Старая Русса. Церковь Димитрия Солунского.

Кирпичная церковь на месте каменного здания 1445, разобранного по ветхости в кон. XVII в. Выстроена в 1860-1870-х гг. на средства горожан. Двусветный бесстолпный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной с высокой колокольней. Главный престол Вознесенский, боковые приделы Рождество-Богородицкий и Димитриевский, в трапезной приделы Митрофана Воронежского и Андрея Стратилата. Закрыта в 1928 г., в войну повреждена, разобрана в 1950-х гг.
Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII — начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 270-276

Димитриевская церковь.
Основание церкви (XV в.). Последующие судьбы ее. Храм Вознесения (1751). Последние перестройки. Внутренний вид. Примечательные иконы в храме с приделами. Колокольня и школа.
На той самой городской улице, по Холмовской дороге, где стоит Никольская церковь, поюжнее от нее стоит — красуется другая церковка. Красиво выделяются на синеватой глазури пять куполов храма, а к самой улице подходит трехъярусная колокольня, поднимаясь над церковными две­рями.
Новизною веет от этой церкви с колокольницею, хотя с давних пор здесь стояла церковь.
Есть летописные известия, что какой-то храмолюбец при святителе Нова-города Евфимии II, в княжение на Руси великого князя Василия Васильевича Темного (около 1446 года), выстроил на этом месте храм с приделами в честь апо­стола Евангелиста Луки и митрополита Петра 1).
1) История госуд. Российского, V т., 256 стр., примеч. 386.
Много веков прошло с той поры, а еще больше перемен случилось в городе. Не узнать теперь древней церкви, как не узнать самой Старой Руссы. Все по нескольку раз изменялось, а о древнем храм остались лишь воспоминания, да и то благодаря летописным заметкам. Литва разорила храм при общем разорении города, и долгие годы стояли на месте его обгоревшие развалины, пока не собрались с силами прихожане, не обстроились сами они. Тем временем отыскались благотворители, и в 1693 году развалины церковных стен были окончательно разобраны, а немного поюжнее их появился новый храм в честь великомученика с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Заботились прихожане о своем храме, всячески украшали его, а рядом с ним, по благословению святительскому (Стефана Каллиновского), выстроили деревянною церковку в честь Вознесения Господня 2). Уютна была эта церковка. Все стены ее были оклеены холстом и расписаны священными изображениями. Тут были и святители, и подвижники между картинами из священной истории, или притчами Спасителя.
2) В 1751 году размеры церкви были — 9 саж. 1 арш. длины и 3 саж. 1 арш. ширины.
Так долгие годы стояли эти церковки одна рядом с другою. Да мал был приход около них, трудно было содер­жать их в порядке и благолепии, нечем было кормиться священникам; тогда епархиальное начальство приписало эти церкви к Мининской (1831 г.). Прошло еще несколько лет. Древние храмы ветшали и разрушались. Наконец, нашелся щедрый храмолюбец — почетный старорусский гражданин Андрей Г. Погребов. Захотелось ему построить новый камен­ный храм в честь Вознесения, подговорил он к этому и прихожан, и все они дружно принялись за общее дело. С разрешения Епархиального начальства, старая Вознесенская церковь была разобрана и уступлена крестьянам села Ста­рикова, Димитриевская же церковь отдана Тюремному замку.
На месте алтарей этих храмов и по сие время стоят кресты за оградками. А на новом месте, рядом с разобранными церквами, быстро закипела работа, и скоро вырос но­вый пятиглавый храм в честь Вознесения Господня с приделами Рождества Богородицы (справа) и св. великомуч. Димитрия Солунскаго (слева). В притворе его были устроены приделы во имя святителя Митрофана Воронежского (справа) и св. мученика Андрея Стратилата (слева). К 1875 году постройка была уже окончена, и храм отделан. Много средств собрали на доброе дело прихожане, откликнулось на него Городское Общество, а Государь Император Александр II пожертвовал кирпич из соляного завода. В. Г. Погребов пожертвовал 1000 рублей, городское о-во – 2000 р. Много положил денег староста церковный М. Е. Быков и другие прихожане.
Немного времени прошло с тех пор, как построен храм, но уже несколько раз его поновляли и с каждым годом все больше и больше украшали. Изящен внешний и внутренний вид его. Снаружи он представляет из себя обычный четверик, завершающийся четырехскатною кровлею с пятью главами; с запада примыкает притвор с приделами, а над притвором припод­нимается трехъярусная колокольня. Внутри храма стены суживаются к трибуне восьмигранным скатом, и, таким образом, получается довольно боль­шой купол.
Алтарная апсида отделяется от храма роскошным золоченым иконостасом, вглубь которого вдаются царские врата трех алтарей. Роскошна живопись во всех трех ярусах иконостаса, а особенно хороши некоторые иконы второго яруса.
Сохранились в церкви и древние храмовые образа — Вознесения Господня; Воскресения и св. великомученика Димитрия, взятые из старых церквей; тут же образ Скорбящей Богоматери и Знамения. Все они покрыты блестящими ризами, стены храма украшены хорошею живописью.
В притворе, в завороте иконостаса к главному храму, стоит большая икона с надписью «образное изображение символа веры». Здесь, в стиле 16-17 столетий, в красках изображены все важнейшие догматы христианской религии и священные события, о которых говорится в символе веры.
Обращают на себя внимание и иконы, помещенные на столбах притвора. Сюда каждую зиму переносится чудо­творный образ св. мучеников Кирика и Иулитты из часо­венки в Парке минеральных вод. Здесь же находится несколько старинных по виду образов Знамения Божией Ма­тери, украшенных ризами с жемчугом. Все они взяты из прежних церквей.
Чисто, светло и уютно в этом небольшом, сравнительно, по размерам храме. Всюду видна заботливая рука прихожане. А сам храм является как бы напоминанием былого в жизни города, когда в нем повсюду стояли большие и малые церкви. Здесь старое соединено с новым, воспоминания о прошлом – с заботливостью современных прихожан о церковном благолепии.
Недавно появилась при храме и изящная колоколенка. Ее построил усердный староста, купец Быков, с прихожанами в 1874 году, когда шла большая перестройка самой церкви. На колокольне висят девять колоколов сладкозвонных, перелитых уже в последние годы.
К югу от церкви, в ограде, находится небольшая церковно-приходская школа со сторожкою. Открыта она всего с 1909 года, а прежде, с 1905 года здесь помещалась школа грамоты.
Из предметов церковной старины в этой церкви обращают на себя внимание — напрестольное Евангелие 1688 года. На нем есть и надпись по листам о жертвователе: «Дал сию книгу в Старую Русу на посад в церковь великомученика Димитрия посадский человек Владимир Кириллов сын Меньшагин, по своей души и по родителем»…
В на колокольне хранится колокол надписью на латинском языке: «Альберт Бенник меня вылил в Любеке в 1672 году».
К Дмириевской церкви приписана часовенка в Парке Минеральных вод в честь св. Кирика и Иулитты; сюда же приписана и новая каменная парковская часовня.
Так и живут около своих святынь и храмов Мининские прихожане, собранные ныне в один приход с Дмитриевскими и Вознесенскими.
В. Пылаев «Старая Русса». — Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?