Крупный кирпичный храм эклектичной архитектуры, сооружённый в 1889-1892 гг. по инициативе архим. Мардария в юго-восточной части монастыря. Однокупольная четырёхстолпная постройка с алтарём и притвором, второй престол Князь-Владимирский. Закрыт не позже 1930-х гг., несколько повреждён в войну. В 1960-х гг. капитально перестроен с разборкой венчаний. Занят спортивной школой.
Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII — начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 115-119
«Под кров Твой Владычице вси земнороднии прибегаем»
Для главнейшей святыни, для иконы Владычицы, возвращенной в обитель из Тихвина, иждивением добрых людей да усердием трудника настоятеля с братией устроен обширный соборный храм. Далеко отступил этот храм от древних церквей к самой южной стене обительской, ближе к городу. «В утешенье и спасительное заступление от всякия нужды и скорби» стоит он и близкий к обители, недалекий и от горожан, усердных почитателей Богоматери. Высоко подымаются стены церковные, украшенные пилястрами, поясами с карнизами. С востока пристроен обширный квадрат с выдающимся посредине полукружием, а с запада — притвор, возвышающийся срединою своею до высоты церковных стен. Со всех сторон на стенах церкви поставлены фронтоны в виде трех кокошникообразных полукружий. Посредине возвышается широкий купол, увенчанный небольшою главою с крестом. Наружный вид храма пестрит украшениями и прилепками, обычными в архитектуре современных жилищ 1).
1) Вместе с папертью и алтарем он тянется, на 18 саж. 1 арш. в длину, в ширину на 12 саж. 1 арш. и в высоту на 11 сажен.
Внутри храм легок и светел и представляет из себя обычный четверик. Четыре колонны поддерживают его купол. Этими же колоннами четверик делится на 3 нефа. Прямо при входе открывается резной трехъярусный иконостас главного алтаря в честь иконы Старорусской Божией Матери. Среди изящных колонок, пилястров и резных украшений размещены здесь иконы новейшего письма. Обширный алтарный выступ стенами с арками разделен на три части, сообразно трем нефам храма. В среднем отделении его — главный алтарь, в северном — жертвенник, а в южном — придельный алтарь св. благов. князя Владимира. Среди главного алтаря на каменных плитах утвержден большой престол, украшенный массивною сребропозлащенною одеждою с эмалевыми украшениями по углам и с художественными священными изображениями по полотнищам. За жертвенником в левом, северном отделении стоит образ Старорусской Божией Матери, по-видимому, древнего письма, а в иконостас против жертвенника главное место занимает сама чудотворная икона Богоматери. Размерами своими она далеко превосходит все другие иконы храма. Высота ее 3 арш. 12 вершк., ширина 2 арш. 15 вершк. Пречистый лик Спаса Младенца обращен в сторону Богоматери. Правою рукою Он благословляет, а в шуйце держит свиток. Кроткая Богоматерь держит Младенца на левой руке, а правую приложила к груди. Темны, плохо разбираются уже священные лики. Образ покрыт драгоценною сребропозлащенною ризою, украшенною жемчугом, бриллиантами и другими самоцветными каменьями. Висят еще на нем убрусы, ожерелья, кресты, и прочие драгоценные приношения, унизанные камнями и жемчугом, от усердных горожан.
Незамысловата, по-видимому, внешняя история этой святыни. Преданье говорить, что принесена она была сюда в Руссу с незапамятных времен на благословение из древнего города Ольвиополя Понтийского 2). Большим почитанием народным окружена была святыня. Защитницею, покровительницею города своего считали рушане Богоматерь. Далеко разнеслась весть о чудной иконе Ее Старорусской по всей Руси.
2) Так сказано в старинном Виленском месяцеслове 1609 года, а Ольвиополь — город Херсонской губернии при впадении реки Синюхи в Буг.
Между тем, на Тихвин обрушилось страшное несчастье — моровое поветрие (1570 по описанию иером. Сергия, и 1655 г. по опис. арх. Макария). Исстрадался город. Казалось, — не будет конца беде… И тут открыто было горожанам, что их спасет Богоматерь, лишь принесут они к себе Ее чудную икону из Руссы. Всколыхнулся с надеждою на помощь Владычицы древний Тихвин. Двинулись горожане в Руссу с мольбою отпустить с ними святыню. И сердобольные рушане отдали чудотворную икону. На плечах своих понесли ее тихвинцы в родной город, обнесли там кругом города, и мор совершенно прекратился.
Зато на Старую Руссу обрушились беды. То мор, то пожары, то страшные войны опустошали всю область. Мало кто остался тогда в живых из прежних обитателей города. А икона так и стояла в Тихвине, как будто совсем позабыли про нее в Руссе…
Века пролетали… Наконец, нахлынули воспоминания о древних, отжитых днях. С особою живостью явились эти воспоминания, и захотелось, во что бы то ни стало, вернуть к себе древнюю, родную святыню. Да не захотели теперь тихвинцы уступить св. икону, считая ее уже как бы своею святынею. И скучали благочестивые горожане, но ничего не могли поделать. Начиная с 1805 года, они просили и умоляли высшее духовное и светское начальство о возвращении им св. иконы. Но каждый раз находились какие-либо препятствия. Так и жили долгое время благочестивые старорусцы со своим заветным желанием. Часто ходили и ездили они в Тихвин, чтобы хотя там поклониться чудотворному образу. Наконец, с новою силою стали просить они во главе с архимандритом Мардарием об этом же. Помог в этот раз им Августейший главнокомандующий войсками Петербургского округа Великий князь Владимир Александрович, и просьба была уважена. Святейший Синод, запросив архимандрита Тихвинского монастыря, разрешил перенести чудотворную икону, а Государь Император утвердил это разрешение.
Деятельно принялись горожане подготовляться к перенесению святыни. Скоро собрали они много денег (14500 руб.), чтобы написать точную копию ее, украсить ее и оставить там, в Тихвине, вместо древней святыни. Когда все было готово, они группами отправились в путь-дорогу до Тихвина. А там тихвинцы со слезами передали святую икону. Привыкли и они уже считать чудотворный образ Богоматери своим, и не расстались бы с ним никогда, если бы не было на то воли святительской, да не поняли бы они скорби благочестивых старорусцев. Почти две недели несли святую икону до Руссы среди несмолкаемого торжества. Тысячи народа сопровождали ее с пением в честь Богоматери. С крестными ходами встречали и провожали всюду торжественное религиозное шествие. Наконец, подошли к городу, и тут все зашевелились; от стара до мала все поспешили встретить «Царицу небесную». Шествие уже вступило в черту города… Чудная, величественная икона, как бы парила в воздухе над многотысячною (до 50000) толпою. Торжественный церковный звон, чудное пение и звуки военного оркестра, игравшего гимн — «Коль славен», дополняли чарующую священную картину великого старорусского торжества.
Наконец, 18 сентября 1888 года святыня была водворена на приготовленном ей месте в Спасо-Преображенском храме после крестного хода около стен обители. Так возвратилась в город древняя его святыня, и стал он жить как бы под покровом Царицы Небесной. Под кров Ее поспешили рушане во всякой нужде и скорби своей.
Вместе с перенесением в Руссу чудного образа Богоматери был решен и вопрос об устройстве нового храма в честь Богородицы. В 1889 г. храм этот был уже окончен, а в 1891 году освящен. (Между прочим, при освящении придельного алтаря принимал участие великий пастырь о. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский). До последних лет продолжают украшать его настоятели обители и горожане. Образ Богородицы помещен под особою сенью, а около него находятся другие образа иконостаса. Слева от него, у северной стены храма, на амвоне под сенью, стоит ковчег с частицами св. мощей от 50 св. угодников Божиих — дар Новгородского Софийского собора 1).
1) Никиты еп. Новгородского, Иоанна архиеп. Новгородского, священномученика Антипы Пергамского, преп. Антония Римлянина, Апостола Андрея Первозванного, Евфимия архиеп. Новгородск., Иоанна Златоустого, Препод. Иоанна Дамаскина, Препод. Макария Египетского, Препод. Ефрема Новоторжского, Препод. отец на Синан и Рифе избиенных. Св. мучен. Параскевы, Св. благоверного князя Феодора Ярославича, Св. Моисея архиепископа Новгородского, св. великомученика Никиты, св. Епифания епископа Кипрского, св. мученика Иоанна воина, Апостола Иакова брата Божия, св. Гурия и Варсонофия Казанских, св. великомученика Феодора Тирона, Апостола Анания, Риза св. Ионы архиеп. Новгородского, св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, четырехдесяти мучеников иже во Севастии, св. мученика Пантелеймона, св. Николая архиеп. Мирликийского, св. великомуч. Варвары, великимучен. Георгия, св. благоверного князя Михаила Черниговского, преподобного Алексия человека Божия, преподобного Евфимия Суздальского, Стефана еписк. Пермского, св. Климента папы Римск., св. мученика Меркурия, св. мученика Прокопия, младенцев, избиенных Иродом в Вифлееме, св. архидиакона Стефана, св. Иакова Боровичского, св. мученика Христофора, св. муч. Иакова Персиянина, св. мученика Феогния и Кизических мучеников, Антипатра, Феостиха, Артемия, Феодота, Магна, Фавмасия, Филимона, Руфа, преподобного Моисея Мурина.
Святыня эта была привезена еще в 1805 году из Новгорода архимандритом Моисеем и встречена за городом у Кречева всем духовенством и горожанами. За ковчегом стоит образ с изображением святых, мощи коих хранятся в нем.
Рядом с сенью на аналой за стеклом хранятся еще примечательные кресты. Один из них — напрестольный, длиною 6 вершков, серебряный позлащенный. Прежде в нем были св. мощи. По лицевой стороне его обычные изображения Распятия с предстоящими, двумя архангелами и Николаем Чудотворцем. На обороте — 15 изображений разных святых, мощи коих, очевидно, и хранились в прежнее время в кресте. А внизу на ручке написано: «и бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображения Спаса Господа Нашего Иисуса Христа индикт; лета 7100 (1592 г.) месяца мая». Тут же лежит другой небольшой крест с ушком вверху, а в нем и по сие время хранятся св. мощи 2). Тут же лежат еще три древние креста без надписаний. В одном из них хранятся мощи печерских подвижников…
2) Св. ап. Андрея Первозванного, ап. и ев. Марка, ап. Филиппа, равноап. кн. Владимира, великомуч. Варвары, святит. Германа Казанского, великомуч. Димитрия Солунского, святит. Иоанна Златоустого и св. Григория Неокесарийского.
По стенам храма и у колонн всюду стоят киоты с иконами, а выше стены и колонны украшены живописными изображениями событий из священной и церковной истории, ликами святых и угодников Божиих.
Все образа, украшающие храм, сравнительно нового письма. Из них обращает внимание образ Боголюбской Божией Матери в дорогой ризе. А у западных колонн стоят иконы, перенесенные сюда из древнего собора. Тут образа — Успения Богоматери, Живоносный Источник, Неопалимая Купина, Всех скорбящих Радостей и другие — большею частью образа Богородицы.
Есть тут и дарственные образа, древние, родовые. У левой, северной стены в особом киоте помещены три таких образа — Спаса Нерукотворенного, великомученика Георгия и Святителя Николая Чудотворца, пожертвованные недавно г. Зерович.
Над притвором находятся хоры. В нижнем этаже среднее отделение составляет самый притвор, справа находится лестница на хоры и слева — ризница.
Таков этот храм — хранитель великой святыни. Вся жизнь обители сосредоточена ныне около него и около иконы Владычицы Богородицы, а все более древнее отошло как бы теперь на второе место и как будто стало порастать быльем…
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm