Старая Русса. Церковь Троицы Живоначальной.

Церковь во имя Пресвятой Троицы каменная, о пяти главах, находилась в самом центре города Старой Руссы на Троицкой улице. Существование на этом месте церкви во имя св. Троицы относится ко временам отдаленным. В первой описи города Старой Руссы в 1625 году она значится сожженною литовцами. Во второй описи города Старой Руссы в 1673 году упомянуто только место, где она находилась. В 1680 году на прежнем месте вновь выстроена церковь во имя св. Троицы на иждивение купца Якова Тверева. После чего, чрез 65 лет, церковь эта подверглась запустению от бывшего в 1759 году пожара. По возобновлении церкви в 1767 году, она опять пришла в прежнее состояние. Согласно прошению священника сей церкви Феодосия Савина, в каменном притворе Троицкой церкви дозволено было устроить вместо сгоревшей деревянной Златоустовской церкви придел во имя Иоанна Златоустого.
1836 года 13 июня, во время ужасной бури, сильным вихрем с северо-западной стороны сорвало с главы весь купол, который и упал близ церкви и повредил само здание церкви. А юго-восточная глава приметно всей своей тяжестью наклонилась, отчего в стенах церкви, на которых состояли главы, оказались большие трещины. Вследствие таких повреждений были неотлагательно разобраны четыре боковые главы с куполами и оставлена одна только средняя. В 1854 году из-за новых повреждений в сводах церкви, последовало Высочайшее соизволение на починку церкви с соблюдением характера древней ее архитектуры.
В возобновленном виде главный храм во имя св. Троицы освящен в 1860 году. Против притвора Троицкой церкви в 1832 году была построена каменная колокольня в 4 яруса. На ней — вседневный колокол, весом в 60 пудов, которые имел следующую надпись: „Лета 1761, месяца сентября, вылит сей колокол в город Старую Руссу, к церкви живоначальныя Троицы, из старой горелой меди, в помин великого пожара 1759 года июня в 29 день», т.е. когда совершенно сгорела деревянная церковь с колокольнею и обгорела каменная Троицкая с большею частью утвари. На данный момент колокольня не сохранилась.
Источник: «Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда» М.И. Полянский, 1885

До 1609 года на месте нынешней каменной Троицкой церкви стояла деревянная с тем же посвящением церковь. Когда она была построена — неизвестно, но как говорится в старых источниках по истории Старой Руссы, «Существование на сем месте церкви во имя Св. Троицы относится ко временам отдалённым». Первое упоминание о ней появляется в Писцовой книге 1497 года, где она названа «Троицкой улицкой церковью». В 1609 году храм сожгли «литовские люди», но уже вскоре он был восстановлен в деревянном исполнении, а в 1680-1684 годах «на иждивение старорусского купца Якова Тверева» выстроили уже пятиглавый каменный храм, в котором господствовали принесённые на новгородскую землю черты московского посадского храма. В ХIХ веке к церкви пристроили притвор в псевдорусском стиле.
До 1930-х годов Троицкая церковь оставалась действующей. Храм сильно пострадал в 1940-е годы, во время боёв за Старую Руссу. В 1960-1970-е годы проводилась его реставрация под руководством Т.В. Гладенко (она же реставрировала и Спасо-Преображенский собор). В закомарах Троицкой церкви сохранились еле различимые следы росписей.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №59, 2013 г.

Троицкая церковь расположена почти в центре современного города на пересечении улиц Фрунзе и Карла Маркса (до революции именовавшиеся Спасо-Троицкой и Крестецкой), недалеко от правого берега реки Порусьи. Постройка церкви относится к XVII веку, но здесь и ранее стоял одноименный деревянный храм, строительство которого не зафиксировано в письменных источниках. О сооружении каменной церкви Троицы информированные авторы XIX века сообщают следующее: «В 1680 году в царствование Феодора Алексеевича, с благословения преосвященного митрополита Корнилия, на прежнем месте вновь выстроена настоящая церковь во имя Святой Троицы, на иждивение старорусского купца Якова Тверева; а в 1684 году 13 декабря она освящена тем же преосвященным Корнилием».
В 1759 году случился пожар, при котором пострадала Троицкая церковь и сгорел стоявший неподалеку деревянный храм Иоанна Златоуста. В 1836 году сильной бурей сорвало главу с одного из барабанов, деформировало другой барабан, отчего образовались трещины в сводах. Несколько лет храм стоял в таком виде и его состояние ухудшалось. В 1853 году «последовало Высочайшее соизволение на починку оной церкви с соблюдением характера древней ее архитектуры». Работы велись долго, закончены были лишь в 1860 году и сопровождались крупными перестройками. Руководил строительством Константин Андреевич Тон. В дальнейшем кардинальных перестроек не было, и в таком виде церковь существовала до Великой Отечественной войны. Еще в 1932 году храм действовал, затем был закрыт и перешел на баланс горисполкома, видимо, в 1937 году. Колокольня была уничтожена еще до войны. Один из документов 1931 года сообщает, что «колокольня, за невозможностью ее использовать под культурно-общественные нужды, разбирается на строительство».
Разрушения военных и послевоенных лет были значительны. После реставрации в советское время здесь предполагали оборудовать читальный зал и шахматный клуб, но эти планы не были реализованы. В проекте зон охраны памятников истории и культуры Старой Руссы, составленном в 1980-х годах, предлагалось приспособить церковь под выставочный зал или зал органной музыки и пения. В 1996 году храм вернули епархии.
К этому приходу приписаны две часовни: во имя Святителя Николая на вокзале и во имя Архистратига Михаила в центральной районной больнице.
http://russablago.ru/church/prikhod-tserkvi-vo-imya-svyatoi-troitsy-staraya-russa

В Старой Руссе, на пересечении Крестецкой улицы с Троицкой (ныне улицей Тимура Фрунзе), располагается церковь Живоначальной Троицы. Нынешнее здание датируется ХVII веком, со значительной перестройкой в веке девятнадцатом; хотя храм на этом месте появился значительно раньше. У него богатая и интересная история… Уже в писцовых книгах 1497 года в числе прочих приходов Старой Руссы называется «Троицкая улитцкая церковь». В дальнейшем храм на пересечении Крестецкой и Троицкой улиц упоминается в источниках ХVI и начала ХVII века. А в Смутное время деревянный храм был сожжён захватчиками: «На Троицкой улице место церковное, что был храм Живоначальной Троицы, сожгли литовские люди в 1609 году; вдоль церковного места двадцать сажен, а поперёк девять сажен». Прежде считалось, что долгое время после Смуты храм не восстанавливался и был возрождён лищь в конце 1680 года, причём сразу в камне. Однако позднейшие исследования выявили факты пожертвований в Троицкую церковь в 1640-е годы и существование церковного причта в 1670-е. А это значит, что храм восстановили относительно быстро. Теперь принято считать, что после Смуты его снова отстроили в дереве и разобрали непосредственно перед постройкой капитального каменного здания. Строительство, правда, задалось не сразу. Так, из документальных источников известно: в 1672 году артель мастеров-зодчих из Балахны жаловались царю на то, что работы застопорились из-за незватки финансирования. Возобновили постройку лишь в 1680-м.
Здесь стоит обратиться к «Иллюстрированному историко-статистическому очерку города Старой Руссы и Старорусского уезда», написанному М. И. Полянским в конце ХIХ века: «В 1680 году на прежнем месте вновь выстроена церковь во имя св. Троицы на иждивение купца Якова Тверева. После чего, чрез 65 лет, церковь эта подверглась запустению от бывшего в 1759 году пожара. По возобновлении церкви в 1767 году, она опять пришла в прежнее состояние». Нам здесь остаётся только добавить, что Я. И. Тверев был одним из богатейших старорусских солепромышленников конца ХVII — начала ХVIII столетия. Пожар, вспыхнувший в 1759 году, оказался не единственным испытанием, выпавшим на долю каменной церкви за три с половиной века её существования. В ураган 1836 года с неё сорвало купола, стены пошли глубокими трещинами. Меры, принятые на месте, успехом не увенчались — церковь продолжала разрушаться. Только в 1854-м храм привлёк внимание императора Николая I, который, вопреки устоявшимся стереотипам, был весьма прогрессивен в деле сохранения памятников старины. Именно Николай Павлович распорядился отремонтировать церковь с сохранением её исторического облика. За дело взялся мастистый архитектор К. А. Тон. Без переборки старинного конструктива всё-таки не обошлось — уж очень сильно было повреждено здание. Пришлось разобрать весь верх — не только барабаны, но и своды с арками и, частично, столпы. Отныне храм получил простую четырёхскатную кровлю вместо сложной криволинейной, характерной для архитектуры ХVII века (такие переделки с заменой кровли на упрощённую очень часто практиковались в ХIХ веке, вне зависимости от того, было здание аварийным или нет). Освятили реконструированную Троицкую церковь в 1860-м. В это же время рядом с ней возвели высокую четырёхъярусную колокольню. Согласно «Иллюстрированному историко-статистическому очерку…», на звоннице был «вседневный колокол, весом в 60 пудов, который имел следующую надпись: «Лета 1761, месяца сентября, вылит сей колокол в город Старую Руссу, к церкви живоначальныя Троицы, из старой горелой меди, в помин великого пожара 1759 года июня в 29 день». Далее были полвека процветания.
На рубеже ХIХ-ХХ столетий при церкви существовала большая приходская школа (после октября 1917 года её преобразовали в начальную). После революции храм оставался действующим лет пятнадцать. В тридцатые годы началась кампания по ликвидации прихода. В 1931-м решена была участь колокольни: «за невозможностью ее использовать под культурно-общественные нужды, разбирается на строительство». Сам храм — если быть точным, летняя его часть, — в это время использовался под такую «культурную нужду», как склад зерна. Но службы продолжались до конца 1930-х. Так, в 1929-1937 годах здесь служил иерей, кандидат богословия и краевед Владимир Пылаев, в тридцать седьмом попавший под каток репрессий и растрелянный. Новые испытания принесла Великая Отечественная война. В ходе боевых действий Троицкая церковь получила тяжелейший урон: лишилась глав, крыши, в стенах вновь образовались критические трещины, в барабанах — сквозные пробоины. Всё старинное внутреннее убранство, включая иконостас, иконы древнего письма и богослужебную утварь, погибло. Долгое время после войны храм не ремонтировали, за это время обрушились стены алтарных апсид и притвора.
Восстановительные работы начались в 1968 году под руководством опытного архитектора-реставратора Т. В. Гладенко. За это время, как отмечается в «Архитектурном наследии Великого Новгорода и Новгородской области», было заложено двенадцать шурфов, сорок три зондажа. Установлены габариты первоначального притвора, апсид, палаток-тамбуров, местоположение столбов, обнаружены следы некоторых арок, два яруса связей (нижние — деревянные, верхние — железные), следы раскраски фасадов». Как положено при всякой серьёзной научной реставрации, было подготовлено несколько вариантов восстановления Троицкого храма. Первый предполагал возрождение в том виде, в котором здание было непосредственно перед войной. Второй — воссоздание по состоянию на ХIХ век, со значительными, однако же, отступлениями от «тоновского» облика в пользу ХVII века. Так, по ХVII веку предполагалось реставрировать притвор, апсиды, палаточный свод взамен четырёхскатной кровли. Памятник должен был приобрести очень интересный вид, но в итоге был утверждён третий, упрощённый проект — реставрация по ХIХ веку с восстановлением лишь отдельных элементов ХVII века, в первую очередь порталов, декора и старинных элементов интерьера. В эту же реставрацию были разобраны остатки притвора и апсид ХIХ века, проектную документацию по их восстановлению составили под руководством Г. М. Штендера в 1986-1993 годах. Через три года Троицкую церковь передали Новгородской епархии.
С самого момента возобновления служб настоятелем Троицкой церкви остаётся отец Виталий Александров. По его благословению в храме организовали хор, у певчих — музыкальное образование. В 1997 году открылась воскресная школа, где преподают детям основы Закона Божиего, готовят к жизни в лоне Православной Церкви, организуют паломнические поездки по святым местам. К Троицкому приходу приписаны две часовни: во имя святителя Николая на привокзальной площади, выстроенная в прежних формах взамен утраченной в советские годы, и новая часовня во имя Архистратига Михаила, организованная в одном из помещений центральной районной больницы.
Как сказано про Троицкий храм в «Архитектурном наследии Великого Новгорода…», памятник является характерным образцом большого посадского храма второй половины ХVII в.: значительных размеров (17х17 м), кубический, четырёхстолпный, трёхапсидный, пятиглавый, с западными притвором и боковыми палатками-тамбурами, без подклета, с богатым декором». Классика русского зодчества той эпохи! Деление фасадов традиционно трёхчастное, центральный барабан — световой. ХVII веку соответствуют богато оформленные наличники, а вот ассиметричное узорочье московского извода до Старой Руссы не дошло — детали фасадов симметричны, если не считать слегка сдвинутых в сторону алтаря боковых дверей в храм, оформленных по традиции фактурными перспективными порталами. Пространство под закомарами отделено от основного тела четверика крупным геометрическим фризом, в подзакомарных нишах была яркая стенопись, сам фриз тоже исторически был раскрашен. Красоту интерьера во многом ещё только предстоит восстановить.
Сейчас в церкви ещё нет как такового иконостаса — есть алтарная преграда с царскими вратами, иконы закреплены непосредственно на стенах, а сами стены и своды вместо росписей покрыты простой побелкой. Но уже сейчас видно, что храм — особенный. Например, обращают на себя расположенные по периметру стен, внизу, шестнадцать ниш — арксолиев. Их вскрыли при реставрации 1960-х годов. Сейчас в них вазы с цветами. А ещё в храме великолепная акустика, усиливающая и как бы приумножающая, как говорят прихожане, звук молитв и церковного пения.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №361, ООО «Де Агостини», 2019

Церковь во имя Пресвятой Троицы каменная, о пяти главах, находится в самом центре г. Старой Руссы, на Троицкой улице. Существование на сем месте церкви во имя святой Троицы относится ко временам отдаленным. В первой описи г. Руссы по указу царя Михаила Федоровича в 1625 г. она значится сожженной литовскими людьми в 1609 г. Во второй описи г. Руссы, бывшей в 1673 г., упомянуто только место церкви, где она находилась. В 1680 г., в царствование Федора Алексеевича, с благословения преосв. митрополита Корнилия, на прежнем месте вновь выстроена настоящая церковь во имя св. Троицы на иждивение старорусского купца Якова Тверева; а в 1684 г. 13 декабря она освящена тем же пресв. Корнилием.
После чего через 65 лет церковь подверглась запустению в 1759 г. 29 июня от пожара, от которого сгорели большая часть утвари и сам престол с ризницею, за исключением святого антиминса, Евангелия и икон, в иконостасе стоявших. По возобновлении церкви в 1761 г. она опять пришла в прежнее состояние. Согласно прошению священника сей церкви Феодосия Савина с причетниками настольною грамотою преосв. Архиепископа Димитрия в каменном притворе оной дозволено было устроить вновь, вместо сгоревшей в 1759 г. деревянной Златоустовской церкви, придел во имя Иоанна Златоустого, который освящен был старорусского Спасского монастыря архимандритом Пахомием.
1836 г. 13 июня во время ужасной бури сильным вихрем сорвало с северо-западной главы церкви весь купол, крытый по железной основе белой жестью, который и упал близ церкви с ее повреждением, а юго-восточная глава заметно со всею своею тяжестью тронулась, отчего в стенах церкви, при коих стояли главы, оказались большие трещины. Вследствие таковых повреждений, по освидетельствовании комитетом об устройстве г. Старой Руссы, 28 июня заключено было неотлагательно разобрать четыре боковые главы с куполами и оставить одну только среднюю, что по предписанию духовного начальства тогда же и исполнено было.
В 1853 г., по случаю оказавшихся новых повреждений в сводах церкви, согласно просьбе священно-церковно-служителей, последовало высочайшее соизволение на починку оной, с соблюдением характера древней ее архитектуры. В возобновленном виде главный храм во имя св. Троицы освящен в 1860 г., а придел во имя св. Иоанна Златоустого – в 1865 г.
Троицкая церковь имеет вид квадрата с тремя полукружиями с восточной стороны для алтаря и небольшою каменною пристройкою для притвора на западной стороне. Длина ее от восточной стены алтаря до западной стены притвора с кладкою 15 ½ саж., ширина 8, а вышина с трибуном, главою и крестом 15 саж.
К предметам достопримечательным по древности относятся:
крест напрестольный, сребропозлащенный, чеканной работы;
образ живоначальной Троицы, храмовый, писан масляными красками по золотому полю, на доске со впадиною; краски на боках потемнели; на нем устроена риза серебряная с тремя сребропозлащенными венцами и цатами чеканной работы;
образ Благовещения Пресвятой Богородицы, надпись на сей иконе по нижнему краю: «Лета 1680 писали сей образ иконописцы Великого Ново-града Михаил Корныльев, Василий Макаров, Петр Степаков, Григорий Михайлов»;
образ св.. Иоанна Златоустого, храмовый, с изображением вокруг его жития святого; по народному преданию, он считается единственным памятником, вынесенным из сгоревшей в 1759 г. деревянной Златоустовской церкви.
К Троицкой церкви принадлежит находящаяся близ нее теплая каменная церковь во имя Знамения Божией Матери. Она построена в 1782 г. с благословения высокопреосв. Гавриила, на собственное иждивение старорусского купца Иоанна Троицкого в память существования некогда на Васильевском переулке церкви также во имя Знамения Божией Матери, которая была каменная и разорена немцами в 1614 г, как значится в описи г. Старой Руссы 1625 г. Церковь сия в 1840 г. распространена и украшена старорусским купцом Яковом Булиным.
С западной стороны ее, с разрешения начальства, в 1850 г. прикладен каменный притвор, прислоненный к южной стороне часовни, а северо-западной – к самой церкви. В ней храмовая икона принадлежит к числу старинных икон и с богатым украшением. Против притвора Троицкой церкви, на расстоянии 4 саж. от нее, устроена каменная колокольня в 4 яруса, вышиною со шпилем около 15 саж. На ней вседневный колокол весом 60 пуд. имеет следующую надпись: «Лета 1761 месяца сентября вылит сей колокол в город Старую Руссу к церкви Живоначальной Троицы из старой горелой меди, в помин великого пожара 1759 года июня в 29 день», т. е. когда совершенно сгорела деревянная церковь с колокольнею и обгорела каменная Троицкая с большею частью утвари.
Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?