Стамбул. Собор Софии, Премудрости Божией.

Самая известная церковь в Стамбуле, построенная в византийский период. Первое здание было построено в 325-360 гг. Открылось для богослужения 15 октября 360 г. Будучи самой большой церковью города и дворца, она упоминалась как Megalo Ekklesia (Большая церковь), а начиная с V века называется Hagia Sophia (святое мастерство), в турецкий период Ая-Софья. Предполагается, что стены первого здания были из камня, кровля из деревянной базилики. В 404 г. эта церковь была сожжена, к 415 г. восстановлена, а в 532 году сожжена вновь. Её тут же восстановили. Строили её с 532 по 537 год из дерева, мрамора разных цветов, кирпича. Открылась она вновь 27 декабря 537 года. Позже она рушилась от землетрясений, а в 1204 г. крестоносцы её разграбили и подожгли. В 1261 году император Михаил VIII приказал восстановить её. Во времена Османской империи церковь была превращена в мечеть. В 1934 году она была превращена в музей.
Источник: Стамбул (на русском языке). Yucel AKAT, АРХЕОЛОГ. 2010.

Собор Святой Софии в Стамбуле – знаменитый памятник византийской архитектуры, самая величественная постройка юстиниановской эпохи. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 г.г. на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Руководили его строительством архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.
В постройке участвовали сотни мастеров и десять тысяч рабочих. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. При строительстве собора также использовали мрамор, золото и серебро, слоновую кость, драгоценные камни.
Софийский собор имеет план классической базилики. Основание представляет собой прямоугольник 68 м в ширину и 75 м в длину. Высота здания составляет 55,6 м с центральным куполом, диаметром 31 м. У основания купола сделано 40 больших арочных окон. Благодаря этому создается ощущение, что купол будто парит в воздухе. Внутренние поверхности купола, сводов и арок были покрыты мозаичными орнаментами, иконами и картинами на темы Священного Писания на золотом и темно-лазоревом фоне. Мозаикой был украшен не только храм Софии, но и принадлежащие ему постройки.
Среди дошедших до нас мозаик святой Софии – крупное мозаичное изображение Иисуса Христа, помещенное над царскими вратами. Сохранилось также изображение Богоматери с Младенцем Иисусом, которое находится на подпружной арке храма с западной стороны. По сторонам Богоматери два апостола – Петр и Павел. На южной стороне храма, в довольно глубоких нишах, находящихся внизу окон, уцелели изображения святителей, выполненные в строго византийском стиле, с греческими вертикальными надписями. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков.
Практически сразу со времени постройки Софию Константинопольскую стали называть великой. На протяжении 900 лет собор был резиденций Патриарха Константинопольского. Службы в храме поражали своей роскошью. При Юстиниане штат священнослужителей храма составлял более 500 человек. С начала 7 в. собор Святой Софии стал постоянным местом коронации византийский императоров. Согласно летописному преданию, красота богослужения, великолепие архитектуры и убранства собора, увиденные послами киевского князя Владимира Святославича, побудили его к принятию христианства.
Пожары и землетрясения заставляли неоднократно восстанавливать здание, изменяя его первоначальный облик. Тем не менее собор Святой Софии считался символом могущества Византийской империи. Именно в нем в 1054 г. кардинал папы римского Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию грамоту о его отлучении от церкви. Это событие привело к разделению единой христианской церкви на православную и католическую.
В 1204 г. собор был осквернен и разграблен крестоносцами. В 1453 г. Константинополь – главный центр православия – был захвачен турками под предводительством султана Мехмеда II. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София. В XV-XVI в.в. к ней были пристроены четыре минарета. В XVI веке к Айе-Софии были добавлены контрфорсы, еще более изменившие ее первоначальный облик. Тогда же появился мраморный минбар (кафедра для имама). В XVIII веке алтарь в восточной части здания был заменен михрабом в юго-восточном углу (он указывал направление на Мекку). Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой.
Вокруг собора были построены мавзолеи султанов (6-гранный Мурада III, 1594; 8-гранный Мехмеда III, 1608; и др.), медресе, имарет (кухни для бедных; оба 1739) и фонтан (1740).
В середине XIX в. по поручению султана Абдул-Меджида I были произведены ставшие необходимыми реконструкционные работы. Для реставрации были приглашены итальянские братья-архитекторы Фоссати.
Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 г. основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. Тогда же мозаики и фрески Софийского собора, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет.
В 1985 г. Музей Айя-София был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Стамбуле давно ведутся дискуссии на тему будущего собора Святой Софии. В очередной раз к этой теме вернулись после того, как 29 мая 2020 г., в годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана. Спустя неделю президент Турции Реджеп Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора в мечеть. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств. 2 июля Высший административный суд Турции – Госсовет рассмотрел вопрос об изменении статуса собора Святой Софии и превращении его в мечеть. Госсовет считает, что для изменения статуса собора достаточно указа президента. Решение будет оглашено в течение 15 дней.
«Сделать Софию снова мечетью» — президент Турции Реджеп Эрдоган твердил это несколько лет. В пятницу, 10 июля 2020 г., он превратил угрозу в реальность, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Отныне тут снова, как и 86 лет назад, мечеть Айя-София.
РИА НОВОСТИ

Многие туристы, увидев собор святой Софии в Стамбуле (бывший Константинополь), чувствуют разочарование. В сравнении с силуэтом близлежащей Голубой мечети очертания Айя Софии (турецкое название) не кажутся гармоничными и восхитительными. Стены здания, пострадавшее от сильного землетрясения в 989 г., укрепили контрфорсами, и оно утратило свой первоначальный облик. К тому же в замысле архитекторов не было четырёх минаретов и гробниц султанов, построенных рядом. Но что же влечёт сюда 3 миллиона посетителей ежегодно? Что делает собор, которому 1500 лет, таким великим?
Чтобы спроектировать новую церковь на месте сожжённой базилики Феодосия II, император Византии Юстиниан I нанял двух известных математиков: Исидора Милетского и Антемия Траллского. Исидор преподавал стереометрию и физику. Был известен тем, что составил первое собрание работ Архимеда. Математик Anthemius знаменит новаторским исследованием о взаимодействии твердых геометрических форм, поверхности которых фокусируют свет в одной точке.
Чтобы спроектировать большой купол собора Святой Софии, двое учёных мужей опирались на свои знания геометрических принципов. Они придумали сферические треугольные опоры по углам, чтобы соединить квадратное основание и сферу, обозначаемые словом «парус». Это позволило перераспределить вес и построить самый большой купол в мире. Он считался таковым до 1590 г., пока в Ватикане не появился купол базилики Святого Петра, в котором Микеланджело использовал этот же приём. В некоторых источниках предполагают, что купол венчал крест с исходящими из центра лучами и полумесяцем внизу.
Купола во время строительства собора в Константинополе не были диковинкой. За 4 века до появления Айи Софии уже стоял легендарный римский Пантеон с его бетонным куполом. Однако храмы с прямоугольным основанием имели скатную крышу. Уникальность идеи архитекторов заключалась в сочетании уже существующей формы базилики и 32-метрового купола, верхняя точка которого находится в 55 м над полом. Не менее гениальным было решение добавить с двух сторон ещё два полу-купола: на востоке (алтарь) и на западе (главный вход). Благодаря такой конструкции внутри храма создаётся ощущение расширяющегося пространства. Взгляд непроизвольно устремляется вверх, как и хотели создатели этого здания. В свете солнечных лучей, льющихся через окна в стенах над галереями и в основании купола, поддерживающие опоры становятся незаметны. Впечатление движущегося пространства, символизирующего небеса, усиливает сверкающая золотом мозаика.
Византийский историк Прокопий Кесарийский (500 г.) писал о соборе: «Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм». Послы князя Владимира после литургии в Великой Софии Константинопольской докладывали: «Не знаем, на небе мы были или на земле» (согласно «Повести временных лет»).
Построенный в рекордно короткий срок с 532 по 537 г.г., храм через 20 лет пострадал от землетрясения. Купол частично обвалился. Восстанавливал его племянник Исидора Милетского (по другим источникам сын). Он поднял его выше на 9 м. В 989 г. второе землетрясение ещё сильнее повредило собор. Восстанавливал его армянский архитектор Трдат. Сделав купол ещё выше, он же укрепил здание контрфорсами. Таким образом, первоначальный облик был изменён. Мусульманские специалисты добавили ещё больше поддерживающих опор.
http://zen.yandex.ru/media/arhi1/sobor-sviatoi-sofii-v-stambule-neprigliadnoe-velichie-5c46f6bc588ef700acd27446

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?