Спасо-Преображенский Старорусский монастырь, 1 класса, в городе Старой Русе. Основан Мартирием, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил здесь в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся.
Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя (Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
С северной стороны к притвору Преображенского собора примыкает четырёхъярусная колокольня. Впервые о наличии колокольни в Спасо-Преображенском монастыре говорится в Писцовой книге 1624 года: «На монастыре ж на колокольнице два колокола больших весом семнатцать пуд, два колокола середних весом четырнадцать пуд, два колокола малых весом шесть пуд бес чети». Из этой записи не ясно, каменная была «колокольница» или же деревянная. Но вернее всего второе, поскольку уже в конце 1620-х — начале 1630-х годов, при игумене Иосифе, в монастыре выстроили существующую ныне колокольню, которая на самом деле исторически являлась не просто колокольней, а церковью под колоколы. Это выяснилось при обследовании здания, выявившем заложенные алтарные ниши на уровне второго яруса.
Действующей церковь оставалась недолго, уже в ХVIII веке в ней не служили, а потому даже посвящения её не сохранилось в монастырских документах. Колокольня является высотной доминантой всего монастырского комплекса. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что сие сооружение имеет четыре яруса, из которых два нижних прямоугольные в плане, а два верхних — восьмиугольные («восьмерик на четверике»).
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №59, 2013 г.
Исторический очерк обители. Основание (кон. XII). Мартирий — первый игумен. Обновление храма св. Евфимием и последующие судьбы обители.
Густа, непролазна чаща лесов новгородских. Только зверь да недобр человек проберутся сквозь них и найдут там убежище. Широко, широко пораскинулись те леса дремучие. Березняк, а порою и сосны, и ели с дубами могучими тянулись по десяткам, по сотням верст.
Много веков прошло с тех пор… Густа чаща лесная на островке, что охватывался Полистью-рекою, Порусьей с Алабушевым протоком, да соляным ручейком Войе. Что стена темно-зеленая стоял лес по ту сторону ручейка, рядом с торговым городом Руссою. Зверье только и жило в непочатых зарослях лесных. Да и там появился человек благоприветливый. Пришел он откуда-то 1), поселился на полянке лесной один одинешенек. Это был инок Мартирий. Охваченный молитвенным восторгом среди трудов и поста, он будто бы не замечал ничего окружающего. А благостного молитвенника скоро заметили рушане. Один по одному узнали они о подвижнике; с изумлением смотрели на жизнь его среди лесных дебрей, а подвижник приветливо, с ласкою встречал всех и каждого. Понравилась рушанам его жизнь ради Господа, да так понравилась, что многим захотелось навсегда остаться около него. Никого не отгонял пустынник, всех принимал в братство свое; и мирно, в любви зажили около него пустыннички.
1) Возможно, что он был рушанин, только познакомился (1 Новгор. летоп.) с монашеством в новгородских монастырях, которые уже тогда как бы кольцом охватывали Великий город. Там в это время славился монастырь Хутынский Варлаамов. Видимо-невидимо народу шло к подвижнику. Да не заглохли тогда еще рассказы чудные о другом подвижнике, преподобном Антоние Римлянине. Здесь-то и мог получить подвижник старорусский первые наставления в иноческой жизни, здесь он мог полюбить ее под руководством духоносных мужей. Писано на основании рукописи о Владыках Новгородских из библ. Тихомирова. В летописи монастырской прямо говорится, что он происходил от благородных родителей, по фамилии Рушанины из самого города Русы.
Устроил Мартирий посреди келий братских небольшую деревянную церковку «на прибежище крестьянам 1). Сам новгородский Владыка Григорий в день Успения Божией Матери освятил новый храм, а инока Мартирия сделал игуменом новой обители. Еще больше народа пошло теперь в лесок к Мартирию: кто за советом участливым, а кто для церковной молитвы. Услышали об учительном игумене купцы — гости новгородские: понаведались к нему, и так полюбился им трудник игумен, что когда умер в Новгороде святитель, стали поговаривать они на вече за Мартирия, чтобы его избрали святителем. Выбрали новгородцы, по обычаю, еще двух кандидатов на святительство и положили жребии избираемых на престоле святой Софии. После литургии они послали туда слепца взять один из жребиев, веруя, что такова воля Божия об избраннике. И жребий был вынут Мартириев…
1) Полн. собр. русских летоп., т. 3, стр. 20.
Оставил тогда Мартирий свою родную обитель… Тяжки были годы его святительства для Новгорода. Почти три четверти города выгорело. Тогда и святитель, не покладая рук, трудился, чтобы помочь несчастным жителям. Главною заботою его были храмы. «Владыка трудился палимый зноем во время дня, а ночью скорбел от заботы как бы окончить и видеть в полной красоте церковь», — говорить летописец о Мартирии по поводу построения им храма Воскресения Христова на озере Мячине 1). Не забыл святитель и детище свое, монастырек Спаса-Преображения в Русе.
1) Полн. собр. русских летоп., т. 3, стр. 23.
А там случилась крайняя беда. Погиб монастырек от огненного запаления, сгорела церковка Преображения, и заглохла бы совсем пригородная обитель, да святитель, основатель ее заложил новый каменный храм на пепелище…
Быстро подвигалась спешная работа, по благословению и на щедроты святительские, и через два месяца храм был готов. (21 мая заложен, 31 июля был готов 1098 года). 15 августа Мартирий явился с клиром своим, и началось невиданное, неслыханное в Русе торжество. Архиепископ Нова-города святил церковь в родной своей обители. Растроганный, ликующий, он мазал и кропил стены церковные, а потом в неземном восторге стал молиться вслух: «Господи Боже, призри на иноки сия и виждь и посети винограда сего и сверши иже насади десница Твоя; и призри на церковь сию, юже создах раб Твой архиепископ Мартирий, во имя святого Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи его молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих. Аминь».
С тех пор громче стали раздаваться удары в клепало да била в обители. Разрослась она с благословенья и молитвы святительской.
Умер Мартирий, «устроив себе блаженною душою память вечную» 1) во многих храмах, созданных тяжелыми трудами его. Остался и монастырек Преображения на острове в Русе, как живой памятник об основателе на веки вечные.
1) Полн. собр. Русск. летоп. 3-й т., стр. 217.
Много веков пролетело с тех пор над обителью, что стояла «в Русе на посаде». Для города не раз наступали тяжелые времена. Не раз разоряли его вороги, а вместе с городом страдала и обитель. Памятна для ветхого Преображенского храма жестокая, беспощадная Литва. Помнит обитель 1201, 1224, 1228, 1230, 1237 годы, — годы нашествий литовских. Особенно были жестоки вороги в последний раз. (В Новгороде княжил тогда Ярослав). Внезапно напали они на Русу, среди потоков крови добрались до обители, как демоны, ворвались в монастырские стены и ничего не пощадили. Надругались они над святынями, ободрали св. иконы и престол, забрали казну и тут же убили трех иноков, не успевших скрыться. Кто куда мог, попрятались остальные насельники обители, — кто в лес, кто в болота от беспощадных врагов. И только ушли вороги, выползли они из своих убежищ на старое пепелище да развалины и поновили разоренное…
Не один год пролетал с тех пор над обителью. Поближе подвинулся за это время к ней город. Два с половиною века уже прошло, как появилась она. Между тем древний Мартириев храм совсем обветшал. Расщелявились стены из дикого камня, совсем нависли и готовы были обрушиться церковные своды. Увидел это тогдашний святитель Новгородский Евфимий и решил помочь обители. Разобрал он ветхий храм и с помощью горожан на прежнем основании воздвиг новый каменный храм. К Воздвиженью (1442 года) храм был готов. Сам владыка прибыл на освящение его. С вечера городские священники с игуменами отправили всенощную в новом величественном, по тому времени, храме. По выражению летописца, церковь была «высочайше первой» (церкви). Святитель «добре ю украси и иконами на злате добрым писанием устрои, и ины потребные места добре соверши, якоже подобает церкви на красоту; и церковные служебные сосуды серебряные сотвори, и иные сосуды серебряные устрои на потребу монастырю».
А на утро он сам «освящи ю… и святую Литургию совершил» 1).
1) 1 Новгор. летопись под 6950 годом.
Так обновилась обитель Мартириева, и опять в мире пошла жизнь монашеская. Год за годом пролетали… Порасчистился уже совсем лесок около монастыря, да и город пододвинулся к самому деревянному частоколу. Полюбили миряне в это время жизнь иноческую, зато много обителей появилось в разных концах Руссы.
Наступило смутное время. Город, занятый сперва Литвою, а потом войсками шведского воеводы Делагарди, был разграблен, разорен и сожжен. Той же участи подвергся монастырь. Сиротливо стояли в нем обгорелые стены храма Преображения… Да не запустела и теперь обитель. Только удалились враги, как снова собрались насельники ее, вытащили припрятанные святыни и поправили разоренный храм.
Не прошло и семи лет после вражеского нашествия, как в ней уже красовались три церкви — одна с другою рядом — каменная Преображения Господня, каменная же Рождества Христова и деревянная Сретения Господня 2). А на колокольнице было шесть колоколов, из коих два больших весом семнадцать пудов, два средних — четырнадцать пудов и два малых — шесть пудов без четверти 3). Не оставили в это время и цари благочестивые обители своею милостью. Много чего пожаловали ей Михаил Феодорович и преемники его; дали они указы царские на владенье обители пожнями, землями, озерами в разных местах.
2) В 1630 году и она была сделана (перестроена) каменною. Неизвестно, были ли эти церкви до последнего нашествия.
3) По описи Чоглокова.
Так жила обитель до сих времен — то ветшая от времени и невзгод, то поновляясь. По временам до крайности умалялось в ней и число иноков 4).
4) Например, в 1760 году архимандрит Виссарион доносил в марте, что в его монастыре находится один только (иеромонах Силуан и монах Александр, почему и просил о переведении из Бежецкого монастыря двух иеромонахов и одного иеродиакона. Макарий, 61 стр.
При царе Алексее Михайловиче она была даже приписана к новому патриаршему Иверскому монастырю (1655 г.), но через пять лет, по определению московского собора, была возвращена ей самостоятельность (1661 г.). Когда же были проведены монастырские штаты, обитель причислили к третьеклассным монастырям, а игумена ее сделали архимандритом; тогда к ней приписаны были другие закрытые теперь монастыри — Еречев, Козьмодемьянский, Леохновский и другие.
Много перемен произошло в обители и в течение последнего столетия. В 1805 году настоятелям архимандритам дано было право носить камлотовые мантии с зелеными скрижалями, а в 1830 году, по милости Императора Николая Павловича, монастырь был возведен во второклассный, а настоятелям его разрешено было носить на мантиях бархатные скрижали малинового цвета и отправлять богослужение на коврах при открытых царских вратах во время божественной литургии до причастного стиха.
Многочисленны в это время были владенья монастырские. К нему отошли все земли упраздненных обителей. Жертвовали в обитель и частные лица свою землю на помин души. Зато монастырская земля была в самых лучших участках города 1). Таким образом, около монастыря собиралось довольно много земельных наделов, которые присоединились к казенным участкам земли, разбросанным в разных местах и даже на берегах Волхова.
1) Например, старец Сергий Волков подарил, обители свою землю около соляного озерка на Голубице. В 1840 году эту землю пришлось продать казне за 511 рублей 42 коп. серебром. Жертвовали монастырю лавки и просто дома в городе. В 1853 году Лебедева пожертвовала лавку на правах половинного владения с собором, или в 1877 г. Лаврентьева. Ныне эти лавки уже проданы.
По временам, по-видимому, было обширно и хозяйство монастыря. В 1762 году было два скотных двора — один при монастыре, другой при Редьевском мельничном поселке. А в самой обители не проходило и года, чтобы не было каких-либо перемен или перестроек. То перестраивались храмы, переносились и заново строились монашеские кельи и корпуса, то стены монастырские. Особенно много было сделано при архимандритах Мардарии и Мелетии. До всего хозяйства касалась рука заботливых настоятелей. Не говоря уже о храмах, корпусах для братии, — и скотные дворы, и гумна, и сараи, и кладовые, и мостовые — все было поновлено и перестроено в их настоятельство… Правда, и теперь видала обитель бедность и скудость в стенах своих, особенно в прошлом столетии.
Но в последние годы она воспрянула духом. Всего 27 лет тому назад в нее был возвращен после долгих стараний, усиленных просьб и ходатайств Чудотворный образ Богоматери, взятый в древние века в Тихвин. И ожил монастырь. Новый величественный храм вырос в нем в честь Богородицы.
Отодвинулось вместе с этим все старое, былое, отжитое на задний план; все обращено теперь к новому святилищу с древнею святынею города и всего христианского мира.
Монастырь теперь сделан первоклассным (1892 г.), но без назначения ему каких-либо средств на содержание от казны и без предоставления настоятелю его каких-либо преимуществ при Богослужении.
Так, переиспытав многое в течение своего восьмивекового существования, монастырь крепко устоял среди всех невзгод и ныне стоит, напоминая о древних временах, обращая взор благочестивого человека к дивной святыне своей, с которою связаны ныне все мысли о нем.
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm
Старорусский второклассный Спасопреображенский мужской монастырь находится на северо-восточной стороне г. Старой Руссы. Название получил от сооружения в нем первого храма во имя Спаса Преображения Господня основателем монастыря и первым игуменом Мартирием, в последствии с 1193 г. архиепископом Новгородским.
Монастырь был основан в 1192 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче первым его игуменом Мартирием, который по словам I новгородской летописи, в этом году срубил деревянную церковь во имя св. Преображения, которую святил архиепископ Новгородский Григорий на праздник Успения и назвал монастырем.
Монастырь в 1201, 1224, 1228, 1230 и 1234 гг. подвергался опустошительным набегам литовцев, сам монастырь грабили, церковь, св. иконы и престол ободрали… Равным образом, монастырь сей в 1611-17 и 1625 гг. опустошался шведами, оказалось, что после этого Спасский и Космодамиановский мужские монастыри разорены, дворы вокруг их выжжены. Но, несмотря на таковые бедствия, Спасский монастырь всегда был возобновляем усердием старорусских жителей.
Вместо сгоревшей деревянной церкви игумен Мартирий, возведенный 10 декабря 1193 г. в сан архиепископа, соорудил в 1196 г. однопрестольную каменную церковь также во имя Преображения Господня. Эта церковь начата постройкою 21 мая и окончена 21 июля. Сию церковь освящал в день Успения Божией Матери сам Мартирий. Поступивший на место представившегося архиепископа Мартирия епископ Митрофан в 1193 г. в Старой Руссе украшал владычню церковь св. Спаса иконописью.
По истечении более 200 лет и после разорительных литовских набегов каменная церковь пришла в совершенную ветхость, почему Евфимий, архиепископ Новгородский, при вспомогательном содействии старорусских и новгородских граждан выстроил вновь в 1442 г. каменную же церковь при князе Василии Васильевиче Темном, хотя на старом основании, но гораздо выше прежде бывшей и украсил иконописью.
По прошествии двух столетий церковь в 1628 г. при царе Михаиле Федоровиче, старанием и усердием игумена Иосифа окончательно возобновлена с устройством в нижнем этаже монастырских келий, вместо бывшей деревянной паперти построена каменная. Кроме сего древнего храма в монастыре в начале XVI ст. существовали, как значится в описи после шведского разорения, две деревянные церкви, именно: церковь Рождества Христова и Сретения Господня, вместо которых около 1630 г. сооружены были каменные двухэтажные. Итак, в обители сей находятся в настоящее время три каменных храма, с имеющимися в них 4-мя приделами.
Из описания 1761 г. архимандрита монастыря Пахомия видно, что, кроме каменных храмов с колокольнею и переходов от соборной до трапезной Сретенской церкви, под коими имелись теплые подвалы и кладовые, всякое монастырское строение, как то: настоятельские и братские кельи, вокруг монастыря ограда – все было деревянное, и все существовало до 1786 г. С этого года указом духовной консистории дозволено было игумену монастыря Герману строить каменные кельи из неокладной суммы, и на построение настоятельского корпуса разрешено было ему в 1787 г. употребить кирпич от разобранной от ветхости каменной Николая чудотворца Кречевской церкви. Указом консистории в 1788 г. в связи со смертью игумена Германа было поручено приемнику игумену Пахомию окончить строения, следовательно, начало существования братских келий и других каменных строений относится к исходу прошлого столетия.
В 1810 г. при архимандрите Моисее св. монастырские ворота устроены с южной стороны. Над вратами возвышается большая восьмиугольная каменная башня, построенная в том же году. В этой башне в 1812 г. была устроена церковь во имя Всех Святых и вход в нее был под св. воротами. Около 1819 г. архимандритом Дионисием как церковь, так и лестница под воротами были упразднены.
Архимандрит Арсений, будучи смотрителем старорусского духовного училища, в 1828 г. сделал вход через эту башню в училище из своих келий для удобнейшего надзора над оным; в последствии башня была обращена в настоятельскую кладовую.
К монастырским воротам до 1820 г. примыкали: справа деревянный частокол, а слева небольшое, одноэтажное каменное, о 4-х окнах строение, где помещалось дух. правление. По вступлении в управление монастырем архимандрит Дионисий, уничтожив деревянный частокол, в 1821 г. выстроил на этом месте вчерне каменный двухэтажный настоятельский корпус. Он же, будучи и ректором дух. училища в 1819 г. испросил благословения у преосв. Амвросия, епископа Старорусского, на постройку нового двухэтажного здания для дух. училища; им же заменено и здание дух. правления.
В 1804 г. около церквей устроено на ряду с садом монастырским кладбище для погребения граждан г. Старой Руссы со взносом посильного вклада в пользу монастыря. Слева от главного входа в монастырь находится каменный простенок, отделяющий училищный двор от монастыря. Этот простенок соединяется с каменным двухэтажным корпусом, построенным в 1789 г. при игумене Пахомие. До 1826 г. корпус был настоятельским, потом трапезным, а ныне братским, с помещением вверху бывшего дух. правления, а внизу просфорни.
С 1818 г. началось строение каменной ограды с северной стороны, а в 1817 г. продолжилось построение оной с западной стороны. На окончательную достройку каменной ограды с северо-восточной и юго-восточной сторон Высочайше ассигновано в 1827 г. 17 018 руб. 75 коп. ассигнациями. Таким образом, ограда монастырская совершенно окончена в 1830 г. Всей ограды около монастыря 328 погонных саж. На юго-западном углу ограды находится каменная восьмиугольная часовня во имя Александра Невского. На углах ограды с западной стороны устроены круглые, со шпилями небольшие башни, крытые железом, украшенные ангелами вместо крестов.
Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.