Удивительно живописная и лёгкая часовня построена в 1838 году силами местных жителей на месте прежней, разобранной по ветхости. Первая часовня была возведена в 1781 году. Сохранилась надпись, вырезанная над косяком дверного проема: “1838 годъ. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А.Л.”. В 1932 году она была закрыта, как и 413 других церквей и часовен вокруг. Но судьба этого памятника пошла иной дорогой. Тогда как по всей России храмы грабились и разрушались, это здание довольно быстро сделали складом и не изменяли ничего вплоть до 80-х годов прошлого века. Именно быстрое переоборудование под склад и его постоянное использование позволило полностью сохранить весь иконостас часовни.
Есть сведения, что некоторые жители тайно собирались по ночам на богомолья. Но однажды это стало известно местным властям, которые запретили сборы, дескать мало того, что не зарегистрированы, так ещё и налогов не платят! Часовню опечатали, а иконы были вывезены в музей, что их и сохранило. Позднее копии этих икон были возвращены христианам и установлены в часовне на своих «исторических» местах. Надо отметить, что иконостас изготовил Фалалей Жаков — отец известного зырянского ученого Калистрата Жакова. Наверняка и сам Калистрат, которому тогда было уже 12 лет, помогал отцу в работе. В иконостасе сохранены местного письма иконы 17-19 веков, оставшиеся от предыдущей часовни.
Средняя Отла. Введенская часовня в деревне Средняя Отла Княжпогостского района. Начиная с 1989 года, Министерство культуры РК в лице Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (ныне Дирекция по охране памятников истории и культуры) приступает к реставрации объекта. Построенная в 1838 году местным плотником Алексеем Лапиным Введенская часовня является одним из интереснейших памятников культового деревянного зодчества Республики Коми.
Натурные исследования конца 1980-х гг. показали, что несмотря на поздние перестройки, исказившие ее первоначальный облик, довольно типичная по композиции (основной объем храма с куполом «о каменное дело», в одной связи с колокольней) часовня является творением подлинного мастера. Он великолепно владел конструктивными приемами культового зодчества предшествующих XVII-XVIII веков и сумел воплотить в традиционном здании свои представления о красоте. В июле 1989 года совместная экспедиция НПЦ по охране памятников и Сыктывкарского университета начинает ремонтно-восстановительные работы на Введенско-Ильинской часовне в д. Средняя Отла. Задачей реставраторов, помимо чисто ремонтных работ, заключавшихся в смене обветшавших частей и деталей здания, было воссоздание его выразительного первоначального облика: раскрытия сруба храма от мертвящей его поздней обшивки, восстановления в старых формах и материалах крыльца, восьмерика колокольни, завершения храма.
В ходе работ, продолжавшихся в течение ряда летних сезонов, под часовню был подведен валунный фундамент, выпрямлены покосившиеся стены здания, по единичным сохранившимся фрагментам восстановлено одномаршевое крыльцо и воссоздан резной декор здания, резьба иконостаса. Позднее, но уже изрядно проржавевшее металлическое покрытие кровель заменено на изначальное — гонтово-лемеховое. Колокольный звон, раздавшийся 2 августа 1995 года после более чем полувекового вынужденного молчания, возвестил о возобновлении в часовне богослужений. После крестного хода с храмовой иконой «Огненное восхождение пророка Божия Ильи» в храме был отслужен молебен в честь особо чтимого местными жителями святого.
Труды реставраторов были увенчаны 8 августа 1998 года, когда восстановленный храм освятил Владыка Питирим.
cbs-sykt.ru
Средняя Отла. Жители Средней Отлы особенно почитают праздник Ведения во Храм Пресвятой Богородицы, Ильин день и память Стефана Пермского, считая эти дни деревенскими престольными праздниками.
Некоторые бабушки верят, что начало их часовне и селению положил сам свт. Стефан, когда крестил жителей Выми. Но документальных подтверждений этого факта нет – как нет и исторических сведений о времени образовании поселения.
Впервые погост Отла был упомянут в писцовой книге Яренского уезда за 1608 год. Само слово «погост» означало большое поселение со своей церковью. Но храм в этом документе не упоминается.
Основным источником, проливающим свет на историю Введенской часовни, являются стены самого здания, сохранившие в разных частях скупые записи. Одна из надписей, на северной стене, хранит самую раннюю дату: «Сия часовня восприняла сове существование в 1871 г.». вероятно, это записал либо церковный староста, либо священник, хорошо знавший историю совей часовни.
В современном виде часовня построена в 1838 году. Об этом сообщает другая надпись, вырезанная над косяком дверного проема: «1838 годъ. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А.Л.». Судя по фамилии, известной в Отле со второй половины XVII века, рубилась часовня артелью местных плотников. Лапины – самая распространенная фамилия в деревне. До сих пор потомки мастера славятся своей мастеротовитостью и трудолюбием.
Последняя надпись сообщает о времени последнего ремонта часовни: «Мастре Туркин.1903 год». Тогда стены часовни снаружи и изнутри были покрыты тесом и покрашены, из-за чего она стала напоминать белокаменную постройку. По воспоминаниям покойной 94-летней «хранительницы» часовни Анны Дмитриевны Лапиной, в ремонте часовни принимал участие и ее отец, отличавшийся недюжинной физической силой. На спор с односельчанами он перенес от пристани до часовни огромную связку листового железа, предназначенного для ремонта кровли. Этим железом кровля была покрыта вплоть до недавнего времени.
Восстанавливая часовню, купол реставраторы решили покрыть – в соответствии с древней традицией – лемехами. Теперь это единственное подобное храмовое покрытие в Коми республике. Пожалуй, наибольшую ценность часовни представляет древний иконостас тонкой работы мастера-краснодеревшика Фалалея Жакова.
После того, как в 1932 году часовня была закрыта и передана властями под зернохранилище, приезжие активисты посрывали все иконы, свалили их в кучу на пол и, распорядившись, все иконы сжечь и снять крест с купола, сами уехали. Однако жители деревни наказ властей не выполнили, а иконы попрятали по домам до лучших времен. В середине семидесятых годов, когда часовня пустовала и без надзора портилась, местные старушки своими силами отремонтировали ее, принесли из домов запретные иконы, восстановили иконостас и стали как в прежние времена собираться тайно на богомолья. Службы продолжались около двух лет, пока
об этом не узнали районные власти. Под предлогом незарегистрированности общины и неуплаты налогов в 1977 году проводить старушкам богослужения в часовне было запрещено. А иконы забрали приехавшие сотрудники Сыктывкарского музея. Благодаря этому их, отреставрированные и хранящиеся в Национальной галерее, во время празднования 600-летия Стефана Пермского могли увидеть все желающие.
Суворов Е. Что рассказали стены / Е. Суворов // Вера. – 1998. — № 303
cbs-sykt.ru