Старая Ладога. Никольский мужской монастырь. Церковь Иоанна Златоуста.

Каменная 1859-1873, арх А.М. Горностаев, с приделом мч. Назария. Закрыта в 1935 г.
Источник: книга Земля Невская православная, 2006 г.

По плану церковь святителя Иоанна Златоуста — трёхнефная базилика, при этом её архитектурный декор восходит к образцам неорусского стиля.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №80, 2014 г.

Храм во имя святителя Иоанна выделяется среди построек монастыря. Это удивительная по своей необычности церковь. Она строилась по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1861-1872 гг. Храм отличается смешением стилей: здесь сочетаются черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), готики (вытянутые стрельчатые окна, окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными бочковидными колоннами). Интерьер храма украшает живопись на сюжеты жития святителя, изображения его современников, исполненная воспитанниками Петербургской Академии художеств. Архивные документы и фотографии рассказывают, что в храме находился удивительной красоты деревянный вызолоченный резной иконостас. К сожалению, он не сохранился.
Вход в храм украшает готическое крыльцо с двумя гранитными колоннами. Центральный неф храма устремлен ввысь, его своды расписаны аквамариновой краской, которая символизирует небо — творенье Божье и звезды — бесконечность. Тяжелые своды шатровой крыши поддерживают 4 колонны, выполненные из карельского селувийского гранита готического ордера. В боковых нефах изображены важные моменты жизни святителя Иоанна: его избрание на Константинопольскую кафедру, Проповедь в храме, Успение (смерть) Вселенского учителя и Погребение святого. По углам первого яруса написаны образа святых современников Иоанна Златоустого: Диаконисы Олимпиады, преп. Исихия, святителя Милетий Антиохийского, святителя Прокла Влахернского. В парусах храма изображены святые евангелисты. Верхняя часть нефа расписана сюжетами Страстей Христовых (копии репродукций Гюстава Доре): Предательство Иуды, Христос в темнице, Суд Пилата, Несение креста на Голгофу. По углам второго яруса написаны образа Отцов Церкви: Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Апостола Иакова. Удивительна по красоте и выразительности роспись алтарной апсиды: Благословляющий Господь Саваоф с предстоящими Ему Ангелами.
Над Св. престолом написана фигура Господа Саваофа и по бокам 7 Ангельских чинов, славящие Бога. В малых апсидах символические изображения Св. Духа и Всевидящего ока. От яркого и пышного иконостаса осталась позолоченная арка, выполненная из липы, с 3 Ангелами Божьей Славы. В левой малой апсиде храма когда-то располагался придел в честь св. великомученика Назария.
В советское время в церкви размещался склад СХТ, что повлияло на живопись храма. В 20-х гг. 20 века монастырь закрыли большевики, но до начала 1930-х гг. при монастыре монахи организовали рыбколхоз. После служба в церкви Иоанна Златоуста была упразднена. Перед войной церковь использовалась как клуб, ныне действуюший храм.
http://nikmonas.ru/istoriya-obiteli

Церковь Иоанна Златоуста с приделом мученика Назария была построена в 1860-1873 гг. на месте ветхого деревянного храма ХVII века. Автором проекта был знаменитый академик архитектуры Алексей Максимович Горностаев. Храм напоминает романскую базилику: три удлинённых нефа, центральный неф выше боковых и освещается рядом верхних окон, отделён от боковых колоннами романского стиля. Основной объём завершён двумя изящными барабанами, увенчанными главками. Одновременно архитектор активно заимствовал элементы русской архитектуры ХVII века: фигурную кладку кирпичей, резные украшения. Внутри, стены храма расписаны на тему евангельских сюжетов в стиле академического реализма, с византийским орнаментом. Здание богато декорировано фигурной кирпичной кладкой и обилием резных элементов. Украшение входного портала — массивные гранитные опоры. Глядя на них создаётся ощущение, что их вытачивали на огромном токарном станке. Филигранная работа по граниту. Другой столь оригинальной постройки, какой является Златоустовская церковь, сочетающей архитектурные элементы зодчества двух разных конфессий, кажется, нет не только в России, но и во всей Европе.
В 1935 году церковь была закрыта и в течение долгого времени использовалась под склад ГСМ и мастерские МТС. Перед Великой Отечественной войной церковь использовалась в качестве клуба. Лишь в начале 2000-х годов здание храма было отреставрировано в своих первоначальных формах. В 2002 году Никольский монастырь был возвращён Санкт-Петербургской епархии, а 23 ноября того же года сюда были привезены частицы мощей особо почитаемого на Руси святителя, архиепископа г. Мир Ликийских Николая Чудотворца. На торжестве по случаю переноса мощей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, войдя в храм Иоанна Златоуста, в присутствии затихшей толпы произнёс: «Освящаю сей храм, отныне служите в нем». Так в Старой Ладоге зажглась ещё одна свеча, а в России восстановлен был ещё один монастырь, теперь ставший знаменитым на всю страну.
С сайта html://www.ladogamuseum.ru/Никольский мужской монастырь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?