Старая Русса. Церковь Иоанна Богослова.

Кирпичная кладбищенская церковь в стиле классицизма, сооружённая в 1817-1823. Высокий четверик, завершённый небольшим пятиглавием, с небольшой трапезной, в которой помещался Живоносовский придел. Новая высокая колокольня пристроена в 1898. Закрыта в 1937, в годы войны повреждена, в 1951 разобрана.
Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII — начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 311-315
Иоанно-Богословская церковь.  
Прошлое Симоновщины. Церковь св. Духа. Иоанно-Богословгкая церковь. Перестройки ее и икона Богослова.  
Симоновщина — место, знакомое для каждого коренного старорусца. — Это тихий, мирный уголок города, поросший березками плакучими и всякими иными деревьями. А внизу под деревьями стоят кресты да памятники намогильные. Не слышно здесь шума и смеха игривого, все здесь объемлет покой… И только пение надгробное, порою вопли, или тихий плач, удары заступа и стук замерзших комьев земли о крышку гроба нарушают покой; да нет, не нарушают — это только отзвук охватывающего все покоя.
На большом пространстве раскинулись могилки усопших православных христиан на тех как раз местах, где когда-то кипела жизнь… Целый ряд преданий сохранился об них из древних времен. По одним преданиям (Полянский), эта земля издавна принадлежала Московскому Симо­нову монастырю. Здесь будто бы стояла и монастырская варница. По другим преданиям, она принадлежала богатому солепромышленнику, московскому купцу Симонову, и вся была застроена варницами да амбарами.
Как бы то ни было, эта земля, издавна называвшаяся Симоновщиною, к 1763 году была во владениях казны. Солеварение тогда уже значительно сократилось, и Симонова земля оказалась пустопорожним местом. В это время устроили на ней две скудельницы: одну для погребения умерших во время чумы, так как их запрещено было погребать среди города; а другая скудельница была для безвестных странников, нищих и преступников. Когда же, наконец, было запрещено хоронить умерших около церквей среди города, Симоновские скудельницы стали обычным местом погребения горожан. Так и поныне здесь погребаются все усопшие православные христиане. По­чти каждый день здесь роются новые и новые могилки, с каждым годом растет кладбище, и одно за другим поколения старорусцев обретают здесь вечный свой покой.
Много старых и знатных старорусских фамилий можно прочесть здесь на могильных плитах и на надписях по крестам. Тихою грустью обвевается, как дымом кадильным, кладбище. Все здесь навевает грусть — и могилки заглохшие, забытые и расчищенные заботливою рукою живых, помнящих о своем последнем часе на земле. Еще более грустны надписи, встречающиеся нередко в форме стихов. Небла­гозвучны, неправильны эти стихи порою во всех отношениях, но тихая неподдельная грусть сквозит в каждой их строчке.
У северо-западного угла кладбища стоит церковь. Давно, когда только появилось здесь, по царскому указу, кладбище, два старорусских купца — Абрам Махаев с Памфилом Сушецким задумали устроить и, по благословению владыки Гавриила, устроили небольшую церковку во имя Святого Духа. 8 октября 1776 года эта церковка была торжественно освящена архимандритом Гервасием, и могильный покой с тех пор стал нарушаться колокольным звоном. Служили в той церкви соборные священники. Только скоро стала она ветшать. Наспех строили ее хра­моздатели, да сыровато было и место Симоновское.
Тогда городское общество решило на городские деньги выстроить новую церковь. Три года строили ее и, наконец, в 1820 году 19 сентября преосвященный Дамаскин освятил придел ее в честь Богородицы «Живоносный Источник». Тогда же назначен был и храму особый причт… А главная часть храма еще достраивалась. Только 2 января 1823 года она была освящена преосвященным Сильвестром, а прежний деревянный храм был разобран, и на месте его осталась лишь небольшая часовенка.
Несколько раз, даже в последние годы, поновлялся этот храм. В 1898 году с запада к нему приделали камен­ную паперть. После этого щедрый прихожанин, купец Ложкин, на свое иждивение построил новую колокольню, а через год прихожане перестроили алтарь, поновили весь храм, позолотили и покрасили его.
В его архитектуре нет ничего особенного выдающегося. В основе — обычный четверик, завершающийся со всех сторон фронтонами. Над основным четвериком — другой четверик, выше его ротондообразная трибуна с куполом, завершающимся главою. По сторонам купола — 4 малые главы. С востока находится алтарная апсида, а с запада — другой, меньший по высоте, четверик для притвора и придельного алтаря. Наконец, еще западнее, двумя ярусами над церковным нефом возвышается колокольня.
В главном четверике находится церковь св. Иоанна Бо­гослова, — а в притворе-трапезе — придел в честь Богоматери Живоносный Источник. Здесь нить ничего особенного, поражающего взоры — все здесь свежо и просто. А из образов полюбились старорусцам — образ Богоматери «Живоносный Источник» и образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Изображение Богоматери над купелью, около которой ле­жат недужные люди, обычного вида, а св. Богослов изобра­жен не совсем обычно. Указательный перст левой руки его приложен к губам, правая рука с пером лежит на книжном свитке, а над ухом его склонился ангел. Ангел шепчет ему тайны Божии, но при этом он гово­рит Апостолу: одно запиши, а о другом помолчи до вре­мени. И приложил Богослов палец к губам — как символ молчания; а другою рукою он пишет Апокалипсис.
Возвышенное богословие, услышанное им в тайне, как гром, раздалось по всему миру и наполнило всю землю. Ему, как и ветхозаветным пророкам Даниилу и Ездре, было приказано не все оглашать миру, но «иное объяви миру, а иное тайно передай мудрым» (3 Ездры 14, 26). «Скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (Дан. 12, 4). Вот почему ап. Иоанн одной рукой пишет книгу, но в то же время кое-что и утаивает от людей, полагая на уста знак молчания. Не оттого ли и говорит он избран­ным христианам в своих посланиях: «не хочу писать чернилами на бумаге, а надеюсь поговорить к устам», т. е. для вас избранных Божиих, кроме тайн, написанных в книгах, я готов раскрыть сомкнутые уста, чтобы проповедать вам самое сокровенное.
Как обыкновенно, Богослов изображен в зеленом хитоне и красной хламиде, сообразно с древними апокалипсическими толкованиями. Стена небесного Иерусалима, по Апокалипсису, имеет 12 оснований и на них имена 12 апостолов Агнца. С третьим основанием связан драгоценный камень халцедон, а с четвертым смарагд, или изу­мруда. В списках апостолов Иоанн занимает 4-е место, хотя у Марка он стоит на 3 месте. Следовательно, к его одежде приложены цвета изумруда и халцедона, т.е. зеленый и красный. Таково символическое значение цветов одежды Богослова и особенностей его изображения. (По Ювачеву) Подобные изображения Иоанна Богослова довольно часто встре­чаются в старорусских церквах.
Приветливо стоит этот храм среди могильного покоя для постоянных молитв об умножающемся сонме усопшей братии. И каждый день, по пути на дорогие могилки, вереницами проходят около него богомольцы, набожно осеняя себя крестом. Много богомольных старорусцев собирается в кладби­щенскую церковь к службе Божией, а особенно много бывает их в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Тогда с торжественным крестным ходом приходят они к праздничному храму. Еще больше оживает молчаливое кладбище, когда в первое воскресенье после праздника Ка­занской Божией Матери совершается крестный ход из всех городских церквей около соборной стороны. Тогда перед порогом церковным устанавливают святыни: великие чудотворные иконы Богородицы с Животворящим Крестом, а остальные святыни располагаются дальше рядами по пути, и начинает клир церковный умильное панихидное пение обо всех почивших отцах и братьях, а несметные толпы народа стихают в общей молитве. Оживает тогда мирное кладбище и живые как бы роднятся с отшедшими, объятые одною молитвою.  
Часовенка Богородицы «Утоли моя печали»  
Недалеко от церкви, всего в 185 саженях к северу от нее, на повороте дороги к кладбищу стоит небольшая часовенка в честь Божией Матери «Утоли моя печали». Около ста лет прошло уже, как была построена здесь ча­совенка именитым старорусским купцом Сухановым, и до последних лет стояла она, ветшая с каждым годом. Наконец, собрались симоновские прихожане, поратовал тороватый купец Ложкин (1910), и ветхая часовенка была перестроена заново. Посреди ее стоит почитаемый образ Богоматери с Пречистым Младенцем, а у Него в левой ручке свиток с надписью: «Суд праведен судите, ми­лости и щедроты творите кийждо к брату своему и вдовицы в сироты и пришельцы и убоги не насильствуйте»… Задняя стена часовенки увешана жертвованными образами…
Кротко мерцают в ней негасимые лампадочки пред иконами Пресвятой Богородицы и Софии Премудрости Божией.
Стоит эта часовенка для поклонения православным христианам, на распутье двух дорог — за город и к месту вечного покоища.
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm

Старорусская городская кладбищенская Богословская церковь первоначально была деревянная и построена по случаю отвода на этом месте кладбища 1773 г. усердием старорусских купцов Абрама Махаева и Памфила Сущецкого, а освящена в 1776 г. 8 октября Старорусского Спасского монастыря архимандритом Гервасием и существовала до 1820 г. под заведованием соборных священно-церковно-служителей. В
идя ветхость сей церкви, городское общество решилось своим иждивением, вместо деревянной, построить каменную с приделом во имя Живоносного Источника Божией Матери, которая в 1817 г. начала строиться, а в 1820 г. окончена, и в том же году 19 сентября освящена придельная церковь пресвящ. Дамаскином, епископом Старорусским, которая и доселе существует с определением штатного причта в 1820 г. Прежняя деревянная церковь уничтожена, а на месте алтаря оной находится деревянная часовня.
Кладбище при Богословской церкви находящееся называется Симоновщина; оно, по народному преданию, называется так потому, что земля была собственностью одного московского купца, соляного промышленника, жившего в Старой Руссе в качестве гостя, по фамилии Симонов, а по смерти его владели оною его потомки.
В это время открылся в Старой Руссе ужасный мор, и по Величайшему повелению воспрещено было хоронить умерших при церквах, а велено было отвести за городом кладбище; для сего и отведена по согласию владетелей Симоновщина. На ней тогда старорусский воевода, как начальник города, Корнилий Иванович Колобов устроил две скудельницы, из коих в одной погребались умершие во время морового поветрия, а в другой – безызвестные странники, нищие, наказанные публично за преступления и проч. Потом Симоновщина из рода Симоновых перешла в собственность старорусского купца Абрама Махаева, по родству или по продаже – неизвестно.
Когда же в 1771 г. воспрещено было погребать при церквах умерших вообще, то Симоновское кладбище было избрано общим для всех в православии умерших, которое и доселе остается таковым, будучи обнесено деревянною оградою. К нему с юго-восточной стороны начальством присоединено в 1838 г. кладбище для погребения иноверцев.
На Введенской стороне, за городским валом, в 1805 г., по просьбе старорусского купца Антона Ватазина дозволено было от новгородского губернского правления при старорусском старообрядческом кладбище построить деревянную богадельню для призрения в оной бедных престарелых людей и сирот. Богадельня эта старообрядцами обращена в молельню с иконостасом, для мужского и женского пола. При ней выстроены кельи, огороженные деревянною оградою. В настоящее время молельня ветха.
Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?