Станки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

1-10 декабря 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление президиума Вязниковского райисполкома от 23 ноября того же года о запрещении колокольного звона в церкви с. Станки Вязниковского района; колокола предполагалось снять и передать их в распоряжении областной конторы «Металлолом».
ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 404. Л. 18 // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 80.

В декабре 1934 г. на колхозных собраниях было решено закрыть вторую половину храма в с. Станки (первая еще в 1930 г. переделана под мельницу), хотя все налоги были уплачены вовремя. А вскоре начинается инициированный из Москвы переучет имущества. Прихожане, заподозрив неладное, пишут во ВЦИК просьбу оставить им церковь. ВЦИК 15 апреля 1935 г. запрашивает весь материал по данному делу у облисполкома; тот предлагает Вязниковскому райисполкому оставить церковь в пользовании верующих; райисполком 15 мая сообщает, что церковь в Станках действует и не закрывалась. Наконец 19 сентября того же года ВЦИК пишет в Вязниковский РИК: «Возвратите подателям прилагаемую жалобу церковного совета Станковской церкви с актом переучета церковного имущества и разъясните о целях переучета, т.к. из жалобы видно, что церковный совет не понимает этого и думает, что имущество собираются изъять».
ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 693. Л. 131-135 // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 101.

Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 29.
Слушали: О ликвидации зимней церкви в селе Станках Вязниковского района Владимирского округа. Инд. 19/150. Постановили: Принимая во внимание:1) что указанная церковь фактически группой верующих не используется,2) что она расположена в центре района сплошной коллективизации, который испытывает чрезвычайную // Л.37 об. нужду в помещении для культурно-просветительных целей,3) что здание этой церкви вполне может быть приспособлено для этих целей без затрат больших средств и4) что в с. Станках имеется еще одно молитвенное здание, в котором верующие вполне могут удовлетворить свои религиозные потребности — договор с группой верующих на пользование указанной церковью расторгнуть и передать ее Станковскому сельсовету для использования под культурно-просветительные цели.
Предложить Владимирскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию у нее церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г. «О религиозных объединениях».
Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума № 29 от 05 марта 1930 г. § 31. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 37-37 об.

Село Станки при речках Мертюхе и Мануйловке находится в 12 верстах от уездного г. Вязники и в 112 верстах от г. Владимира. По преданию, на месте села Станков когда-то существовал Успенский монастырь, в котором подвизался преп. Михаил Верижник. В этом монастыре, говорят, и погребен был преподобный, подвизавшийся более 50 лет в железных веригах. Никакими документальными данными, начиная с XVII ст., существование монастыря в Станках не подтверждается.
Первые документальные сведения о церкви в селе Станках находятся в патриарших окладных книгах под 1628 г.; в них отмечена прибылою вновь «церковь Медушские десятины Успения Пречистой Богородицы в Ярополче». Эта отметка дает основание утверждать, что церковь здесь построена вновь. По писцовым книгам Яропоченского стана 1637-47 гг. значится село Станки за разными помещиками: Г.А. Ивановым, стольником Ф.П. Нащокиным, нижегородцем Ф. Бартеневым, за владимирцем С. Владыкиным и нижегородцем И. Плакидиным.
По писцовым книгам 1653 г. при Успенской церкви села Станков значится 2 двора поповых, двор дьячков, пономарев и просвирницын, в приходе 4 двора помещиковых, 214 дворов крестьянских и 7 бобыльских… Из прошения прихожан села Станков от 1753 г. видно, что в то время в Станках было три церкви:
— Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви.
— Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина.
— Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершались.
Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 г. В 1753 г. церковь эта была ремонтирована. В 1819-26 гг. вместо нее был построен существующий ныне каменный пятиглавый храм. Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 г., была, очевидно, построена задолго до 1753 г. В 1753 г. она была разобрана, и материал был употреблен на перестройку колокольни.
Что касается церкви каменной во имя 12 апостолов, то время построения ее неизвестно, но, судя по ее архитектуре, построение ее можно относить к последней четверти XVII ст. В 1882 г. церковь эта перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая.
Таким образом, в Станках две каменных церкви. В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах – во имя Иоанна Златоустого (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом; шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах; древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и икона Похвалы Богородицы – древнего письма.
В теплом каменном храме два престола: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе – во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличается икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апост. Петра.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала 74 руб., от земли и от служб и требоисправлений 670 руб. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села Станков и 8 деревень, расстоянием от церкви до 3 верст, в коих по клировым ведомостям числится 253 двора, 618 душ муж. пола и жен. пола 734 души. В селе Станках имеется земская народная школа.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?