Старая Русса. Воскресенский собор. Кафедральный. Построен в XVII в., с многочисленными поздними перестройками. Действует.
Воскресенский собор 1692–1696. Колокольня 1797–1801. Здесь, при слиянии Полисти и Порусьи (Перерытицы), в 16-17 веках стоял городской острог. Воскресенский собор сооружен по заказу купца Сомрова «с прихожанами» на месте деревянной Покровской церкви. В 20 –30 гг. 19 века оба памятника были перестроены В.П. Стасовым. Завершение собора изменено в начале 20 века. После войны памятник восстановлен в 1956–60 годах.
Основанный сравнительно недавно, в начале царствования Петра Великого, он тем не менее обладает более древней историей. Раньше на этои месте была построена церковь во имя Покрова Богородицы. В конце того же столетия, когда Старая Русса вновь стала многолюдным городом, Покровскую церковь, небольшую по своим размерам, в соответствии с ее назначением — собирать все городское население в особо торжественных случаях — решили перестроить заново. На ее месте в 1692 году заложен был новый обширный храм в честь Светлого Христова Воскресения, завершенный строительством, как гласят документы того времени в лето 1696 года. В воспоминание о бывшей здесь ранее церкви один из его придельных алтарей, расположенный с севера, получил название Покровского. Другой (южный), Иоанно-Предтеченский алтарь, равно как и основной, главный алтарь собора также унаследовал имя от храма, находившегося неподалеку от того места, где он был построен. Покровский алтарь был устроен первым и был освящен в октябре 1697 года. В нем единственно совершались храмовые богослужения вплоть до 1705 года, когда освящен был главный алтарь собора, а в 1708 году — второй придельный алтарь во имя Рождества Иоанна Предтечи.
Молитвенная жизнь, происходившая в храме, а также ему принадлежащие святыни привлекали к себе многих именитых гостей города. Так, достоверно известно, что здесь бывал Петр Первый, который горячо молился перед древним образом Покрова Божией Матери, перенесенным в собор из Покровской церкви. Посещала храм во время своего пребывания в Старой Руссе и Екатерина II, а также почти все последующие русские императоры и члены их семей. В 1797-1801 годах возле храма вместо прежней ветхой была построена новая, первоначально — трехъярусная колокольня. В 1811 году в ее верхнем ярусе устроены были звонящие часы с 8 колоколами, изготовленными тульскими мастерами. В 1828-1833 годах по ходатайству горожан Воскресенский собор был перестроен — вследствие его тесноты и обветшалости — по проекту выдающегося русского зодчего Василия Петровича Стасова. Ему были приданы черты только еще зарождавшегося в то время русско-византийского стиля: храм приобрел более торжественный и величественный характер. Почти одновременно с этим в 1835 году на средства города надстроен был также и четвертый ярус колокольни.
Последний раз облик собора подвергся существенным изменениям уже в начале 20-го столетия — после произведенного в нем под присмотром Императорской Археологической Комиссии капитального ремонта на средства жертвователей; причиной была просадка фундамента и появление трещин, что грозило храму обрушением. Внутри собора в разное время устроены были резные золоченые иконостасы. Его стены к концу XIX века почти полностью (за исключением приделов) украшала собой живопись. Совсем иное отношение испытал к себе храм Воскресения после октябрьского большевистского переворота.
В первые годы начавшихся страшных гонений на Церковь в нем были полностью прекращены богослужения, затем они были вновь прерваны в 1936 году — уже на долгий срок, ставший для собора временем великой немоты и запустения. В 1937 году в храме разместили краеведческий музей. В годы второй мировой войны его использовали как лазарет; иноземные же завоеватели святотатственно устроили в соборе стойла для лошадей. Немилостиво обращались с собором и в послевоенное время, сделав из него кинотеатр, а затем (после реставрационных работ конца 1950-х — начала 60-х гг.) кощунственно обратили его в склад для стеклотары. В 1985 году в Воскресенском соборе открылся официозный военно-исторический музей, который просуществовал вплоть до 1992 года. В 1993 году случилась великая радость для всех верующих людей города: Воскресенский кафедральный собор был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. 1 октября 1993 года, в день торжественного праздника возвращения храма и его освящения, возле него собралось более сорока тысяч человек — почти все население города.
I. Старорусский соборный храм Воскресения Христова.
История собора. Примечательные святыни. Образ Старорусской Божией Матери и другие святыни. Колокольня. Сторожка.
Когда-то на берегу Полисти-реки, при впадении в нее Перерытицы, возвышались-красовались высокие городские стены с крепкими воротами. С давних пор стояли те стены деревянные, рубленые из дубу; кругом их были еще земляные валы, а по углам стояли каменные башни (Покровская, Тайницкая, Чертовесная, Глухая, Наугольная. Макарий. Церк.-историч. описание Старой Руссы). Это был городской острог. Здесь, близ Покровской башни, с давних пор была устроена маленькая церковка в честь Покрова Богоматери 1).
1) Тут же стоял воеводский дом, съезжая изба, подьяческая, казенные житницы, пороховой амбар или казна, лавки и кабак. В самом остроге проходили улицы: Большая, Средняя, Пробойная, Чертова и Щепья. Западная часть острога называлась задрём уголок.
Почитали Рушане эту церковку, а особенно полюбили ее, когда осталась она почти одна в городе после шведского разорения, — охранила Ее, знать, Матерь Божия. Погибла тогда соборная старорусская церковь Бориса и Глеба, устроенная Новгородскими купцами, и Покровская церковь заменила соборную.
Прошли года… Понизились, осели городские стены, а потом и совсем они были снесены, а древняя церковка по-прежнему стояла, старея и ветшая с каждым годом, и все же считалась она соборною церковью. Невдалеке от нее, на самом берегу Перерытицы, стояла еще небольшая колоколенка с пятью колоколами. Один из колоколов был большой, два средних, да два зазвонных. Совсем обветшали уже древние церковные стены. Наконец, собрались с силами горожане храмолюбцы. Зазорным показалось им иметь ветхую соборную церковь, когда в городе было много приходских казенных храмов. Нашелся и щедродавец. Соборный староста Михаил Федорович Сомров с прихожанами на свое иждивение решились перестроить храм, и в 1696 году, на месте маленькой деревянной церковки, вырос обширный каменный собор с главным алтарем в честь Воскресения Христова; справа был алтарь в честь Иоанна Предтечи и слева — Покрова Богородицы. Хотели храмоздатели сохранить память о древних, когда-то почитавшихся, церквах. Церковь Иоанна Предтечи была на Щепьей улице, а Воскресенская — на Воскресенской. Давно уже нет этих улиц. Уничтожены они при перестройках и перемежеваниях города, а тогда-то еще хранились, по-видимому, даже иконы из разоренных церквей, и благочестивым храмолюбцам всею душою хотелось на будущее время оставить память о них. Так появился соборный старорусский храм Воскресения Христова с двумя приделами, и три раза собирались горожане под его своды на торжество освящения престолов 1).
1) Покровская церковь освящена, с благословения митрополита новгородского Евфимия, в 1697 году 8 октября. Церковь Воскресения Христова, с благословения митрополита новгородского Иова, в 1705 году октября 2-го дня старорусским архимандритом Серапионом; а Предтеченская — освящена при том же митрополите в 1706 году июля 1-го дня, как видно из надписей на крестах. Макарий. Ц.-арх. описание Старой Руссы, 2 стр.
Столетие пролетело над храмом… На второе перевалило… Город увеличился… Тесноват стал собор, да очень обветшала у него кровля. А в городе в это время всюду шли постройки под команду военного начальства. Стали тогда хлопотать соборяне священники с именитыми прихожанами о перестройке и увеличении собора. Государь Император уважил их просьбу, дозволил даже выдать на это дело из капиталов существовавшей тогда комиссии духовных училищ 16546 р. 263/4 коп. ассигнациями. Тотчас же избрали соборяне комиссию для постройки, в которую вошли, между прочим, протоиерей собора, два священника и староста. Быстро началась разборка и постройка нового собора, но случившийся в это время в городе бунт задержал работы. Поэтому целых пять лет строился собор, и, наконец, в 1833 году были освящены его приделы, а в следующем году освящен был и главный престол его старорусским епископом Тимофеем.
Почти целое столетие стоял после этого собор нерушимо. Только в последние годы вдруг стали появляться трещины в его сводах. В 1906 году главный храм пришлось закрыть для богослужения, а иконостас снять. При освидетельствовании оказалось, что фундамент под задними столбами был слабоват, и они оседали. Вся центральная часть храма вследствие этого могла обрушиться, и потому главный и два малые западные купола были разобраны. Собрались тогда прихожане с горожанами, составили приходской совет, чтобы дружнее приняться за работу в своей великой нужде.
Целый год около собора продолжалась работа по перестройке и укреплению его, и, наконец, в следующем году (1907) 8 сентября исправленные части здания были освящены. Так было совершено последнее переустройство собора. Между тем, в течение векового существования стены его украсились живописью. В последние годы эта живопись была поновлена, a многое было переписано и заново. Но в общих чертах он остался таким же, каким быль устроен в прошлом столетии.
Стоит он, красуясь над речными берегами, отражаясь кокошниками и главами своими в спокойной глади вод. Все стены его почти одинаковы по своему протяжению; только в длину они на один аршин больше, чем в ширину. (В длину собор 17 сажен, а ширину 16 саж. 2 арш.). Выложены они из крепкого хорошо обожженного кирпича.
Довольно красив внешний вид собора… Стройно подымается над приделами и притворами его главная часть, завершаясь четырьмя малыми глухими и пятою большою сквозною трибуною посредине с луковичными главами. А притворы и приделы украшены поверх крыши рядами арочек в виде кокошников. Из этих кокошников по углам составлены небольшие пирамиды, оканчивающиеся маленькими главками с крестами.
Внутри собора высокая светлая главная часть его четырьмя колоннами, поддерживающими купол, разбивается на три нефа. Справа и слева к ней примыкают приделы, а с западной стороны — притвор. Таково внутреннее расположение в соборе.
Светло в его главной части. Впереди, в пять ярусов возвышается иконостас, завершаясь Распятием.
Не древен этот иконостас. Очевидно, он устроен в начале прошлого столетия, когда перестраивался собор, а в 1883 г. некоторые старые образа иконостаса были написаны вновь, другие пройдены колерами, на иных исправлены грунт и позолота. Самый иконостас быль позолочен и украшен всевозможными карнизами и арабесками. Все же проста, незамысловата отделка его, но она и хороша простотою своею. Стройно, рядами тянутся в нем св. иконы местные, двунадесятых праздников, апостолов, пророков и праотцев, вознося мысли богомольца к великим событиям явления Христова. В нижнем, местном ярусе есть и почитаемые горожанами св. иконы. Справа от царских врат стоит образ Фомина уверения, а по левую сторону образ Скорбящей Божией Матери — обычное изображение Богоматери, окруженной страждущими людьми. (Под образом есть надпись «1773 г. обещанием сей образ старорусского посадского человека Василия Мартынова, сына Скорляшникова, и как по душу мою Бог пошлет, у коея церкви тело мое погребено будет и поставить святой образ вечно в церкви»).
Дальше, в самом храме и приделах его почитаемых святых икон еще больше.
За правым столбом храма, под величественною сенью находится громадная икона Старорусской Божией Матери, поражающая своими размерами случайного богомольца (3 арш. 14 вер. х 2 арш. 14 в.). Это один из списков чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, находившейся целых 300 лет в Тихвине, а ныне хранящейся в Старорусском Спасо-Преображенском монастыре. Незамысловата история соборной святыни. И полутора столетий не прошло еще, как появилась она. Тогда чудная икона Владычицы Старорусская находилась в Тихвине, но постоянно была она на памяти горожан. И хотели они, от всего сердца жаждали, возвратить свою святыню, да долго не удавалось это. Наконец порешили они снять хотя бы копию с чудотворной иконы. Отправился с этою целью соборный староста Илья Петрович Красильников в Тихвин, на свое иждивение нанял он там иконописцев, и списали они копию с чудотворной иконы, а Илья Петрович привез ее в свой родной город. Это было в 1788 году 4 мая. Наперед узнали горожане о возвращении старосты с иконою. Далеко за городом встретили они благочестивого радетеля о городе с образом Богоматери, и был этот день великим праздником для старорусцев. Поставили они тот образ Богородицын за правым клиросом на втором столбе от западной стены, и с этого времени широкою волною полилась народная молитва пред святым образом. Много милостей излилось около него на страждущие души, не раз видели усердные богомольцы чудную помощь Заступницы в бедах и скорбях. Даже в последние годы рассказывают о чудесных исцелениях от этой иконы. Сильна, знать, вера народная, сильна и молитва Заступницы рода христианского за всех прибегающих к Ней 1).
1) Между прочим, в соборной летописи приводится следующий рассказ о чудном исцелении у иконы Богоматери. Жена чиновника Анастасия Петрова Котлярева, 40 лет, страдала острым ревматизмом, колотьем в левой части своего тела, головными болями и онемением левого глаза, который был вовсе закрыт, и открыть который она не могла без сильнейшей боли. По совету доктора Горбунова, она прибыла в Руссу 5 июня для пользования минеральными водами. Как женщина верующая, она каждый день ходила в Собор к совершаемым богослужениям и особенно усердно молилась пред иконой Старорусской Божией Матери об избавлении от болезни, очень тяжкой и мучительной. 21 июня, после усердной молитвы в позднюю литургию, она внезапно получила исцеление. Левый глаз, который не открывался вовсе, открылся сам собою, ревматизма и колотья во всем теле не ощущалось, головные боли, коими она так страдала, совершенно прекратились, как будто их вовсе не было. О своем внезапном, чудесном исцелении Анастасия Петровна Котлярева рассказала многим, бывшим тогда в храме вместе с нею, и попросила священника о. Александра Хераскова отслужить благодарственный молебен, что было и исполнено. В настоящее время исцеленная женщина не чувствует никакой боли и совершенно здорова. В истинности случившегося удостоверили и дали свое заявление: нарочито прибывший в Руссу муж ее, чиновник Александр Александров Котлярев, сама исцеленная Анастасия Петрова Котлярева и квартирные хозяева — старорусские мещане — Алексей Федорович и жена его Анастасия Дмитриевна Федоровы… Все они засвидетельствовали о бывшей ее болезни, и о совершившейся перемене после молитвы 21 июня. Данные означенными лицами показания засвидетельствованные причтом Собора, хранятся при делах Собора, а подлинные, при рапорте за № 97-м отправленные к Архипастырю, Высокопреосвященнейшему Гурию, Архиепископу Новгородскому. Украсили горожане чудный образ Богородицы сребропозлащенною ризою, унизали ее жемчугом, да каменьями самоцветными.
Наконец, в город была принесена подлинная икона Богородицы из Тихвинского монастыря и поставлена в главном храме Спасо-Преображенского монастыря. Но тут оказалось, что св. лики расположены на этой иконе иначе, чем на соборной копии Ее. С кротостью смотрит чудный лик Богоматери в соборе на каждого подходящего к Ее образу. На левой руке Ее покоится Божественный Младенец Христос. Он отвернулся от Пресвятой Девы, вся фигура Его выражает как бы стремление прочь от Матери. Правою рукою Спаситель благословляет, а в левой — держит свиток. Правая ножка Богомладенца подвернута под левую так что видна стопа ее.
И в монастыре на иконе Предвечный Младенец изображен на левой руке Богоматери, но взор Его обращен на этой иконе к Пречистой Деве. Несказанно удивило горожан такое различие в написании икон, не знали они, как и объяснить это. Причина этого остается неразрешенною до сего времени; правда, это не имеет значения для верующих, прибегающих в молитве к Богоматери за помощью. Но все же создались предположения, имеющие в основе своей положительные данные. Есть предание, будто бы тихвинцы небрежно хранили Старорусскую святыню. От времени и копоти икона Богоматери так почернела, что почти невозможно стало различить на ней черты св. ликов. С большим трудом списали живописцы, нанятые соборным старостою И. П. Красильниковым, копию с древнего образа для Старой Руссы. А через несколько времени и тихвинцы решили поновить древний чудотворный образ. Заказали они на иждивение купца Климова дорогую серебряную ризу. При этом поновлении и придано было лику Спасову то самое положение, какое видим в настоящее время на монастырской иконе Старорусской Божией Матери 1).
1) В соборной летописи находится следующее подтверждение основательности этого взгляда: «В августе 1888 года старорусский купец Аристарх Сергеевич Берестенников, находясь по торговым делам в Рыбинске, слышал от рыбинского купца Александра Петрова Переславцева, старца лет 75, приказчика его Феодора Петрова Савина, тоже старца лет 70 с лишком, и других торговых людей Рыбинска следующее сказание: Старорусская икона Божией Матери в г. Тихвине стояла без почёта в летнем соборе, и от долгого времени и сырости краска на ней осыпалась. Тогда вздумали ее возобновить, но так как лика было не разобрать, то живописец и написал икону по образцу Тихвинской. Это было, по их словам, лет около 50 тому назад. Они даже называли имя и фамилию мастера, переписавшего икону, местного тихвинского жителя. Рассказчики эти поясняли, что они сами несколько раз бывали в Тихвине и видали Старорусскую икону, и хорошо помнят ее еще в том виде, когда на ней не было серебряной ризы»… Это предположение подтверждается тем еще, что древние иконы Старорусской Богоматери сходны по расположению св. ликов с соборною иконою 1).
1) Например, икона в иконостасе Владимирской церкви, по-видимому, появившаяся за много лет до Соборной иконы.
Другое предание говорит, что лик Спасов отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан. Но как бы то ни было — тот и другой образа Богоматери чудодействуют и цельбы даруют приходящим к ним. Не забыли и до сего времени горожане радостного дня принесения в город соборной копии Старорусской иконы Божией Матери. Ежегодно 4 мая празднуют они в память этого события, хотя торжество совершается, главным образом, в монастыре около монастырской иконы Богоматери.
Такова история одной из главнейших святынь старорусского собора.
За левым клиросом у столба стоит почитаемый образ Покрова Божией Матери. На нем изображено видение Богоматери во Влахернском храме св. Андреем с Епифанием. Глубока древность этого образа. Он один только и остался из древней Покровской церкви, стоявшей когда-то на месте собора. Вековая древность его проглядывает в стиле письма. Рушане с давних пор почитали этот образ. Зато и Император Петр Великий, когда посетил город (1724), с благоговением преклонил колена пред ним и пожертвовал на его украшение 100 рублей серебром.
За вторым, западным, столбом, с левой стороны, над изображением заснувшего в вечернем сумраке города с собором два ангела держат небольшой, всего 2 дюйма мерою, образок на грифельной доске. Это образ Цареградской Божией Матери. Трудно определить время его происхождения. Одно только известно о нем из предания, что когда-то в давние времена через Руссу проезжали два греческих монаха. Остановились они на несколько времени в городе, побывали в соборе за литургиею, а после нее и оставили на память о посещении образок Богоматери.
По другому преданию, образ Цареградской Богоматери дан был самим Константинопольским Патриархом одной старорусской женщине, возвращавшейся через Царьград из Иерусалима домой. Эта-то женщина будто бы и препроводила данную ей иконку в собор для всеобщего поклонения.
Чудным, во всяком случае, показался рушанам этот образок. С любовью приняли они дар и с теплою молитвою стали обращаться перед ним к Богоматери. Мало помалу явилась уверенность, что Божия Матерь не оставит молящихся пред чудным Ее образком, а особенно Она помогает при молитвах за младенцев. Вот почему около иконы в прежние годы стояла чаша со святою водою, освященною через погружение в нее маленького образка Богородицына. И облегчала болезни та вода от иконы Заступницы, и утихали скорби томительные у верных, с верою и мольбою припадавших к Богородице.
Много есть и еще в соборе святых икон, почитаемых народом, замечательных по письму своему или древности.
У левой стены главного храма находится образ Дамасской Богоматери, написанный масляными красками (2 арш. х 1 1/2). Спаситель на образе отвернулся от Пресв. Девы. В правой руки Его красная нить, привязанная к ногам двух голубей, находящихся в левой руке. На Богоматери мафорий украшен жемчужным шитьем с камнями. По краям образа в два ряда находятся лицевые изображения акафиста Богородице в 12 клеймах.
В соборе очень часто встречаются, между прочим, святыни Новгородского края. Икона Знамения Божией Матери видна почти на каждой стене его. Из этих икон есть некоторые древнего чудного письма. Всюду тут находятся и образа новгородских подвижников. Они есть в иконостасе, есть и на стенах храма и приделов.
Вот в Предтеченском приделе небольшой образ новгородских чудотворцев в сребропозлащённом окладе. В верхней части его Господь Вседержитель, Божия Матерь, Николай Чудотворец и другие святые, а ниже образ Софии Премудрости Божией с предстоящими новгородскими чудотворцами, или, там же, на северной стене — образ Господа Вседержителя с припадающими к Нему святыми — Варлаамом Хутынским и преп. Сергием Радонежским. Есть несколько образов и святителя Никиты.
Вообще видно, что с любовью относился пригород Новгородский к своей столице, к преданиям и святыням ее. Эта-то любовь к Новгороду унаследована и в последующие века, когда объединилась вся Русь, когда метрополией стала Москва, а за нею Петроград.
Между другими образами обращает на себя внимание образ Божией Матери Неопалимыя Купины. Здесь в лицах изображено все, предреченное и провиденное в ветхом завете о Пресвятой Деве. Образ невелик по размерам, но все персонажи исполнены отчетливо и художественно с соблюдением в подробностях древнего стиля. Находится он на южной стене Предтеченского придела. А в западном притворе, кроме многих образов древнего происхождения, находится интересный маленький иконостас. По-видимому — это памятник усердия какого-либо горожанина, желавшего иметь у себя дома любимое им подобие церкви. (Тут же в притворе похоронены известные в городе люди, напр. протоиерей Страхов (1874) и др.).
Много и других чудных образов собрано в Старорусской соборной церкви. Были щедродатели, жертвовавшие их на помин души своей или сродников своих. Например, образ Богородицы на престоле сидящей, поставленный соборным священником Кириллом Федоровым над могилою супруги своей Стефаниды. Ставило в последние годы и Старорусское общество иконы в воспоминание о каких-либо памятных событиях. Так, поставлена была икона св. равноапостольного князя Владимира в память тысячелетия крещения Руси.
Из других почитаемых священных предметов в соборе есть еще св. Крест с частицами мощей угодников Божиих. Устроен он в 1700 году. На верхней стороне его обычные изображения: посредине Распятие, по бокам снятие со креста и положение во гроб Спасителя, сверху Воскресение, а внизу изведение из ада праведников. Еще ниже, в клеймах, перечислены св. подвижники, мощи которых сохраняются в кресте, а именно: св. Екатерины, св. Марка, царя Константина, муч. Фотия и Никиты, Гурия и Варсанофия Казанских, Фоки, Лукиллана, Косьмы, Николая, Климента, Григория, Арсения и др. Находится этот крест в особом ковчежце, помещающемся в проходе из главного храма в Покровский придел, а рядом с ним находятся еще два креста, в которых хранятся часть ризы Богоматери и часть Животворящего Креста Господня. Кроме того, в алтаре хранится серебряный крест, примечательный по древности, а на нем надпись: «Лета 7172 марта в 1 день положил сей святой и животворящий крест Старорушен Успенский поп Козьма в Старой Руссе к соборной церкви к Покрову Пресвятой Богородицы на споминовение своих родителей: по отце иноке Макарии, по матери Фетинии и по священноиереи Козмы и по подружей своей Анны».
Хранится тут еще Евангелие, напечатанное в 1681 г. на александрийской бумаге, обложенное красным плисом, верхняя доска его покрыта серебряным окладом.
Такова соборная старорусская церковь. Под сводами ее скрыто много великих святынь для всего города. Оживает она во дни праздников, а праздники довольно часты. Празднуют соборяне в Воскресение св. ап. Фомы, празднуют в день Покрова Богородицы и Иоанна Предтечи. Это храмовые соборные праздники. А кроме того, особенно празднуют в день Скорбящей Божией Матери — 24 октября (начиная с 1803 г.). Много народу собирается у собора, когда отправляется от него крестный ход кругом соборной стороны в первый воскресный день после праздника Казанской Божией Матери, 8 июля. Да и так часто собирается народ к соборному храму по разным поводам, как и во всех городах.
Не раз были в истории его и выдающиеся события. Не раз принимал он под своими сводами царственных особ. Даже ныне благополучно царствующий Государь Император был в соборе и преклонился перед главною святынею его. В последние годы был в нем еще необычный гость — Патриарх Антиохийский Григорий. Посещали собор и другие высокопоставленные лица. (Подробнее о посещениях этих в истории города).
Таким образом, соборный храм является свидетелем старорусской жизни, центром, откуда бьется жизнь в лучших ее проявлениях.
Недалеко от собора, всего в 6 саженях, стоит высокая четырехъярусная колокольня. Построена она в 1801 году на месте ветхой древней колокольни, уцелевшей со своими пятью колоколами после литовского разорения. Поратовал тогда богатый купец — соборный староста Илья Красильников. На свое иждивение построил он колокольню, а прошло 10 лет, и другой горожанин — купец Михаил Сомров устроил на этой колокольне куранты со звоном в колокола через каждую четверть часа.
Настало время военных поселений, и колокольня снова была перестроена. Много тогда было рабочих рук из военных поселян, и город на свой счет взял перестройку. Теперь колокольня остается в том виде, как вышла она из рук работников. Выше всех городских зданий подымается она и далеко видна за городом.
В нижнем ярусе ее помещается обширный архив действовавшего в былые годы Духовного Правления, а в четвертом ярусе висят колокола, и несутся оттуда звуки вестников мира перед церковными службами, а порою слышны и звуки тревоги в часы несчастий над городом. Прорезая подчас ночную тьму, набат с соборной колокольни будит разоспавшихся горожан на борьбу с пожаром или другими несчастьями…
На юг от собора находится небольшое четырехэтажное здание-сторожка. Напоминает это здание архитектурою своею часовенку. На самом деле на это место хотели перенести Тихвинскую часовню, стоявшую невдалеке от собора. Начали уже рыть фундамент и вдруг натолкнулись на дубовые гроба с забитыми в них осиновыми кольями. Трупы оказались перевернутыми спинами вверх. Надо думать, что это были тела колдунов, проткнутые суеверными людьми осиновыми кольями, чтобы избавиться от их будто бы ночных похождений. Так и оставили тогда горожане мысль о перенесении часовни на это место, а тут устроили жилище для соборных сторожей.
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm
В Старой Руссе, там, где речка Перерытица впадает в Полисть, некогда стоял острог. Его дубовые стены с каменными угловыми башнями — Покровской, Тайницкой, Глухой и Наугольной, — а также с массивными воротами окружали земляные валы. Сохранились данные о том, что там же располагались воеводский дом, съезжая изба и всевозможные служебные постройки — казна, амбар для хранения пороха, лавки, кабак, житницы, а также маленькая церковь, освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм стоял рядом с Покровской башней. Известно, что церковь благополучно уцелела после войны со шведами в начале ХVII века и долгое время являлась соборным храмом города. Однако шло время. Русса становилась всё многолюднее, а старый небольшой храм приходил в негодность. Наконец, в 1692 году на её месте началось возведение Воскресенского собора. Строительство затеял местный купец Михаил Фёдорович Сомров. Он подвиг прихожан на сбор средств на это богоугодное дело, сам выделил весьма крупную сумму. Благословил затею Сомрова митрополит Новгородский Корнилий. Между прочим, на своём посту митрополит много внимания уделял строительству и восстановлению храмов и монастырей. Так, именно при нём была восстановлена после страшного пожара Зеленецкая обитель. «Тщанием и иждивением» Корнилия там появились каменный пятиглавый Троицкий собор, церковь Благовещения, колокольня. Он окружил обитель оградой с надвратной церковью, построил келейные корпуса. Более того, учитывая, что монастырь со всех сторон окружали болота, владыка понимал, что необходимо проложить к монастырю дорогу. Что и было вскоре реализовано. Именно в возрождённую с такой любовью обитель митрополит потом удалился на покой, где и скончался в 1698 году.
В 1696 году строительство Воскресенского собора в Старой Руссе было окончено. Помимо главного придела, в нём имелось ещё два. Один из них был посвящён празднику Покрова Пресвятой Богородицы, второй — Рождеству Иоанна Предтечи. Интересно, что по словам экспертов, первоначально храм был почти квадратным, с наружной галереей и, не исключено, с палаточным завершением. Миновал без малого век, и именно в Воскресенский собор торжественно доставили прекрасный список с чудотворной Старорусской иконы Божией Матери. Этот список был выполнен по заказу соборного старосты — Ильи Петровича Красильникова. Рядом с Воскресенским собором возвели каменную двухъярусную колокольню, правда, через сто лет её решено было заменить на новую — четырёхъярусную, возведение которой закончилось в 1801 году. Средства на строительство выделил тот же И. П. Красильников. А через десять лет купец из рода Сомровых — Михаил Феоктистович — установил там часы с восемью колоколами, привезёнными из Тулы. Самый большой из них весил 265 пудов — почти четыре с половиной тонны! Ещё известно, что часовые гири были закреплены на 85-метровом канате. В 1835 году звонницу надстроили круглым ярусом «для наблюдения за пожарами». Причём эти работы велись по проекту архитектора В. П. Стасова.
Когда началась Отечественная война 1812 года, повсеместно был объявлен сбор средств. Та вот, старорусские купцы пожертвовали на нужды престола и Отечества 72319 рублей 56,5 копеек. Сомров же внёс более чем в два раза больше денег, чем остальные купцы города. Его личный взнос составил почти одну десятую всей суммы. Между прочим, царь этот вклад не забыл. Известно, что в 1814 году Михаил Сомров был удостоен медали с надписью: «Не нам, не нам, а имени Твоему». В Воскресенском соборе Старой Руссы молились многие русские императоры — Пётр I, Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II. В июле 1823 года вся Старая Русса вместе с городским головой Павлом Калиновичем Бычатиным встречали на вокзале поезд царя Александра I. Первым делом император отправился на торжественный молебен в Воскресенский собор. После службы священники поднесли царю главную храмовую святыню — список чудотворной Старорусской иконы Божией Матери. Торжественно рушане встречали и остальных государей, заезжавших в этот старинный городок. Но, как часто случалось, соборное здание вновь и вновь требовало поновление и расширение.
Разрешение на очередную перестройку дал лично император Николай I. Он также выделил шестнадцать с половиной тысяч рублей на эти цели. Разработать проект поручили архитектору В. П. Стасову. По словам экспертов, архитектор, будучи представителем русского ампира, «добился торжественного звучания архитектурного образа». От исходного здания он оставил северную, южную и западную стены четверика, перебив на них окна, срубив и заштукатурив практически весь имевшийся на здании декор». Н. Прокопчук в книге «Воскресенский кафедральный собор» отмечает: «Архитектор использовал элементы допетровского зодчества в «русском стиле». Храм изменился до неузнаваемости. Впечатляла его оригинальная композиция, архитектурные кокошники, окраска охрой с выделением белых деталей». В 1833-1834 годах собор и его приделы освятил епископ Старорусский Тимофей.
В начале прошлого столетия Воскресенскому собору вновь потребовались переделки. Свод покрылся трещинами, в результате пришлось разобрать и выложить заново барабаны основного объёма, столбы, арки, своды. Многие декоративные детали сбили, дабы облегчить конструкцию. Уклон крыши галереи увеличили. Кроме того, существенно укрепили фундамент, поскольку выяснилось, что он начал проседать. Все эти работы тщательно контролировались представителями Императорской археологической комиссии по капитальному ремонту. Средства выделяли сами прихожане. Сохранились документы 1910 года, из которых следует, что главный иконостас был пятиярусным.
В 1936 году собор закрыли. Сначала в нём разместили городской Краеведческий музей, а потом грянула Великая Отечественная война — в храме устроили госпиталь, а когда город заняли немцы, то превратили храм в конюшню. Бомбардировка Старой Руссы и тяжёлые бои за её освобождение не могли не сказаться на соборе. Воскресенский храм потерял барабаны галереи, в стенах появились пробоины, крыша была повреждена. Шпиль, купол, куранты, деревянные перекрытия колокольни — всё это было утрачено. Кроме того, северо-западный угол галереи превратился в руины. После войны храм подремонтировали и открыли в нём клуб, затем склад стеклотары.
В середине 50-х годов прошлого века пришло время серьёзных восстановительных работ. В первую очередь было необходимо восстановить разрушенный угол галереи. Этими работами руководил В. В. Кувырдин. В 1956-1960 годах специалисты провели обмеры. Настало время, выражаясь научным языком, «исследовательских, проектных и восстановительных работ». Руководил ими архитектор-реставратор высшей категории Л. Е. Красноречьев. Эксперты были сильно ограничены в средствах — никаких лесов не устанавливалось, шурфов не закладывалось. Однако специалистам «удалось обнаружить многие первоначальные формы, почти все элементы ХIХ века». М. И. Мильчик в каталоге «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области» (2008) отмечал: «На реставрацию купола и шпиля составлен проект, остальные элементы реставрированы по сохранившимся следам». Тогда же учёным удалось обнаружить следы нескольких окон, которые датировались ХVII веком, древних лопаток, фриза, наличников и закомар, ниш, а также дверной проём северного придела, следы арок и сводов. По результатам исследований учёные предложили два варианта проекта реставрации. В источниках можно найти такое их описание: 1) на ХIХ век с раскрытием некоторых древних деталей и восстановлением барабанов ХХ века; 2) на 1930-е годы. За основу взят второй вариант. На южном фасаде оставлены зондажи со следами двух окон ХVII века (позднее заштукатурены)».
К середине 1980-х годов капитальный ремонт здания бывшего Воскресенского собора закончился. И в него въехал Музей Северо-Западного фронта. Там, в частности, школьников принимали в пионеры. Лишь в самом начале 1990-х годов помещение всё же передали верующим. 1 октября 1992 года был знаменательным днём для Воскресенского собора — тогда он снова стал действующим. За несколько дней до этого в Старую Руссу с Южно-Уральского литейного завода, что находится в городе Каменск-Уральском, доставили восемь новых колоколов. Архиепископ Лев при огромном стечении народа (говорят, тогда перед собором собрались почти все жители города!) совершил чин освящения собора. Через два года после освящения церкви её настоятелем стал протоиерей Амвросий Джиган (ныне — не только настоятель собора, но и благочинный Старорусского округа). А уже в ХХI веке собор удалось включить в федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2012 годы)». При поддержке властей и меценатов нашего времени храм начали ремонтировать.
В книге «Воскресенский кафедральный собор» (автор-составитель Н. Прокопчук) рассказывавется: «В 2008 году по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии снова начались реставрационные работы. В то же лето был водружён на позолоченный шпиль колокольни освящённый крест. А в 2009 году состоялся чин освящения ещё девяти крестов, которые вознеслись на отреставрированные золочёные купола Воскресенского собора». Между прочим, процесс подъёма крестов оказался очень трудоёмким — поднимали их бережно, предварительно ещё внизу обернув в мягкую ткань, снимали которую только после окончания всех монтажных работ. Вместе с тем надо отметить, что никакой позолоты в прежние времена на храме не было. Кроме того, примерно тогда же было принято ещё одно решение — перекрасить собор из жёлтого в красный цвет. Таким он никогда не был. Даже на советских фотографиях видно, что его фасады были жёлтыми.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №367, ООО «Де Агостини», 2019
Как уже было сказано, в первой трети ХIХ века Воскресенский собор претерпел полную перестройку по проекту В. П. Стасова. Сохранив северную, южную и западную стены, архитектор полностью поменял декоративное убранство, форму и размер окон, завершения храма. По мнению одного из крупнейших знатоков новгородского зодчества — Леонида Егоровича Красноречьева, создателя знаменитого музея деревянного зодчества «Витославицы» — изначально архитектура Воскресенского собора была близка церкви Живоначальной Троицы на Крестецкой улице Старой Руссы. Таким образом, у старого собора были пять глав, декоративный фриз из квадратных нишек, отделявший закомары от основной части фасада; окна, по три в ряд, оформлялись затейливыми наличниками. Стасов отошёл от «русскости» в сторону «русско-византийскости»: прежний декор срубили, окна растесали, а фасады сделали симметричными, снабдив их портиками, кокошниками и новыми фризами. Тут хотелось бы отметить важную деталь. Дело в том, что русско-византийский стиль сейчас прочно ассоциируется с именем К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве и длинного ряда «типовых проектов» для провинциальных храмов. Так вот: Тон, безусловно, был величайшим теоретиком и практиком русско-византийского стиля, но точно не его первопроходцем. А был им человек, связанный в нашем представлении скорее с петербургским ампиром: автор таких знакомых памятников Северной столицы, как Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, Московские и Нарвские триумфальные ворота. Именно — Василий Петрович Стасов.
Первый из дошедших до нас памятников в русско-византийском стиле — это именно стасовская церковь Святого Александра Невского, спроектированная для русской Александровской колонии в немецком Потсдаме в 1826 году. То есть за шесть лет до того, как был официально одобрен проект храма Христа Спасителя. Да и старорусский собор Стасов начал перестраивать задолго до начала большой стройки на Волхонке — в 1828 году (закончены работы в 1834-м). Стоит добавить, что в силу стечения обстоятельств мы видим собор не таким, каким его строил Стасов, а чуть перестроенным в начале ХХ века. Советский проект реставрации предполагал восстанавливать храм именно по этой эпохе. Мастера русско-византийского стиля черпали вдохновение в традиционном зодчестве, а значит, пятиглавие должно было стать неотъемлемым атрибутом большого соборного храма. Интересно решение центрального светового барабана: он увенчан массивной луковичной главой, завершённой, вместо обычного в таких случаях яблоком с крестом, декоративным фонариком, а уже на него установлена малая главка. Получилось нечто среднее между традиционной «луковицей» и фигурным выпукло-вогнутым шатром эпохи барокко; очень оригинальное решение, делающее облик храма запоминающимся и уникальным. Фасады Воскресенского храма строго симметричны, их декор решён одинаково. И даже восточный фасад, не имеющий дверей (здесь располагается внешне никак не выраженная алтарная часть), снабжён, как и остальные, перспективным порталом — естественно, ложным — с килевидным архивольтом. Декор в целом сдержан, но от этого храм только выигрывает. Могучие, почти лишённые украшений стены вырастают из кипящего, «пучинистого» низа — далеко выступающих за очертания четверика приземистых приделов, украшенных горками кокошников. По углам приделов также установлены луковичные главки, таким образом общее число глав храма достигает девяти.
Колокольню возвели в 1797-1801 годах, она стилистически разнится, но не диссонирует с храмом, — скорее всего потому, что сразу после реконструкции самого собора Стасов взялся за колокольню и внёс в первоначальную конструкцию некоторые изменения. Главным образом они коснулись верха: «для наблюдения за пожарами» был надстроен четвёртый цилиндрический ярус под куполом со шпилем. Таким образом, колокольня сделалась соразмерной новому, реконструированному храму, остальные доработки касались деталей. В итоге имеем зрелый классицизм со стройными пропорциями и высококлассной проработкой деталей. Изнутри Воскресенский собор просторен и наполнен сетом. Простор — от большой общей площади сооружения и его внушительной высоты, свет — от широких окон, в том числе придельных, и блистающей белизны стен. Хотя белизна эта — не историческая. Исторически белыми были только приделы. Стены самого храма в конце ХIХ века сплошь покрывал цветной ковёр росписей. Однако испытания, выпавшие на долю храма в ХХ столетии, не пощадили стенопись. Не дошли до нашего времени и резные золочёные иконостасы. Внешнее убранство полностью восстанавливалось после передачи собора Русской Православной Церкви в 1993 году.
Конструктивно храм четырёхстолпный. Массивные квадратные в плане столпы, расположенные в центральной части, поддерживают своды, на которых покоится широкий цилиндр светового барабана (ещё больше света в интерьер!). Приделы, северный и южный, соединяются с четвериком арочными проёмами, проделанными в массивных несущих стенах. В западной части — ещё один арочный проём, ведущий в притвор: здесь главный вход в храм. Над этим проёмом — обширные хоры, на которые ведёт винтовая лестница. Интересно, что основной объём Воскресенского собора и два его придела — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи — несмотря на минимизацию интерьерного декора, всё же оформлены в отчётливо разной стилистике. Стилистический тон задают, главным образом, выполненные в различной технике исполнения иконостасы: это не изначальная задумка, а плоды современной реставрации, судя по старинным фотографиям, в прошлом интерьеры были оформлены более-менее единообразно. Ныне в центральной части — трёхъярусный, белоснежный иконостас в духе ХIХ века: с минимумом декоративных излишеств, но с «намёками на ампир»: золочёными колоннами, карнизиками, капителями. В центре иконостаса — большая полукруглая ниша с царскими вратами и иконами Иисуса Христа и Божией Матери справа и слева от них. Более традиционен иконостас южного придела во имя Рождества Иоанна Предтечи. Он тоже белый, но ещё более сдержан, по формам соответствует «русской классике». Снизу — большой деисус, над ним — два меньших иконных ряда. Обводы верхнего напоминают кокошники с килевидными завершениями. Ещё более прост иконостас северного Покровского придела. Двухъярусная алтарная преграда, тёмно-коричневое резное дерево, иконы традиционного письма на спокойном охристом фоне.
Многие иконы в Воскресенском соборе призваны напоминать о его древней истории его храмов-предшественников. Вот, например, есть сведения, что ещё в ХIV веке здесь стояла деревянная церквушка, освящённая в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи. Потом её перестроили в камне, но и она со временем от вражеских набегов «рассыпалась». Теперь же в Воскресенском соборе, как напоминание о былом храме, хранится прекрасная икона Рождества Иоанна Предтечи. В Воскресенском храме с древности до наших дней хранится список Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери; долгое время в соборе хранился присланный отцом Иоанном Кронштадтским в 1904 году образ Смоленской иконы Божией Матери. Благодаря неимоверным усилиям настоятеля собора и благочинного Старорусского округа — Амвросия Джигана, в храме в последние годы появилось немало икон ростовых, таких как образ Святителя Николая Чудотворца, Благоверных Петра и Февронии, Святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), Святой Равноапостольной Княгини Ольги. А на высоком берегу реки, у стен храма уже в наше время появилась новая святыня — поклонный крест. Он поставлен в память о всех старорушанах, сложивших головы за веру и отечество.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №367, ООО «Де Агостини», 2019
Старорусский Воскресенский собор построен на месте бывшей некогда деревянной Покровской церкви, как видно из описания города Старой Руссы 1625 г. Первоначальное основание сей церкви относится ко временам отдаленным. Она была до немецкого разорения г. Старой Руссы, бывшего в 1611-17 гг., и при разорении оставлена целою и неповрежденною. Когда и кем она была построена, неизвестно; известно только, что Покровская церковь после разорения в 1611 г. немцами Борисоглебского собора, построенного новгородскими пришлыми купцами 1403 г., была вместо собора. Сие видно из надписи на престольном кресте, хранящемся в соборе.
Эта деревянная соборная Покровская церковь, при коей было пять колоколов: один большой, два средних и два зазвонных, по ветхости была разобрана, и на месте оной на правом берегу реки Полисти и при устье реки Перерытицы церковным старостою Моисеем Федоровым Сомровым с прихожанами на собственное иждивение, с помощью усердных пожертвований построен нынешний каменный собор Воскресения Христова с приделами: с северной стороны – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а с полуденной – во имя Рождества Иоанна Предтечи.
Строение собора началось в 1692 г., с благословения митрополита Новгородского Корнилия, а окончено в 1696 г. Освящение же его и приделов происходило в разное время, но все они освящены в одно царствие Петра Великого. Покровская церковь освящена с благословения митрополита Новгородского Евфимия 1697 г. октября 8 дня; церковь Воскресения Христова освящена, с благословения митрополита Новгородского Иова, 1705 г. октября 2 дня старорусским архимандритом Серапионом, а Предтеченская освящена при том же митрополите в 1708 г. июля 1 дня, как видно из надписей на крестах, находящихся в соборе и показывающих время освящения его и приделов.
Приделы во имя Покрова Божией Матери и Иоанна Предтечи устроены были в воспоминание бывших церквей Покровской и Иоанновской, что на Щепьей улице, а собор наименован Воскресенским, вероятно, также в память бывшей Воскресенской церкви. Этот-то собор, не изменяясь в архитектуре, существовал до 1828 г.
Священно-церковно-служители собора, видя ветхость Покровского придела и деревянной кровли на оном, равно как и на Предтеченском приделе, и тесноту храма для народа, особенно в праздники и в зимнее время, стали просить начальство о распространении собора, и оно исходатайствовало в 1828 г. у Государя Императора Высочайшее повеление на распространение и увеличение соборного храма с выдачею суммы 16 546 руб. 26 ¾ коп. ассигнациями из бывшей комиссии духовных училищ. Тогда же учредили особенную строительную комиссию, состоящую из соборного протоиерея, двух священников и церковного старосты. Комиссия немедленно приступила к исполнению Высочайшего повеления, с благословения Серафима, митрополита Новгородского и С.-Петербургского.
В 1828 г. алтари, приделы и паперти были разобраны, кроме средней главной церкви Воскресения Христова, и в течение пяти лет вновь устроены и распространены. Приделы освящены 1833 г. в один день: Предтеченский перед раннею литургиею, а Покровский перед позднею; главный же собор освящен в 1834 г. преосв. Тимофеем, епископом Старорусским.
Собор в настоящее время имеет вид квадрата, с выдавшимися на восток тремя полукружиями. В длину он занимает 17 саж., в ширину 16 саж. 2 арш., а в вышину 16 саж. Собор внутри расположен на три отделения: на средней – храм во имя Воскресения Христова, на храм во имя Рождества Иоанна Предтечи и на храм во имя Покрова Божией Матери.
К достопримечательным по древности предметам относятся:
— Образ Цареградской Божией Матери, мерою в 2 дюйма, выбит на грифельной доске. О нем предание говорит, что в давние времена два монаха из Царь-града, проезжая через город Старую Руссу, слушали литургию в соборе после коей и оставили в нем на память сию икону. Икона мало-помалу породила в верующих надежду, что Божия Матерь Цареградская являет всем, с верою и любовью к ней прибегающих, помощь, особенно младенцам, посему и берут освященную воду с надеждой исцеления больных младенцев.
— Икона страшного суда. Из надписи над нею видно, что она при разорении и опустошении г. Старой Руссы немцами и литовцами 1614 г. была взята в плен и у шведов в г. Або в 1723 г. была выкуплена старорусским купцом Иваном Пономаревым и отдана в собор, где и находится. — Образ Божией Матери на престоле сидящей. Из надписи на нем видно, что образ в 1705 г. соборным священником Кириллом Федоровым, бывшем после сенным иеромонахом Корнилием при новгородском архиерейском доме, был поставлен над могилою его супруги Стефаниды. Икона сия находится на среднем притворе собора, на большой арке к югу.
— Икона Божией Матери Старорусской; она есть копия подлинной иконы чудотворной, принесенной когда-то в г. Старую Руссу, как сказано в старопечатном в Вильне месяцеслове 1609 г., из Греции из г. Ольвиополя. Копия с подлинной иконы находится в главной церкви собора на первом столбе, что за правым клиросом с задней его стороны. Риза на иконе сребропозлащенная, украшенная жемчугом и разными камнями; величина иконы 3 ½ арш., ширина 2 ½ арш.
— Икона Покрова Божией Матери на столбе, что за левым клиросом, с задней его стороны. Древность ее подтверждается самим пошибом письма и тем, что она перенесена из старой деревянной Покровской церкви. Петр Великий, когда был в г. Старой Руссе в 1724 г., изволил воздать поклонение сей иконе, как старинной, и пожертвовал на украшение ее 100 руб. серебром. На иконе риза сребропозлащенная.
В тихвинской часовне, принадлежащей к собору и находящейся от него в 50 саж., замечательна икона Тихвинской Божией Матери. Она написана в г. Тихвине с чудотворного образа тихвинским мещанином иконописцем по усердию старорусского соляного промышленника Петра Иванова большого Троицкого.
При соборе, на расстоянии 20 саж. от него, прежде находилась каменная двухэтажная колокольня, оставшаяся от литовского разорения, но по причине ветхости в 1797 г. разобрана. На место оной в 6 саж. на восток от собора построена новая каменная же колокольня о четырех ярусах соборным старостою и прихожанином, старорусским мещанином Ильею Петровичем Красильниковым. Она начата строиться в 1797 г., а окончена в 1801 г. Из колоколов на одном вседневном, в 70 пуд., имеется надпись, что он лит в 7206 (1698) году.
Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.