Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Сретения Господня.

Рядом с Рождественским храмом находится Сретенская церковь с трапезной. В настоящем своём виде она построена в 1630-е годы, но по некоторым документальным свидетельствам, на месте одноимённой каменной же церкви. В описи 1615 года здания монастыря описываются так: «Монастырь Преображенье Спасово да Въстритение Господне, оба каменные храмы, да в трапезе храм Рожество Христово древяная». Правда, Писцовая книга 1624 года с этим не соглашается: «В том же монастырь церковь древяная Сретение Господне…» И, пожалуй она права. Вероятно, до 1630-х годов трапезный храм старорусской обители оставался деревянным. Теперешняя Сретенская церковь составлена из двух объёмов (собственно церковь и трапезная) и имеет два этажа. С западной стороны пристроено крыльцо внушительного вида, а с северо-запада примыкала, как удалось установить, деревянная уборная. С севера трапезную «продолжал» братский корпус, разобранный в конце ХVIII века. Тогда же из Спасо-Преображенского собора в трапезную часть храма перенесли придел во имя мч. Антипы.
В течение ХIХ века Сретенский храм претерпел разительные перемены. Вместо тёса его покрыли железом с изменением конструкции кровли и главы, декоративные детали фасадов частью срубили, частью заштукатурили, дверные и оконные проёмы перебили. В 1836 году в нижнем ярусе (подцерковье) освятили придел в честь Старорусской иконы Божией Матери, спустя несколько лет сюда «спустили» придел мч. Антипы. В 1892 году Старорусский придел переосвятили во имя прп. Исидора Пелусиота.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №59, 2013 г.

Сретенская церковь
Преданье говорит, что там, где были погребены иноки мученики, убитые литовцами еще в 1234 году, насельни­ками обители был выстроен храм. Письменные памятники ничего не говорят об этом храме. Известно лишь, что деревянная церковка в честь Сретения Господня существо­вала после нашествия литовского и шведского, а около 1630 года, при игумене Иосифе, была устроена новая каменная церковь на месте, обвеянном народным преданием. С тех пор и поныне стоят нерушимо церковные стены. С северной стороны к храму были приделаны братские келии, пока, наконец, не обветшали они и были разобраны (в конце 18 стол.). Внизу в подцерковьи (по словам старожилов. Макарий, 49 стр.) было устроено даже отделение, в котором содержались колодники до суда тайной канцелярии за «госу­дарево слово и дело».
Невелик основной четверик храма (около 3-х саж.). С востока к нему примыкает апсида, а с запада обшир­ная трапеза, выступая северною стеною своею более чем на сажень. Трапеза и притвор несколько раз переустраива­лись, остальной же четверик храма с полукружием остается неизменным. Массивны неровные стены его. Очень заметно они суживаются кверху. Наугольные пилястры обрисовывают четверик храма. Над окнами находится пояс из кирпичных украшений, а в южной стене, на высоте окон, вложен высеченный из камня поклонный крест, напоминая о древнем обычае новгородских храмоздателей — украшать стены такими крестами.
Четырехскатная кровля с глухим куполом завершает древний храм. Внутри он очень мал. Алтарь не поме­щается в полукружии, и иконостас значительно вдается в основной четверик. Потому в нем и не остается почти места для богомольцев… Зато обширна примыкающая к нему трапеза. В настоящее время часть ее отгорожена от храма каменными стенами, одна из которых заменяет половину западной стены храма, а другая отделяет к церкви почти всю южную половину прежней трапезы.
Своды храма, суживаясь постепенно кверху, напоминают полотнища шатра. Трехъярусный иконостас несколько раз поновлялся и переделывался заново в течение последних столетий. Живопись итальянского стиля. Все образа, вероятно, написаны или переписаны около 1843 года, когда было разрешено возобновление их. В трапезном отделении стены уставлены образами Духовного Училища, для которого совершается ныне в этом храме служба. Здесь, между прочим, обращает на себя внимание древний Деисус византийского письма (монастырский).
В северо-восточной части трапезы еще в 1793 году был устроен храм в честь священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского, перенесенный сюда из Спасо-Преображенского собора. В 1842 году этот придел был перенесен и отсюда в подцерковье.
Вход в храм устроен с южной стороны трапезы из одной паперти с Рождественским храмом. А с запада пристроена еще другая паперть, в южной стене которой устроен вход в прежнюю кухню и трапезу. Рядом с этим входом в стену вделан другой каменный четырехконечный поклонный крест.
В западной стене притвора находятся двери в подцерковье. Там жили одно время колодники, там же хранили вино, как и во всех монастырских подцерковьях. Наконец, по прошению архимандрита Антония, (1842) разрешено было обратить это подцерковье в церковь в честь иконы Старорусской Божией Матери — «в утешение и спасительное заступление от всякия нужды и скорби». (Летопись мона­стыря, 45 стр.) Храмовая икона для новой церкви была спи­сана в Тихвине с подлинной, засвидетельствована архимандритом Илларионом и поставлена здесь в особом киоте под аркою. Над царскими вратами в иконостасе обычного вида был помещен образ Софии Премудрости Божией с новгородскими святителями. В 1892 году храм был переименован в честь преподобного Исидора Пелусюта, так как в честь иконы Божией Матери был выстроен новый величественный собор…
За аркою, в северо-восточном углу подцерковья, устроен придел священномученика Антипы (1843). Своды подцерковья поддерживает массивный каменный столб.
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm

Храм Сретения Господня каменный, двухэтажный, теплый, с севера соединяется с Христорождественскою каменною папертью, устроенною в 1835 г. Сретенский храм, как значится в монастырской описи при переписи города Старой Руссы в 1625 г., был деревянный. По летописцу, сооружение каменного храма последовало около 1630 г.
При храме с северной стороны, до конца XVIII ст. находились для жительства кельи, которые по ветхости разобраны и от них остался проделанный в стене ход в нижний этаж, освещенный с востока и севера двумя небольшими окнами. Внешний вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом алтаря. Храм и алтарь опоясаны красивыми стрельчатыми карнизами.
С западной стороны храма примыкает к нему каменное двухэтажное здание неправильного квадрата, бывшее некогда трапезою. Почему храм назывался Сретенским трапезным храмом видно из дел монастырского архива. Трапеза обширнее самого храма и потому выступает северною стеною более сажени. Мера Сретенского храма как в верхнем, так и в нижнем этаже одинакова: длина от горнего места 11 саж. 13 верш., ширина 3 саж. 1 арш. 8 верш.
Вход до 1853 г. был один в южной стене из паперти, находящейся между Рождественскою и Сретенскою церковью. В 1853 г. старанием архимандрита Владимира устроен вход в западной стене трапезы со вновь пристроенною папертью и двумя лестницами.
На Сретенском храме и трапезе до 1816 г. кровля была деревянная, а в этом году заменена железною и окрашена медянкою. На кровле храма возвышается круглая, с фальшивыми окнами шея каменная, на коей утвержден покрытый железом купол с пьедесталом для главы. Высота храма с крестом 10 саж. 1 арш. 8 верш.
Потолок храма и трапезы со сводами поддерживаются каменным посреди церкви столбом; далее к иконостасу – капитальною стеною, половина которой упирается аркою в южную стену, а в северной проделан сход в нижний этаж храма.
В трапезе Сретенского храма, в северо-восточном углу, некогда был устроен придел во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского в Асии. Этот придел до 1795 г. находился в диаконике Преображенского собора, а с этого года игуменом Иннокентием перемещен в эту церковь и отсюда в 1842 г. перемещен в нижний этаж Сретенского храма и по окончании нужных исправлений освящен в марте 1843 г.
В этом же этаже, как и в прочих подвалах каменного строения, хранилось до 1799 г. казенное вино, но старанием архимандрита Антония и усердием доброхотных дателей в 1835 г. он превращен в церковь Старорусской Божией Матери, и в нем же за аркою в северо-восточном углу устроен придел священномученика Антипы, против коего на стене, в особом позлащенном резном киоте устроен и сам образ Старорусской Божией Матери с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Икона эта прислана в монастырь настоятелем Тихвинского большого монастыря архимандритом Илларионом в 1835 г., при свидетельстве в том, что икона – точная копия с образа, находящегося в монастыре. Храм Старорусской Божией Матери и придел священномученика Антипы освящены настоятелем сего монастыря архимандритом Иннокентием: первый 29 сентября, а второй 6 октября 1857 г.
Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?