Старая Ладога. Никольский мужской монастырь.

Старо-Ладожский Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Волхова, в 1 версте от села Старой-Ладоги, в 13 верстах от города Новой ладоги. Основан в XIII веке; упоминается с 1499 года. В соборном храме находятся чудотворные иконы: святителя Николая и великомученицы Параскевы.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Власти Ленинградской области планируют отреставрировать Староладожский Свято-Успенский девичий и Никольский мужской монастыри. Как сообщает пресс-служба региональной администрации, на восстановление девичьего монастыря из федерального бюджета планируется привлечь 210 млн. рублей и 530 млн.- на реставрацию мужской обители.  Запланированы масштабные восстановительные и реставрационные работы в Старой Ладоге, где находится более 130 памятников культуры VIII-XIX веков, из них 26 объектов федерального и 81 объект регионального значения.
Никольский мужской монастырь (XIII век) — один из древнейших монастырей в Старой Ладоге, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в устье реки Ижоры, посвящен Николаю Чудотворцу.
Источник: «Православная газета. Екатеринбург» №47 (704) декабрь 2012 г.

Если Успенский монастырь фланкирует Ладожскую крепость с севера, то Никольский — с юга. По преданию, обитель основана после победы Александра Невского над шведами в 1240 году. Первое летописное упоминание о монастыре содержится в переписной книге Водской пятины Новгородской земли 1498-1501 годов. Среди монастырских построек выделяются необычные Святые врата, выходящие к Волхову, и особенно — удивительная по своей архитектуре церковь святителя Иоанна Златоуста, построенная в 1861-1873 годах.
По плану эта церковь — трёхнефная базилика, при этом её архитектурный декор восходит к образцам неорусского стиля. Главной постройкой обители является четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый Никольский собор, снабжённый сводчатым подцерковьем. Исследования показали, что кладка храма включает целые блоки, сложенные из чередующихся рядов белого камня и плинфы на известковом растворе с примесью толчёного кирпича. В этой же технике выполнены и подкупольные столпы до высоты сводов подцерковья. В толще западной стены церкви уцелела часть лестницы на хоры. Вероятно, нижнюю часть храма возвели во второй половине ХII века; верхняя же относится к 1668 году, она устроена «казною ладожского торгового человека Антипа Романова сына Гиблого». В конце ХVII столетия в монастыре возвели многоярусную шатровую колокольню.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №223, 2017 г.

По преданию, создание Никольского монастыря связанно с именем св. благоверного князя Александра Невского (в схиме-Алексий) и его победой над шведами в Невской битве 1240 года. На возникновение этого предания повлияла близость монастыря к нагорному полю-урочищу Победище, где и произошла кровавая сеча ладожан с врагами. Согласно упоминанию, обнаруженному Н.Е. Бранденбургом в житии св. Николы Качанова, написанном в XIV в., Никольский Ладожский монастырь мог существовать те годы. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1500 г. Сам монастырь возник вокруг церкви Св. Николая Чудотворца, постройку которой многие исследователи относят к концу XII — началу XIII вв.
За восемь веков существования монастыря на его территории строились здания разных стилей и назначения. Самая ранняя постройка — Никольская церковь. В настоящие время Никольский собор представляет собой крестово-купольный, четырехстолпый, трехапсидный, одноглавый храм, разделенный сводами на два этажа: подклет и церковь. Основной объем собора составляет кубическая форма, перекрытая четырехскатной железной кровлей, и увенчан большой луковичной главой, покоящейся на цилиндрическом кирпичном световом барабане. Собор расположен посредине монастыря, близко у стен монастырской ограды и хорошо виден как с дороги, так и с реки Волхов.
Из синодика XVI в. видно, что собор неоднократно освящался, а именно три раза с периодичностью в 12 лет. Эти освящения собора, очевидно, означают его ремонты и чинки. В переписной книге 1628 г. о Никольском соборе говорится, что он «стоит, рассыпавшись от немецких людей» — последний набег шведов на Ладогу.
В середине XVII века Никольский собор восстанавливается. После этой реконструкции от первоначального сооружения местами сохранились только нижние части стен и столбов. Работы по восстановлению собора были завершены к декабрю 1668 г. и 8 декабря этого года собор был заново освящен. При этом древние формы собора были значительно изменены. Появился подклет, здание стало двухэтажным. Сохранился только план первоначального сооружения. Именно в этот период появился Антипиевский придел, видимо, построенный на средства торгового человека Антипы Романовича Гиблого.
По указу Новгородского митрополита Корнилия в 1695-1697 гг. к Никольскому собору с северной стороны был пристроен придел в честь Тихвинской иконы Богоматери. В связи с сооружением придела к паперти Никольский собор изменил свой облик, северный и западный фасады были закрыты, появились малые главы и новое крыльцо с грушевидными колоннами.
Большие ремонтные и строительные работы по Никольскому собору проводились в 1910-1913 гг. по проекту архитектора А.П. Аплаксина. Никольский собор сделан теплым, возведен новый придел, внизу устроена ризница, сделана новая паперть, сохранена в прежнем виде с сохранением всех архитектурных деталей древняя часть храма, иконостас вызолочен вновь. До 1908 г. архитектура Никольского собора не изменялась, и по зданию не производились никакие работы. С 1913 г. и до революции 1917 г. Никольский собор никаких изменений не имел. Во время революции с древней главы собора был сорван крест с яблоком. При снятии креста сама глава была сдвинута с места и наклонена.
В 1958 г. специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Леноблисполкома производились тщательные изучения памятника в натуре. В этот же год древний храм было решено освободить от поздних приделов эклектической архитектуры, уродующих древний стиль памятника. Примыкающие с запада и севера приделы были в 1958 г. разобраны, а реставрация памятника была отложена.
С западной стороны Никольского собора в 1692 г. тихвинские мастера построили каменную восьмигранную с шатровым деревянным верхом колокольню. Раньше на западной стене собора, вероятно, была звонница, возможно, разобранная при перестройке в 1668 г. Колокольню поставили между соборной церковью и трапезной, соединив все три постройки между собой деревянными переходами: из паперти соборной церкви — во второй ярус колокольни и затем — в паперть трапезной церкви. Переходы были крыты тесом. Яркая шатровая колокольня конца 1691 — начала 1692 гг. имеет восьмигранный ствол и двухъярусный купол со специальным помещением для звона. Тихвинские мастера, возводя этот каменный столп, стремились представить его как бы освобожденным от земного притяжения, устремленным ввысь. По своему стволу колокольня лишена декорированных украшений, и лишь шатровый купол, увенчанный крестом и выполненный в Ярославском зодчестве, имеет пышное убранство. На колокольне в былые времена висели колокола: в общей сложности 10 штук.
С 1835-1837 гг., при строителе Августалии, производилась чинка колокольни. В описании монастыря 1865 г. о ней сказано: на ней в середине висит колокол в 100 пудов 274 фонтов, пожертвованный в монастырь 1864 г. В просветах висят колокола: второй в 64 пуда, вылитый в 1841 г. Кроме означенных выше висят еще 7 колоколов, весом примерно в 10 и менее пудов. О времени построения колокольни неизвестно. В первой половине ХVIII в. на колокольне были железные часы с боем, которые предписанием 6 июля 1754 г. были вытребованы в Александро-Невскую лавру.
К началу XVIII в. собор имел 4 придела: Благовещенский, Димитриевский, Антипиевский и Тихвинский и соответственно 5 глав.
Храм во имя святителя Иоанна выделяется среди построек монастыря. Это удивительная по своей необычности церковь. Она строилась по проекту академика архитектуры Алексея Михайловича Горностаева в 1861-1872 гг. Храм отличается смешением стилей: здесь сочетаются черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), готики (вытянутые стрельчатые окна, окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными бочковидными колоннами). Интерьер храма украшает живопись на сюжеты жития святителя, изображения его современников, исполненная воспитанниками Петербургской Академии художеств. Архивные документы и фотографии рассказывают, что в храме находился удивительной красоты деревянный вызолоченный резной иконостас. К сожалению, он не сохранился.
Вход в храм украшает готическое крыльцо с двумя гранитными колоннами. Центральный неф храма устремлен ввысь, его своды расписаны аквамариновой краской, которая символизирует небо — творенье Божье и звезды — бесконечность. Тяжелые своды шатровой крыши поддерживают 4 колонны, выполненные из карельского селувийского гранита готического ордера. В боковых нефах изображены важные моменты жизни святителя Иоанна: его избрание на Константинопольскую кафедру, Проповедь в храме, Успение (смерть) Вселенского учителя и Погребение святого. По углам первого яруса написаны образа святых современников Иоанна Златоустого: Диаконисы Олимпиады, преп. Исихия, святителя Милетий Антиохийского, святителя Прокла Влахернского. В парусах храма изображены святые евангелисты. Верхняя часть нефа расписана сюжетами Страстей Христовых (копии репродукций Гюстава Доре): Предательство Иуды, Христос в темнице, Суд Пилата, Несение креста на Голгофу. По углам второго яруса написаны образа Отцов Церкви: Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Апостола Иакова. Удивительна по красоте и выразительности роспись алтарной апсиды: Благословляющий Господь Саваоф с предстоящими Ему Ангелами. Над Св. престолом написана фигура Господа Саваофа и по бокам 7 Ангельских чинов, славящих Бога. В малых апсидах символические изображения Св. Духа и Всевидящего ока. От яркого и пышного иконостаса осталась позолоченная арка, выполненная из липы, с 3 Ангелами Божьей Славы. В левой малой апсиде храма когда-то располагался придел в честь св. великомученика Назария. В советское время в церкви размещался склад СХТ, что повлияло на живопись храма.
В 20-х гг. 20 в. монастырь закрыли большевики, но до начала 1930-х гг. при монастыре монахи организовали рыбколхоз. После служба в церкви Иоанна Златоуста была упразднена. Перед войной она использовалась как клуб, ныне действуюший храм.
Святые врата расположены в центральной части восточной стены монастырской ограды, напротив колокольни. Построены тихвинскими мастерами в 1691 г. Представляют собой кирпичную стену, прорезанную двумя разновеликими арочными проемами: большим (южным) для проезда и малым (северным) — для прохода пешеходов, и завершаются щипцом, который в XVIII-XIX вв. был покрыт росписью «Спаситель со святыми». Между храмами находилось монастырское кладбище.
Значительные работы по благоустройству монастыря производились в XVII в. на средства члена ладожской торговой палаты Антипы Романова, чье имя было записано в синодик ХVII в., который хранился в монастырском архиве… В 1731 г., как видно из бумаг монастырского архива, в монастыре жили: строитель, 7 монахов, 4 церковника, служители, 6 наемных рыбаков, сторож, трапезный, истопник, коровница, колесник с сыном, 6 работников, летний конюх (т.е. около 35 человек).
Независимо от того, что в Никольском монастыре проводились неоднократные ремонты, к 1771 г. он был в очень плохом состоянии: «Никольская церковь вся растрескалась и частично даже обвалилась, в Златоустовской упала часть сводов, и стены дали трещины, братские кельи сгнили и развалились…». Приняли решение об упразднении Никольского монастыря в 1771 г.
Заброшенный монастырь продолжал разрушаться, на что местные жители не могли смотреть равнодушно. Через четверть века, а именно в 1794 г., они вместе с новоладожскими купцами обратились с просьбою к митрополиту Гавриилу о возобновлении ценного каменного церковного строения бывшей обители и получили разрешение на восстановление Никольского монастыря с утверждением его «в полный присмотр». В знак одобрения Архипастырь благословил двумя кипарисовыми крестами купцов Петра и Василия Охряевых — восстановителей обители сия, а сии последние предоставили кресты обители в воспоминание её возобновления. По принятии монастыря на свое попечение ревностные почитатели памятников старины и храмов починили колокольню и прочие строения, кельи были выстроены вновь. После чего они просили в этот монастырь определить монашествующих из Зеленецкого монастыря.
В 1811 г. Ивановский монастырь был приписан к Староладожскому Никольскому монастырю с тем, чтобы братия Никольского монастыря совершала в Иоанно-Предтеченской церкви богослужение. К Никольскому монастырю приписан собор Рождества Иоанна Предтечи; каменный, пятиглавый, с одной главкой над приделом во имя св. мученицы Пераскевы Пятницы, с колокольней. Церковь эта принадлежала Староладожскому Иоанновскому монастырю, основанному Новгородским Архиепископом Климентом в 1276 г. На территории, занимаемой этим собором, находятся два родника, один из которых освящен в честь Параскевы Пятницы и известен как подающий полное исцеление с верою к нему притекающим.
С момента возобновления Староладожского Никольского монастыря в нем увеличивается строительство, главным образом каменное. В 1812 г. было разрешено построить настоятельский двухэтажный каменный корпус, который был окончательно достроен в 1825 г. Затем старый настоятельский корпус, построенный в 1870 г., отводился для братской трапезы с кухней и кельями для трапезных служителей — в первом этаже и под братские кельи на втором. В 1830 г. строится каменный одноэтажный корпус, предполагаемый под амбар. Он был построен на благотворительные средства.
Наибольшего расцвета Никольский монастырь достиг при архимандрите Аполлосе, деятельность которого начинается в 1846 г. В 1850 (?) — 1851 гг. были построены хозяйственные постройки, деревянные жилые службы, сараи, хлева и конюшни на каменных столбах. Его стараниями в 1852 г. возведен трехэтажный каменный корпус, поставленный с западной стороны Никольского собора. Это второе здание на территории монастыря, построенное в стиле русской эклектики, с верхним этажом для Епархиального начальства, кельи для гостей, приезжающих в монастырь, а также с кельями «для жительства братии» на втором этаже — весь этаж занимался братией и хлебопекарней, просфорной и кладовыми помещениями в его цокольной части. Кроме того, архимандритом за монастырем были открыты «плитные ломки и кирпичный завод, для обжига кирпича и плиты на известь». В 1865 г. на запад от скотного двора была устроена деревянная рига с гумном.
В 1871 г. братство Никольской обители составляли: «настоятель монастыря, в сане архимандрита, 5 иеромонахов, 3 иеродиаконов, 24 монахов, послушников 10 человек. Сверх того 16 человек разного звания на правах послушников». «Кроме сих лиц имеются для исправления сельских и других работ наемные люди: в летнее время 10, а в зимнее 6 мужчин, так же для ухода за рогатым скотом 2 женщины»…
В 1907 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой (за исключением восточного фасада, на котором еще оставалась старая ограда 1839 г.) В этом же году на южном фасе монастыря были построены одноэтажные каменные кельи, на западном — каменные погреба. Между 1911 и 1915 гг. был перестроен и восточный фас монастырской ограды с двумя угловыми башнями.
Ныне монастырь обнесен каменной оградой, по углам которой возвышаются четыре каменные башенки. В одной из них по линии проезжей дороги была устроена часовня на поклонение путникам. Ограда построена в 1834-1839 гг. Угловые башни перестроены в 1907-1908 гг. в неорусском стиле по проекту арх. С-Пб Епархии Никонова, как и многие другие поздние монастырские строения…
В годы революции монастырь был упразднен, а здания монастыря использовались в жилищно-хозяйственных нуждах. В 1974 гг. Никольский собор был отнесен к памятникам архитектуры федерального значения.
В настоящий момент монастырь действующий. Сейчас братия вместе с настоятелем Никольского мужского монастыря игуменом Варфоломеем восстанавливают древнюю обитель. В бывших северных братских кельях открыта часовня, ремонтируются келии.
http://nikmonas.ru/istoriya-obiteli

Староладожский Свято-Никольский монастырь находится в 140 км от Санкт-Петербурга. Считается, что его основал князь Александр Ярославович после Невской битвы, прославившей его и русское войско. Обитель посвящена ратникам, погибшим в боях с шведами. Никольский мужской монастырь действует и по сей день.
Монастырь упоминается в летописях с 1499 года. Однако в ходе раскопок 1971-1972 годов под сохранившимся Никольским храмом постройки XVII века были обнаружены остатки собора XII столетия, то есть ещё более раннего времени. В 1611 году в Никольском Староладожском монастыре нашли приют многие валаамские иноки после разрушения шведами Валаамского монастыря. Однако и сам Никольский монастырь был разрушен почти до основания войсками Якоба Делагарди, шведского полководца французского происхождения. Впоследствии монастырь был восстановлен, но уже не в таком величии, как ранее.
В 1747 году в обители побывала императрица Елизавета Петровна с наследником престола великим князем Петром Феодоровичем и с супругой его великой княгиней Екатериной Алексеевной. А в 1771 году, во время царствования Екатерины II, обитель была. В начале XIX века жители Старой Ладоги обратились с ходатайством к Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу с просьбой о восстановлении Никольского монастыря. И только в 1811 году, при царствовании внука Екатерины II Александра I, монастырь был восстановлен и получил статус самостоятельной обители. После возобновления монастыря в нем открылось уездное училище для образования детей новоладожского духовенства и причетников, а в 1841 году — училище «для поселянских детей», преобразованное в 1862 году в бесплатную школу. В этой школе учились дети местных крестьян. Их обучали грамоте, счету, чистописанию, а также катехизису и Священной истории.
Храмов в монастыре было два: соборный, во имя святителя Николая Чудотворца (вторая половина XIII в.), и церковь во имя святителя Иоанна Златоуста (1860-1872). Между ними возвышается трехъярусная каменная колокольня. Она построенная в середине XVII века. В верхнем ярусе башни восемь открытых арочных проемов, где размещались колокола. Самый большой — стопудовый, был подвешен над центром площадки. Колокольня была одновременно и часовой башней, имела железные часы с боем, которые в 1754 году, незадолго до закрытия и упразднения монастыря, были вытребованы в Петербург, в Александро-Невскую лавру.
http://interesnayarossiya.ru/монастыри-и-храмы-старой-ладоги/

Первое документальное свидетельство о существовании этой обители относится к 1500 году. Строительство её главного храма — Никольского — исследователи относят к рубежу ХII-ХIII веков. Устное предание называет 1241 год как дату основания монастыря. Обитель здесь возникла в честь победы князя Александра Невского в 1240 году над шведами у устья реки Ижоры. То есть, согласно этому преданию, монастырь был основан примерно на 40-50 лет позже, чем была построена Никольская церковь. Так что дату основания Никольского монастыря можно считать в достаточной степени условной.
Собор святителя Николая Чудотворца, главный храм монастыря, — это крестово-купольный, четырёхстолпный, трёхапсидный храм, увенчанный одной главой. Основной его объём — классический четверик, перекрытый железной кровлей. Барабан, на котором покоится глава, световой, кирпичный, в форме цилиндра. Собор стоит близко к стенам монастыря и хорошо виден с реки Волхов. Синодик ХVI века сообщает, что Никольский храм освящался несколько раз. Вероятнее всего, это было связано с периодически производимыми ремонтами здания. В последний набег шведов на Ладогу в ХVII веке он сильно пострадал, «рассыпавшись от немецких людей», как сообщает переписная книга 1628 года. Конечно же, собор был восстановлен. От предшественника остались только нижние части стен и столпов. Заново его освятили 8 декабря 1668 года. Именно при последнем ремонте в храме появился Антипиевский придел. Вероятнее всего, он был построен на средства торгового человека Антипы Романовича Гиблого и освящён во имя его святого покровителя — Антипы Пергамского.
В 1695-1697 годах с северной стороны к Никольскому собору был пристроен новый придел, который освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда же появилось новое крыльцо и малые главы. К ХVIII веку в соборе было уже четыре придела: Тихвинский, Антипиевский, Благовещенский и Димитриевский. С западной стороны от собора возвышается восьмигранная шатровая колокольня. Она была построена тихвинскими мастерами в 1691-1692 годах. Крест и шатровый купол на деревянном основании вновь увенчали её только в начале ХХI века, когда обитель передали РПЦ. В разные времена на колокольне находилось до 10 колоколов. Обращает на себя внимание храм во имя святителя Иоанна Златоуста. Это совершенно необыкновенная церковь. Строилась она в 1861-1872 годах по проекту русского архитектора, академика Алексея Михайловича Горностаева. Здание отличает смешение архитектурных стилей: здесь и романский стиль, отсылающий к древним базиликам; и готика, воплотившаяся в стрельчатых окнах, окнах-розетках и витражах; и русско-византийский стиль, выразившийся в луковичных маковках на крыше и тяжёлом крыльце с массивными бочковидными колоннами. Златоустовский храм расписан сюжетами из жития святителя Иоанна Златоуста, выполненными воспитанниками Петербургской академии художеств. Первоначально в храме находился деревянный резной иконостас, но в советские времена он был демонтирован, а позже утерян. В 1870 году братия переехала в новый настоятельский (игуменский) корпус, а в старом была устроена братская трапезная с кухней и кельями. В 1907 году монастырь был обнесён новой каменной оградой.
После обзора основных достопримечательностей монастыря, стоит несколько слов сказать об истории самой обители. Так, в синодике Николаевского монастыря, составленном в начале ХVII века, указаны имена основателей монастыря: Стефан Давыд, Димитрий со сродниками, Григорий со сродниками и Антипа со сродниками. Кто были эти люди, сейчас сказать уже не представляется возможным. Ещё одно важное упоминание об обители относится к 1611 году, к Смутному времени. Дело в том, что в 1611 году шведы напали на Валаамский монастырь и убили часть братии. Те, кто выжил, добрались до Ладоги и укрылись в Николаевском монастыре, туда же, по преданию, были перенесены мощи основателей Валаамской обители — святых преподобных Сергия и Германа. По окончании Смутного времени, после 1628 года, были заново выстроены все монастырские постройки. В 1714 году Староладожский Никольский монастырь был переведён в подчинение Александро-Невской Лавре. В 1811 году Никольская обитель вновь обрела самостоятельность, но была выведена за штат. В этот период при монастыре существовали приходское и уездное училище, предназначенные для образования детей Новоладожского духовенства. В 1841 году при монастыре открыли ещё и училище для поселянских детей.
В 1927 году Никольский монастырь в Старой Ладоге был упразднён. Однако монахи обители создали рыболовную артель, таким образом им удалось прожить в родных стенах до 1937 года. В то время как по всему селу шли археологические раскопки и реставрация ряда храмов в монастыре разместили МТС (машинно-тркторную станцию), в Златоустовском храме — клуб, в кельях и корпусах — общежитие и ремесленную школу. В 1941 году, 21 февраля, был составлен акт обследования памятников ансамбля бывшего Никольского монастыря. Картина была удручающей: полы исковерканы и разбиты, в собор въезжали прямо на тракторах, грязь неимоверная. Сняты деревнные полы на втором ярусе собора, в церкви Иоанна Златоуста — склады. Всюду мазут и запчасти к сельскохозяйственным машинам. Такая же судьба постигла и другие строения бывшей обители. Директор МТС не желал ничего слышать об охране монастыря и не под каким предлогом не хотел общаться с архитекторами, занимавшимися обследованием монастырских строений. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала всю работу по сохранению древних памятников Старой Ладоги. Боевые действия здесь не велись, линия фронта прошла южнее, в 15 километрах от села. Но, хотя Старая Ладога не подверглась бомбёжкам и разрушениям, её постигло запустение. Население большей частью было эвакуировано, оставленные без присмотра дома разрушались. Это же бедствие коснулось и староладожских храмов. После войны был создан Староладожский музейно-археологический заповедник, который стал к тому же и базой археологической практики студентов исторического факультета Ленинградского государственного университета.
Уже в 1950 году встал вопрос о ремонте и реставрации ворот бывшего Никольского монастыря. В список памятников архитектуры ХII-ХVII веков, входивших в Староладожский архитектурный заповедник, был внесён, кроме ценнейших старинных храмов, также и Никольский собор с колокольней. Случилось это только в 1974-м году, когда за Никольским собором был закреплён статус архитектурного памятника федерального значения. По плану реставрации храму должны были придать «изначальную форму», поэтому все сделанные поздние пристройки разбирались (последние большие строительно-ремонтные работы в соборе проводились в 1910-1913 гг.). Начавшиеся было в конце ХХ века восстановительные работы здесь продолжаются и по сей день. В 2002 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открыть Никольский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. В том же 2002-м году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) передал в обитель частицу мощей святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари. Частица мощей в ларце была подарена благодетелем К. В. Голощаповым. В Никольском монастыре работает воскресная школа для детей, в которой каждое воскресенье после Божественной литургии проводятся занятия. Братия обители окормляет детский приют в городе Волхове. В Никольском монастыре принимают паломников из молодёжных центров при монастырях, участников скаутских слётов, просто паломников, прибывающих в Старую Ладогу, а также туристов круизных судов. Монастырь традиционно принимает участие в историческом празднике «Венок славы Александра Невского». Этот праздник впервые состоялся 7-8 июля 1990 года и был приурочен к 750-летию Невской битвы в устье реки Ижоры.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 392, ООО «Де Агостини», 2020

Трапезный корпус
Комплекс Староладожского Никольского монастыря формировался с ХIII в. до начала X в. Время основания обители остается неизвестным. Первое упоминание о ней в письменных документах относится к концу XV века. О времени возникновения монастыря может свидетельствовать одна из сохранившихся построек — Никольский собор, в основании которого обнаружены остатки храма домонгольской поры — 30-40-е г.г. XIII в.
Возрождение Никольского монастыря, связанное с именем митрополита Корнилия, приходится на последнее десятилетие XVII в. и было прервано в начале XVIII в. преобразованиями Петра I. В первых десятилетиях XIX в. в монастыре начинается активное новое строительство и благоустройство. Ведется замена деревянных построек каменными. Одно из первых каменных зданий — настоятельский корпус, построено примерно в 1812-1825 г.г.
С 1851 г. каменными зданиями начинает застраиваться большая часть северной стены монастыря. К этому периоду может быть отнесена перестройка настоятельского корпуса, превращение его в трапезный — в связи со строительством нового настоятельского корпуса в центральной части монастырской территории.
Следующий по времени — один из наиболее ранних планов монастыря, на котором представлены, кроме плана, фасады главных монастырских построек — «План и фасад Староладожского Никольского монастыря при реке Волхове» 1834 г. От существующего здания его отличает лишь количество слуховых окон. План кровель показывает, что северо-западная пристройка с кельями имела отдельную вальмовую кровлю. Этот чертеж в очередной раз подтверждает отличие построенного здания от проекта 1812 г. и датирует первую северо-западную пристройку отрезком времени от 1812 до 1834 г.
Дата второй пристройки может быть определена с помощью генплана монастыря 1877 г., на котором отмечены предполагаемые к постройке хлебный амбар, дровяник и погреб. Надстройка вторым этажом первой пристройки могла быть осуществлена в этот же период. В начале ХХ в. и позднее — в советское время — производились ремонты, в процессе которых были частично заменены конструкции перекрытий в пристройке, уменьшены габариты оконных проемов на всех фасадах. Некоторые оконные проемы были заложены полностью.
В 2015-2016 г.г. были проведены работы по установке огнебиозащитного покрытия деревянных конструкций, расчистке и реставрации гладких и профилированных штукатурных поверхностей, реставрации и инъектированию кирпичных кладок, разборке и воссозданию кровельных покрытий. Произведен ремонт элементов водостоков, воссоздание кованых деталей, расчистка, консервация, реставрация и воссоздание архитектурных элементов из натурального камня, разборка, изготовление и установка столярных заполнений оконных и дверных проемов, деревянных конструкций кровель, полов и перекрытий, окон и дверей, воссоздание и установка деревянных резных элементов, расчистка, и воссоздание архитектурно-лепного декора, отделка лепных, штукатурных, деревянных и металлических поверхностей, устройство пароизоляции и гидроизоляции кровель, покрытий полов из плиток, установка металлических конструкций, гидроизоляции фундаментов, земляные работы, устройство отмостки из лещадных плит.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?