Старая Хотча. Воскресения Словущего церковь.

В Кашинской переписной книге за 1628-30 годы написано «за князем Олексеем Селеховским в вотчине…село, что прежде была пустошь Хотча, а в нем церковь… Николая древяна верх шатров» (1,2, 3).
В Кашинской переписной книге за 1678 год: «за Иваном Тимофеевым сыном Бреховым в селе Хотча… Никольская ц.» (3). Однако в исповедальной книге за 1739 год в селе Хотча указана уже церковь Вознесения Господня (по 1). В клировой ведомости за 1796 г. указано два близкорасположенных села Хотча. В первом из них – Никольская церковь деревянная, во втором – церковь Воскресения с приделом Казанской Божьей Матери, каменная 1774 года постройки.
В приходе 126 дворов и 1009 жителей (по 1). Судьба храма 1774 года неизвестна, а существующая церковь была построена в 1828 году (4). По-видимому, Никольская церковь была при этом упразднена, что подтверждается существованием Никольского престола в храме 1828 года (4), а также тем, что в межевом описании за 1855 год на реке Хотче кроме Георгиевского (с. Станки) указан ещё только один погост Воскресенский. В это время село Хотча принадлежало майорше Вельяминовой-Зерновой и поручику Брехову.
В приходе было 2733 человека, что является максимальным для рассматриваемого района (5). Поэтому церковь была весьма обширной и имела целых пять престолов (обновление храма Воскресения Христова, Казанской иконы Божьей Матери, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Макария Калязинского, святителя Николая, благоверного князя Александра Невского).
Закрыт храм в 30-х годах. Во время войны разрушились своды трапезной. В 60-х годах над трапезной сделано шиферное покрытие и до 80-х годов церковь использовалась под колхозный склад.
В настоящее время у здания утрачены своды трапезной, главка ротонды, возможно, утрачены четыре боковых главы. Сильно поврежден декор фасадов. В конце XIX века два верхних яруса колокольни обшиты листами железа, сохранившимися до наших дней.
Библиография:
1. Крылов Л. Материалы но истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. С. 136.
2. Кашинская переписная книга за 136 год. С. 1634. № 816 (по 1).
3. Кашинская переписная книга за 186 год. С. 617. № 744 (по 1).
4. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С.311.
5. Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда. СПб, 1855.

(Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым)

Церковь приходская, выстроена на средства прихожан — помещичьих крестьян в 1828 году в стиле классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Массивный четверик храма был завершен пятиглавием, которое образовывали световой барабан, опирающийся на внутренние пилоны, и четыре не сохранившихся малых декоративных барабана над углами здания. С востока к нему примыкает трехчастный алтарь, с запада обширная трапезная и стройная трехъярусная колокольня, увенчанная куполом со шпилем. Боковые фасады храма украшают портики из двух пар колонн. Главный престол Воскресенский, в трапезной два придела. Внутреннее убранство в основном утрачено. Уцелели фрагменты росписи.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?