Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь.

Старо-Ладожский Успенский монастырь, 3 класса, в 12 верстах от уездного города Новой Ладоги, в селе Старая Ладога. Упоминается в XV веке; после шведского погрома был возобновлен в 1619 году. В монастыре находятся две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. При монастыре школа. В Санкт-Петербурге (на углу Петергофского и Нарвского проспектов) монастырь имеет подворье с благолепным Успенским храмом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов. Датой его основания принято считать 1156 год. Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесённой кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. Главная достопримечательность монастыря – Успенский собор, самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Он полностью сохранился.
Источник: «Православная газета. Екатеринбург» №47 (704) декабрь 2012г.

К северу от Староладожской крепости располагается Успенский женский монастырь. Он появился здесь не позднее начала ХVI века. Особую известность эта обитель приобрела в связи с тем, что в начале ХVIII века сюда была отправлена в заточение постриженная в монахини бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В монастыре тогда разместили военный караул, сюда запрещался вход прихожанам, пострижение новых сестёр приостанавливалось.
Жемчужина монастыря — уникальный собор ХII века. В книге «Старая Ладога — древняя столица Руси» читаем: «Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960-х годах он был освобождён от более поздних пристроек, при этом выявилось строгое членение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его крестово-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина — около 18 метров, ширина — около 14 метров, высота — более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей. Здание было четырёхстолпным, трёхнефным, одноглавым, трёхапсидным; барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой. Два из трёх его входов имели притворы, а с запада, в более позднее время была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. Стены собора расписаны. Архитектурные особенности Успенской церкви роднят её с Георгиевской и другими церквями, построенными в Ладоге в середине ХII века». Сложно сказать со всей определённостью, когда построили Успенский собор. Ряд признаков позволяет связать его сооружение с эпохой князя Ростислава Мстиславича, княжившего в Новгороде в середине 1150-х годов.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №223, 2017 г.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год.
Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь. Больничный корпус и домовая Крестовоздвиженская церковь возведены по проектам известного архитектора А. М. Горностаева в 1861-1862 годах.
Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор. Этот самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Собор полностью сохранился. Он имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту – более 19 м, он может вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.
История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. В 1718 году сюда из Суздальского Покровского монастыря была переведена монахиня Елена, которая ранее была известна под именем Евдокии Федоровны Лопухиной, ставшей супругой царя Петра. После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Охранял монахиню военный караул. Доступ в обитель был ограничен, а новые постриги не производились вообще. Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие. В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии на берегу речки Грубицы — в отдалении от основных построек монастыря. От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок. Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов.
Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди.
До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. Монастырское кладбище не сохранилось, последние захоронения были снесены при реставрации Успенского собора. У алтарной части собора была похоронена игумения Евпраксия, ныне могила её утрачена. Справа от алтаря сохранилось лишь надгробие на могиле игумении Дионисии (1799-1895), которая настоятельствовала в обители 39 лет и 7 месяцев.
До 1917 года в Санкт-Петербурге, на углу Петергофского и Нарвского проспектов, было подворье монастыря, с благолепным Успенским храмом.
http://interesnayarossiya.ru/монастыри-и-храмы-старой-ладоги/

Этот монастырь был основан в середине ХII века на левом берегу реки Волхов. Время основания обители приходится на период между 1040 и 1116 годами. Соборная церковь монастыря — Успенская. Это самый северный их храмов домонгольской Руси, который дошёл до наших дней. Строился он в 1154-1159 годах новгородскими мастерами. И первоначально храм задумывался как усыпальница женского княжеского монастыря. По одной из версий, основал обитель князь Мстислав Владимирович Великий, сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской. Возможно, что строил её князь для своей первой жены Христины, шведской принцессы и дочери короля Инге Стенкильсона. Одна из гипотез предполагает, что Христина и была похоронена в пределах Успенского монастыря. Также существует версия, что монастырь основала принцесса Ингигерда Шведская, вторая супруга князя Ярослава Мудрого, мать его многочисленных детей, впоследствии прославленная в лике святых как святая Анна Новгородская. Так или иначе, но Успенский Староладожский девичий монастырь — один из древнейших на территории Санкт-Петербургской митрополии.
История обители до ХVII века покрыта мраком забвения. Однако известно, что в 1611-1617 годах монастырь подвергся шведскому разорению. Возобновила службы в монастыре старица Акилина в 1617 году. Немало знатных женщин в разное время жило за стенами Успенской обители. В 1718 году именно сюда, после дела царевича Алексея, была сослана первая жена Петра I царица Евдокия Фёдоровна Лопухина, принявшая постриг с именем Елена. Здесь прожила она до 1725 года. Царица Евдокия Лопухина была пострижена в монахини ещё в 1698 году, после девяти лет брака с Петром I. К опальной царице в народе сохранялось большое сочуствие, многие ждали, что она вернётся к мужу. Конечно, это не нравилось Петру. Кроме того, у Петра были плохие отношения с царевичем Алексеем, их общим сыном. В 1718 году Алексей был лишён права престолонаследия после обвинения в измене. Его отец инициировал следствие. Царевича пытали, его любовница Евфросинья дала показания против него. Были названы разные имена. Всплыло имя и матери царевича. В связи с этим царь отправил в Суздаль, в Покровский монастырь, где содержалась тогда Евдокия, капитана-поручика Григория Григорьевича Скорнякова-Писарева для розыска. Конечно, Пётр пытался уличить бывшую жену в измене. Но что стало известно достоверно, так это то, что у царицы есть любовник майор Степан Богданович Глебов. И Евдокия, и Глебов были привезены в Москву, где в Преображенском застенке их пытали и допрашивали. Евдокия призналась в связи с Глебовым, но категорически отрицала прчастность к заговору царевича Алексея, да и вообще отрицала наличие такого заговора. Кроме того, в Москву привезли несколько монахинь и игуменью Покровского монастыря, где жила Евдокия. Их обвиняли в пособничестве бывшей царице. Пётр страшно казнил Глебова и заставил Евдокию смотреть на его мучения. Он повелел казнить монахинь, которых обвинили в сочуствии Евдокии — игуменью Марфу, мать Мариамну, мать Капитолину и других. Саму Евдокию били кнутом, а после сослали сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Староладожский. Всё это происходило в марте 1718 года, а 26 июня в застенке умер и царевич Алексей. Как уже было сказано, в Старой Ладоге она прожила до 1725 года. В 1754-м в Свято-Успенской обители поселилась Евдокия Андреевна Ганнибал, урождённая Диопер, первая жена того самого знаменитого Ибрагима Петровича Ганнибал, предка поэта Александра Сергеевича Пушкина. Совместная жизнь Евдокии с супругом была очень непростой. Согласно различным версиям, Евдокия мужа не любила, изменила ему, за что была подвергнута истязаниям. Ганнибал не стыдился бить жену и морить голодом. В 1736 году он, при живой жене, женился вторично, в то время как Евдокия, по обвинению в прелюбодеянии, жила в заключении одиннадцать лет в ужасных условиях. В 1743 году она была выпущена из застенка, тут и выяснилось, что она всё ещё состоит в браке с Ганнибалом. Затяжной бракоразводный процесс длился десять лет, до 1753 года, после чего Евдокию сослали в монастырь, а второй брак Ганнибала признали законным.
Успенский монастырь в Старой Ладоге неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, обители покровительствовали граф Дмитрий Николаевич Шереметев, сын графа и крепостной певицы Прасковьи Жемчуговой; императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II, и другие не менее знаменитые и богатые люди. После Октябрьской революции обитель пришла в запустение, возрождение монастыря началось только в 2004 году. Восстановительные работы ведутся здесь по настоящее время. Главной жемчужиной архитектурного ансамбля монастыря является храм Успения Пресвятой Богородицы. Точное время его сооружения не установлено, но оно относится к ХII веку. Это первая церковная постройка в Ладоге, по мнению учёных. Четырёхстолпный, трёхнефный, однокупольный храм сохранился таким, каким был построен 900 лет назад. В более поздние времена храм достраивался, но в процессе реставрации 1958-1960 годов был очищен от более поздних наслоений. На стенах собора было раскрыто около 50 квадратных метров фресок ХII века, и это просто потрясающая и редкая находка! Первая Божественная литургия после огромного перерыва состоялась в Успенском храме в 2005 году. Ныне он открыт для посещения в летний период по выходным и праздничным дням.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 392, ООО «Де Агостини», 2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?