Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Христова.

С севера к колокольне пристроена небольшая церковка в честь Рождества Христова, возведённая, видимо, одновременно с колокольней на месте деревянного храма с тем же посвящением. Она представляет собой небольшой бесстолпный объём с подцерковьем и вытянутой апсидой. Интересной деталью храма является его широкий притвор, который служит входом одновременно в Рождественский храм и церковь под колоколы. Простота и рациональность устройства храма дают основание предполагать (и такое предположение сделал В.А. Ядрышников в своём труде «Архитектура Старой Руссы ХI — начала ХХ века»), что в «каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года». «Подобные небольшие клетские храмы, — продолжает исследователь, были широко распространены… однако их копии в камне в ХVI-ХVII веках встречаются нечасто». Подцерковье храма не предназначалось строителями для церковных нужд и оно использовалось самыми разнообразными способами. То здесь размещалась слесарная мастерская, а то — с 1763 года — его сдавали под склад казённого вина.
В начале ХIХ века здесь, по монастырским документам, была пекарня с кладовой, а с 1835 года — церковь Космы и Дамиана (престол перенесли из упразднённого храма приписного монастыря), просуществовавшая до 1892 года, когда Рождественский храм передали духовному училищу.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №59, 2013 г.

Древний храм Рождества Христова, ныне св. равноапостольных Кирилла и Мефодия
Особая пристройка соединяет с северной стороны монастырскую колокольню с двухэтажным, небольшим сравнительно храмом Рождества Христова. Эта церковка почти квадратная. Снаружи можно судить об этом по пилястрам, обозначающим длину самого храма. С восточной стороны его удлиняет апсида, снаружи составляющая как бы одно с храмом. С запада примыкает притвор.
Давно построен храм. Только ушли шведы из города в последний раз, как через три года выросли его стены. Когда в 1625 году делалась опись города, храм уже существовал. Толсты, как и все древние, церковные стены. Белая гладь их ровна, однообразна. Только два пилястра с северной стороны, да два карниза несколько разнообразят их. Над храмом возвышается двухскатная кровля, пере­ходящая над апсидою в полуконусообразную, а над нею одна небольшая глава.
Два маленькие окна тускло освещают алтарь. В самом храме окна большого размера и устроены в последнее время.
Внутри храма над стенами подымаются каменные своды с аркою посредине. Небольшой иконостас о двух ярусах окрашен масляною краскою, а по резьбе на нем идет позолота… Среди иконостаса старинной формы гладкие, глухие царские врата с обычными изображениями. В алтаре, в запрестолии, находится каменный уступ, заменяющий седалище для священников.
В 1892 году храм этот был уступлен монастырем для отправления богослужений Старорусскому Духовному Учи­лищу, и тогда же он, с благословения Владыки Новгородского Феогноста, был переименован в честь св. Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских. В настоящее время Богослужение для учеников Училища отправляется в Сретенском храме.
Внизу, в подцерковье, с давних пор были службы монастырские — подвал со слесарнею, потом хранилось ка­зенное вино и, наконец, уже в 1835 году, усердием архимандрита Антония, подцерковье было обращено в церковь во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана на память об упраздненном Козьмодамианском монастыре с древним храмом в честь св. бессребреников. Внутреннее расположение в храме — подцерковье было совершенно таково же, как и вверху. Сыро, мрачно было в нем, и скоро совер­шенно истлела церковная утварь и образа. Несколько раз поновляли радетели церковь, но все-таки к 1891 году она пришла в совершенный упадок и с разрешения начальства была упразднена с тем, чтобы помещение, где находилась церковь, держалось в приличной опрятности. Св. престол и иконостас были тогда разобраны и по ветхости уничтожены, а боле сохранные иконы и утварь вынесены. В настоящее время в подцерковьи — кладовая пищевых продуктов.
С северной стороны к притвору примыкает паперть, устроенная в 1835 году. В этой паперти находятся два деревянных крыльца с площадками, — одно к Кирилло-Мефодиевской церкви, другое — к стоящей рядом Сретенской.
Старорусское Духовное Училище
Рядом с надвратною монастырскою башнею, с запада к ней примыкает длинное двухэтажное здание, а от сре­дины его к северу, параллельно дорожке к древним соборам, тянется другое трехэтажное здание. Здесь помещается Старорусское Духовное Училище, — одно из самых старых училищ в городе. Спасо-Преображенская обитель, по-види­мому, с давних пор была центром духовного просвещения в городе. Возможно, что была в ней и школа. Предшественником настоящего Училища, вероятно, было Славянское грамматическое училище, открытое митрополитом Иовом при братьях Лихудах, — одно из 14 училищ, заведенных тогда по епархии. Правда, положительных данных относи­тельно существования его нет. Известно только, что после этого уже в 1780 году, митрополит Гавриил устроил здесь школу, называвшуюся семинарией (по «репорту» 1781 года игумена Старорусского Германа). Префектом ее был соборный священник Михаил Евстихеев, а учителем латинского языка — Яков Косьмин. Но опять, долго ли существовала школа и как существовала, ничего неизвестно. Этим пока и ограничиваются все сведения о прежних школах при монастыре.
Наконец, 4 декабря 1805 года было формально учреждено Старорусское Духовное Училище. Преподавателями его были назначены местные священники и дьякона, а архимандрит Моисей был сделан ректором. Ученики были набраны почти насильно из детей священноцерковнослужителей. Только и теперь не особенно блестяще пошло дело в училище. Бедствовало оно. Не было ни средств, ни хороших наставников, ни даже достаточного количества учеников, несмотря на принудительные меры.
Поэтому в 1809 году училище было реформировано. Прежние ученики, равно как и дети духовенства, обучав­шееся дома, были собраны в училище и здесь после публичного испытания размещены по классам.
Самое училище было разделено на два — на приходское и уездное, и в каждом сделано было по два класса. Курс учения в уездном училище был четырехлетний, а в приходском — двухгодичный. Тогда же было назначено казенное жалованье учителям. Так существовало училище до 1854 года, когда разделение на приходское и уездное было уничто­жено, а в 1870 году оно было преобразовано в четырех­годичное.
Первое время училище было тесно связано с монастырем. Оно и помещалось тогда в монастырских зданиях — в братском корпусе с севера от Сретенской церкви, над которым ныне надстроен второй деревянный этаж, а потом — в нижнем этаже настоятельского корпуса. Отопление и другие потребности удовлетворялись из доходов упраздненного Космо-Дамианского монастыря (Летоп. мон. 34). Первыми ректорами училища были архимандриты-настоятели монастырей.
Наконец, в 1829 году, Училище было переведено в соб­ственное здание, построенное на месте маленького домика Духовного Правления, а с 1831 года смотрители училища стали назначаться уже не из архимандритов. С этого времени училищная жизнь потекла более независимо от монастыря, хотя и ныне богослужение для учеников отправляется в монастырских храмах.
Много изменений произошло в жизни училищной в течение векового существования. Постепенно, шаг за шагом устанавливался в нем порядок, понемногу налаживалось дело обучения. Медленно, как бы ощупью, шли первые новаторы-устроители духовных училищ. И много преобразований во внутренней жизни коснулось училища, пока не дожило оно до наших дней. Даже не столь отдаленное прошлое имеет много своих особенностей.
В настоящее время училище имеет 4 класса. Здесь кроме общих предметов, обычных во всех низших классах среднеучебных заведений, проходятся древние языки, но зато оставлены новые. В остальном программы мало чем разнятся, только иначе распределены уроки по классам. При училище есть и общежитие. Вся жизнь его сосредоточена те­перь в заднем трехэтажном здании. Внизу помещается столовая и зал, во втором этаже — классы и второй зал и в третьем — спальни…
В кратком очерке нет возможности обрисовать бытовую обстановку, характер и ход учебных занятий в училище, представляющий особый интерес, так как оно начало дей­ствовать в то время, когда особенно сильно сказывалось еще непонимание пользы систематического школьного обучения, и пришлось выдерживать вследствие этого трудную борьбу.
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm

Храм Рождества Христова каменный, двухэтажный, как значится в церковной описи, построен около 1620 г., по истечении трех лет от бывшего шведского нашествия. При учинении в 1625 г. описи г. Старой Руссы храм уже существовал. По летописи, сохранившейся на дщице, значится, что церковь построена вместе с колокольнею, при поправке главного Преображенского собора.
Наружный вид храма представляет продолговатый квадрат с выдавшимся к востоку полукружием, опоясан двумя вверху и по середине выпуклыми карнизами, из коих первый тянется вокруг всей церкви, а последний обхватывает только полуокруглость алтаря.
Храм одноглавый. Вышина церкви от земли до карниза 4 саж., длина 9 саж., ширина 3 саж. Вход во внутренность храма устроен с западной стороны из паперти, вновь построенной в 1835 г. В этой паперти имеются две лестницы: одна налево, ведущая в храм Сретения Господня, а другая направо – в Христорождественский.
Храм с каменными сводами и аркою посреди, упирающеюся в боковые стены. Посреди иконостаса старинной формы царские двери, гладкие, глухие, с изображением Благовещения и 4-х евангелистов. Горнее место в алтаре опоясано каменным уступом, крытым деревом, что и заменяет седалище для священнослужителей.
В нижнем этаже храма первоначально был теплый подвал и слесарня до 1763 г., а с этого года, в течение 35 лет, хранилось, как и в других подвалах, казенное вино, с платою за каждый отдел по 1 руб. ассигн. в месяц. Сей подвал в 1835 г. усердием архимандрита Антония превращен в церковь во имя св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, вместо бывшей деревянной церкви в упраздненном Космодамианском монастыре. Вход в эту Космодамиановскую церковь в форме глухой арки с окном, близ которой есть другая сквозная арка, ведущая на монастырское кладбище и примыкающая к Сретенскому храму. Внешний вид и внутреннее расположение церкви такое же, как и в верхнем этаже. По середине иконостаса царские двери старинные, гладкие, глухие, к верху полукруглые.
Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?