Духовская церковь – была построена в Старой Руссе в 1797 году на деньги влиятельного купца Епифания Бычатина. Изначально это была четырехугольная продолговатая церковь высотой 25 метров. Рядом с церковью была пристроена колокольня. В 1882 году возле церкви была выстроена одноэтажная школа. Особой реликвией церкви являлось серебряное блюдо, на котором, императору Николаю Первому, жители Старой Руссы подносили хлеб-соль.
В 1930 году церковь закрыли и преобразовали в школу. Во время Отечественной войны здания церкви, колокольни и подсобные помещения были полностью разрушены. Восстановление их не производилось. Сегодня на этом месте расположена проходная «Химмаш».
Церковь св. Духа.
История храма и прихода. Архитектура храма. Внутренняя распланировка его. Память о Государе Императоре Николае I и военных начальниках. Колокольня и школа.
На небольшой площади, образовавшейся между Духовскою и Бычатинскою улицами при соединении их с Поперечною, скромно возвышается церковь. Кругом ее казармы, небольшие домики, а с юго-востока — фабрики и заводы. Недавно населились эти места… Громадные сады и тенистые парки уступили место небольшим домикам, а на месте лучшего, громаднейшего парка Сомровых, бывшего последнее время городским достоянием, появилась большая фабрика. Погибли столетние липы, да дубы красавцы, помнившие Екатерининские времена. Зато шумнее забилась здесь жизнь, а церковка, как стояла, так и стоит по-прежнему. Правда, и она недавно появилась — еще не прошло и полутора сот лет… Но и за это время много перемен было в судьбах ее 1).
1) Относительно года построения церкви существует большое разногласие. По описи церковной значится 1779 год. А по клировым ведомостям — с 1878 г. по 1883 значится 1783 год, и с 1883 значится 1793 год.
Ее выстроил для горожан, поселившихся в этой округе, богатый старорусский купец Епифаний Бычатин, и почти прямо же составился громадный новый приход, в который вошло 30 окрестных деревень. Но недолго было так. В Старой Руссе и уезде были заведены военные поселения. Около Духовской церкви появились казармы и различные военные управления. Прихожане — крестьяне были обращены в так называемых пахотных солдат, а сама церковь отчислена в 1824 г. в военное ведомство для штаба 2-й гренадерской дивизии. Дальше судьба ее некоторое время связана с судьбою военных поселений 1).
1) С 1832 года, когда военные поселения были преобразованы в округа пахотных солдат, она называлась штабною церковью округов пахотных солдат Старорусскаго узда. В 1857 году, по уничтожению округов, поступила в ведомство департамента уделов.
С уничтожением поселений она перешла сперва в департамент уделов, а потом снова стала обычною приходскою церковью — перешла в Епархиальное ведомство. Почти вместе с этим уменьшался и приход церкви. Деревни были отписаны от нее и причислены к другим церквам. Остались только Дубовицы, Муравьево, Гущино и Крёкша. Вместе с этим был уменьшен причт церковный. Вместо двух священников и двух псаломщиков был оставлен только один священник с диаконом и псаломщиком (1868 г.). Наконец, уже в последние годы, вследствие увеличения прихода благодаря появлению рядом большой фабрики, был назначен к церкви второй священник с псаломщиком, а диаконская вакансия уничтожена. Такова вкратце история прихода. Но храм мало изменялся и стоит, по-видимому, накануне переустройства.
Своеобразна его архитектура. Посредине его высятся восьмигранные стены, поставленные на четверик обычного вида. Алтарное полукружие пристроено с юго-восточной стороны; с востока и запада примыкают приделы, а с севера — паперть с колокольнею. И главный храм, и приделы заканчиваются куполами с небольшими трибунами 2).
2) Вся церковь с пристройками имеет 13 сажен длины, 11 1/2 ширины и 12 вышины вместе с крестом.
Главная часть храма посвящена Святому Духу. Четырехъярусный иконостас, отделяющий алтарь, представляет собою как бы церковь о трех верхах. Он украшен золоченою резьбою по дубовому полю. Такого же характера все киоты в этой части храма. На всем здесь отпечаток новизны. Образа писаны очень недавно. Самые древние из них относятся к основанию церкви, и все они находятся или по стенам храма, или в нижнем ярусе иконостаса, например, образ Знамения Божией Матери. В притворах золоченая резьба идет по розовому фону. В приделе св. Епифания Кипрского (с северной стороны храма) образа в иконостасе овальной формы итальянского письма, а в приделе преп. Марии Египетской (с южной стороны) — обычной формы.
Из икон обращает на себя внимание образ святителя Николая Чудотворца в чудесах. Стоит он в пролете, к Епифаниевскому приделу. Это древний, почитаемый рушанами образ. По преданию, рассказанному наследниками строителя церкви, он сохранился из какой-то древней сгоревшей новгородской церкви и подарен строителю митрополитом Амвросием, как благословение на доброе дело храмоздательства.
В правом приделе, в честь преп. Марии Египетской, опять-таки в пролете, стоит почитаемый образ преподобной в чудесах. За правым клиросом придела находится древний образ Тихвинской Божией Матери из какой-то домашней божницы.
При входе в церковь, в притворе, можно видеть образа прежнего иконостаса, — существовавшего до 1897 года, а на западной стене храма до сего времени висит уже плохо разбираемая картина на полотне — Исцеление ап. Петром хромого. Она пожертвована ген. Филипповым (1824 г.), как образец западного итальянского искусства. В церковных летописях можно видеть, как старались украшать храм и другие военные начальники, прежние прихожане его. Только мало что сохранилось от их усердных приношений. Хранится лишь серебряное блюдо, на котором подносили старорусские горожане хлеб — соль Государю Императору Николаю Павловичу. Государь и пожертвовал это блюдо в военный храм.
Из аналойных образов обращает внимание образ Страстей Христовых прекрасного древнерусского письма, обложенный по краям басмою. Он пожертвован одним из наследников, когда-то славных, тороватых старорусских купцов Сомровых.
Но вообще-то, в церкви больше нового недавнего, устроенного иждивением почти современных прихожан. Отрадное впечатление производит она чистотою и свежестью своею, а под праздничный колокольный звон полным-полна наполняется богомольцами, и тесными кажутся стены церковные. Потому и подумывают прихожане со священниками расширить храм.
Над входом в церковь подымается колокольня, а на ней 7 колоколов. Самый большой из них 201 пуд 10 фунтов, вылит в 1909 году.
Недалеко стоит одноэтажная обширная школа с садом. Она была открыта еще в 1882 году, а в 1886 году кн. Васильчиков устроил для нее обширное двухэтажное здание. Только сгорело в 1894 году это здание, а через два года на страховую сумму школа была выстроена заново. В настоящее время в ней обучается больше полутора сот детей.
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm
Свято-духовская церковь находится на так называемой Введенской стороне, на площади, названной по церкви Духовскою и образовавшейся из соединения улиц поперечной Духовской и Бычатинской. Она построена в 1797 г. усердием и иждивением старорусского купца Епифания Кучкова.
В 1824 г. из ведомства епархиального, при устройстве военных поселений, церковь перешла в ведомство военное и сделана штабною 20-й гренадерской дивизии. С 1832 г., когда военные поселения преобразовались в округа пахотных солдат, она называлась штабною церковью округов пахотных солдат Старорусского уезда. В 1857 г., по уничтожении округов, перешла в ведомство департамента уделов.
В 1826 г. император Николая Павлович соизволил принести в дар церкви серебряное позолоченное блюдо. Генерал-лейтенант фон Фрикен, кроме ходатайства об ее устройстве и денежных приношений, пожертвовал мраморные свечи к местным иконам. Генерал-майоры Макаров и Набоков возобновили ризницу, умножили утварь и пожертвовали несколько ковров. Генерал-лейтенант Филиппович в 1854 г. пожертвовал замечательной работы картину «Исцеление апостолами хромого»; наследники строителя храма Кучковы не перестают и поныне украшать его.
Церковь имеет вид продолговатого четырехугольника, к восточной и западной сторонам которого пристроено по три полукружия. Над стенами среди церкви выведен восьмиугольный купол, сведенный полушаром; как под куполом, так и над придельными алтарями выведены восьмиугольные шеи, сведенные также куполами, на которых поставлены железные кресты. С западной стороны к среднему полукружию пристроена колокольня в три яруса. Длина церкви 13 саж., ширина 11 ½ саж., а вышина с крестами 12 саж.; колокольня 9 саж. 1 арш.
Из предметов, находящихся в церкви, достойны внимания:
— икона св. и чуд. Николая в приделе св. Епифания на стене за клиросом, писанная на доске масляными красками. Икона эта пожертвована строителю храма Епифанию Кучкову митрополитом Амвросием. По уверению наследников строителя икона сохранилась одна из горевшей в г. Новгороде какой-то церкви.
— картина, изображающая «Исцеление апостолами хромого», писанная на холсте, по уверению жертвователя генерал-лейтенанта Филипповича, итальянским художником в Риме.
— блюдо серебряное, позолоченное, пожертвованное императором Николаем I во время посещения им г. Старой Руссы. В 1826 г. жители поднесли на нем государю хлеб-соль, как свидетельствует о сем надпись: «Его Императорскому Величеству, Всемилостивейшему Государю Императору от старорусского верноподданного купечества всеподданнейшее приношение хлеб и соль». В середине, в венке вензелевое изображение «Их Императорских Величеств Н. А.».
В приходе Духовском замечательна часовня деревень Марорина и Пенна в честь Нерукотворенного образа Спасителя. Она находится в 7 верстах от г. Старой Руссы, подле Холмовской дороги, при речке Порусье. При ней небольшая роща из березы и осины, и по отдаленности от деревни выстроена сторожка с комнатою для приезжающих. Предметом уважения служит в ней образ Спасителя. Предание в народе говорит, что сей образ приплыл по речке вместе с небольшим куполом, который вихрем сорвало с деревянной церкви села Воскресенского, построенной на берегу этой реки за 9 верст выше. Образ Спасителя писан на холсте и прибит к куполу, устроенному на иглах. И поэтому при построении и перестройке часовни купола не разбирали, а ставили на часовню в том виде, в каком сделан был в начале. В летнее время часовня посещается жителями окрестными, гражданами г. Старой Руссы и приезжающими на ванны. Особенно же стечение народа бывает в день 16 августа и из приходской церкви совершается с 1857 г. крестный ход.
Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.