало Борису Годунову).
Монастырь как единое целое сложился в XVI-XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных ансамблей — Троицкого и Преображенского. Вот описание монастыря, сделанное в 1905 г.: «Самая Обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь Преподобного, — Преображенским».
Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, как уже говорилось выше, является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого Преподобного Александра. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный Иоанном Грозным из Москвы для «каменного дела». Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 г. и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619-1620 гг. Под этою церковью, под каменными сводами ее, от времени уже почерневшими, сохранялись следы монастырской братской кухни первых времен, а именно — две громадные печи, каждая в 5 1/2 аршин шириною; эти памятники древности можно видеть и до сих пор.
В 1647-1674 гг. в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы, разобранные в XIX в. при перестройке звонницы. В 1677-1698 гг. Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий.
В 1681 г. была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами.
Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, — уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром церковь во имя Святой Троицы. Он построен в 1695 г. при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 г., 29 августа, Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров — строителей собора костромичей Петра Ивановича Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 г. артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII в. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов.
Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 г. к северу от Троицкого собора. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена и украшена стенною живописью в 1896 г. благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян, а в ней устроено вечное (неусыпное) чтение Псалтири о благодетелях святой Александро-Свирской обители.
Преображенская часть в настоящее время полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи Преподобного Александра Свирского. Первоначально собор был срублен в 1533 г., но в 1618-м, когда монастырь подвергся разорению, храм сгорел. Нынешний Преображенский собор построен в 1641 г., при игумене Авраамии, а придел во имя Преподобного Александра Свирского — в 1716 г. В 1856-1857 гг. инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же под руководством архитектора Тухтарева были расширены некоторые дверные и оконные проемы. В 1873-1874 гг. был вновь оформлен фасад. В 1900 г. архимандритом Агафангелом была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точеными перилами. В 1903 и 1904 гг. собор был расписан внутри живописными изображениями, отделан заново придел и также расписан. Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и Захарьевская церковь.
Церковь Святого пророка Захарии и Елисаветы построена в 1668 г. при игумене Макарии. Руководил работами каменных дел мастер Максим Семенов. Помогали ему каменщики Феофил Петров, Осип Климентьев и Елизар Пан. Церковь была соединена с Преображенским собором сводчатой галереей. После пожара 1784 г. и ремонта в 1833 г. церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном.
Часовня при монастыре, в память явления Святой Троицы преподобному Александру, выстроена в настоятельство архимандрита Павла; в настоящее время как снаружи, так и внутри возобновлена.
К западной стороне ограды помещается новая каменная массивная колокольня, довольно изящной архитектуры; высотою от основания 21 сажень. Выстроена в 1903–1904 гг. неутомимым в деле благоукрашения Свирской обители настоятелем отцом архимандритом Агафангелом на средства, приобретенные от разных благотворителей. На оной колокольне замечателен своим чудным звуком большой праздничный колокол. Его чистое и глубокое звучание издавна сподвигает и вдохновляет на молитву каждого, кто его слышит. (звук в тоне ля, имеющий минорное трезвучие; вес колокола 532 пуда 5 фунт., вылит в 1901 г. на зав. Орлова).
Часовня каменная за монастырем, напротив Настоятельского корпуса, построенная в 1791 г. архимандритом Парфением, над святым колодцем, вырытым, по преданию, руками преподобного Александра. Колодец этот долгое время был зарыт, а стоявший при нем деревянный крест, сделанный тоже самим преподобным, поставлен в деревянной часовне, находящейся близ большой дороги.
Справочник «Православные русские обители» за 1910 г. описывает монастырь так: «Храмов шесть. Главный — соборный, в честь Святой Троицы, второй, также соборный, в честь Преображения Господня, с приделом во имя святого Александра Свирского. В этом приделе в драгоценной серебряной раке почивают мощи Преп. Александра Свирского. Празднование ему совершается в Троицын день, когда его мощи переносятся отсюда в Троицкий собор, и 30 августа. Другие храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Преподобного Иоанна Дамаскина, Пророка Захарии и Святителя Николая в архиерейских покоях…»
Троицкий монастырь со времен самого Преподобного и до 1764 года служил местом жительства свирских иноков с Настоятелем во главе. В 1764 г., с учреждением в Олонецком крае викариев С.-Петербургских, именовавшихся Олонецкими и Каргопольскими, монастырь был назначен местопребыванием викарных епископов, с помещением в нем консистории и семинарии; Троицкий собор обращен в кафедральный, а Преображенский монастырь, по учрежденным в 1764 г. штатам, сделан был самостоятельным второклассным монастырем, с наименованием Троицкого Александро-Свирского монастыря. Через 24 года, т.е. в 1787 г., Троицкий монастырь, с закрытием Олонецкого викариатства, остался за штатом и приписан к Александро-Свирскому монастырю; с коего времени и состоит под присмотром настоятелей Александро-Свирского монастыря.
С 1803 г. по 1870 г. в Троицком монастыре помещалось Духовное училище, позже перенесенное в Архангельск.
Со времен основателя и первого игумена — преподобного отца Александра, до времени учреждения штатов, т. е. до 1764 г., Свирский монастырь был общежительным, а с 1764 по 1800 гг. в нем существовало штатное положение. В 1800 г. вторично восстановлено общежитие, продолжавшееся до 1873 г., в котором, с назначением настоятелями Свирского монастыря Олонецких епископов, он опять сделался штатным и был таковым весь период епископского настоятельства, т.е. до 1890 г., в коем указом Святейшего Синода от 8 июля за № 2242, определено: «Александро-Свирский Монастырь, отчислив от личного управления архиерейского, оставить по-прежнему самостоятельным, под управлением архимандрита, с тем чтобы братия сей обители во внутренней своей жизни руководствовались правилами общежития, издавна в ней существовавшими».
Так Свирская обитель в третий раз стала общежительною; штатное же положение, дважды водворяемое в обители, приводило ее в крайне печальное состояние, как это видно из монастырских архивных дел. Архимандритом с 1892 г. стал отец Агафангел (Амосов), прибывший из Валаамского монастыря. По прибытии он обнаружил обитель в крайнем запустении и далее трудился не покладая рук во имя Господне. За 18 лет своего настоятельства архимандрит Агафангел привел обитель во внешнее и внутреннее благоустройство: все храмы и корпуса были отремонтированы, появились новые мастерские, возобновлено монастырское хозяйство.
В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX в.).
В 1918 г. монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Стремясь сохранить Святыни монастыря, в 1918 г. в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре 1918 г. тайник был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исайя, Алексей Петров и Василий Стальбовский ложно обвиненные в «контрреволюционных призывах и сопротивлении». Еще пятерых монахов посадили в тюрьму. В последующее время в Троицкой части монастыря был расквартирован артиллерийский дивизион, а в Преображенской жили около 40 пожилых монахов.
Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 г., были потревожены мощи преподобного Александра. Как известно из рапорта епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия, адресованного патриарху Тихону, — «мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили». Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 г. их перевезли в Лодейное Поле, где они были освидетельствованы губернскими врачами. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Тогда, в разгар «антимощевой» кампании, это было в порядке вещей. Все это делалось для «беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».
Край Преподобного превратился в «Свирьлаг». В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали — недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году «Свирьлаг» был расформирован и вышло постановление переделать его в психиатрическую больницу для безнадежных больных.
22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Обитель досталась монастырю совершенно разорённой. В Троицкой части до сих пор располагается психиатрическая больница. К середине 90-х годов XX века Преображенский комплекс Александро-Свирского монастыря, который стоял в запустении, был полностью разрушен. Стены и крыши корпусов местами обрушились, не было ни окон, ни дверей, ни межэтажных перекрытий. В алтаре Захариевского храма было устроено хранилище цемента, который к тому времени отвердел. В Преображенском соборе и приделе преподобного Александра Свирского от сырости и течи в крыше почти все фрески осыпались, деревянные конструкции сгнили. Колокольня была переоборудована в водонапорную башню, но не ремонтировалась и находилась в аварийном состоянии. На территории была свалка мусора.
Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться. За прошедшие годы были отремонтированы Захариевский храм, Троицкая часовня, братские корпуса Преображенского комплекса, Преображенский собор, колокольня, придел преподобного Александра Свирского, восточный настоятельский корпус Преображенского комплекса, водосвятная часовня преподобного Александра Свирского. Налажена богослужебная жизнь обители, восстановлено братское общежитие.
В поселке Свирьстрой Лодейнопольского района было основано подворье с храмом во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1999-2000 годах в Петербурге было устроено новое подворье, с храмом Рождества Христова. В 2005-2006 годах были полностью отремонтированы Троицкий собор, Троицкая звонница, храм во имя преподобного Иоанна Дамаскина и прилегающая к храмам территория Троицкого комплекса. Троицкий комплекс, где находилась психиатрическая больница, сейчас возвращен монастырю полностью и практически восстановлен. Здания комплекса являются архитектурной жемчужиной Северо-Запада России и культурным памятником всероссийского значения.
30 июля 2006 года было торжественно отпраздновано 500-летие обители. Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 19 июля 1999 года.
23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра Свирского были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. В настоящее время нетленные мощи покоятся в храме Преображения, на время престольного праздника Дня Святой Троицы — переносятся с торжественным крестным ходом в Троицкий собор. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, часть корпусов и территория Преображенского и Троицкого комплексов, налажена богослужебная жизнь обители.
http://svirpalom.ru/