«СРЕДА» ТЕЛЕШОВА: как купец вдохновлял московскую интеллигенцию

«СРЕДА» ТЕЛЕШОВА:
как купец вдохновлял московскую интеллигенцию

Телешов легко заводил знакомства в кругу писателей и издателей, часто посещал их собрания и кружки. Будучи хорошим организатором, в 1899 году он основал собственный литературный салон, который на протяжении 20 лет оставался одним из самых известных в Москве. Изначально встречи в нём проходили по средам, отчего кружок и получил своё название. В доме купца-писателя собирались… впрочем, проще сказать, кого там не было: скучных людей, чуждых творчества.

«Среда» литературная… и не только

Основными участниками «Среды» были знаменитые писатели и поэты: Максим Горький, Александр Куприн, Николай Гарин-Михайловский, Владимир Короленко, Иван Бунин, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Александр Серафимович, Леонид Андреев, Викентий Вересаев, Владимир Гиляровский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов. На встречах они читали новые произведения и каждый мог открыто высказать своё мнение. Несмотря на разные вкусы и политические взгляды, здесь не было личных выпадов, только искреннее желание помочь, стремление убрать всё лишнее и достичь большей выразительности языка. Недаром Леонид Андреев, даже уехав за границу, отправлял свои рассказы и повести Телешову, чтобы получить оценку коллег по «Среде».

Круг завсегдатаев салона быстро расширялся, и не только за счёт литераторов. Например, Николай Дмитриевич вспоминает, как Горький читал «На дне» в 1902 году: «На этом чтении, помимо своих, было много приглашённых артистов и литераторов. Вспоминаются: В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова, писательницы Крандиевская, Вербицкая, Щепкина-Куперник, крупные журналисты, врачи, юристы, учёные, художники. Народа было множество: сидели на подоконниках, стояли в других комнатах, где было всё слышно, но ничего не было видно… Успех был исключительный».

Частыми гостями на «средах» были Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов – один пел, другой аккомпанировал на рояле: «Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении — это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов», — пишет Николай Дмитриевич. Сам Шаляпин полушутя говорил: «Здесь меня послушайте, а не в театре!»

Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов и другие художники появились в «Среде» благодаря супруге Телешова. Елена Андреевна, наследница знаменитой династии купцов-меценатов Карзинкиных, окончила класс Василия Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Российская академия живописи, ваяния и зодчества). Это был поистине творческий союз: жена иллюстрировала произведения Николая Дмитриевича, а он посвятил ей свой главный труд — «Записки писателя».

Реальные и мнимые адреса «Среды»

Поскольку инициатором создания «Среды» был Телешов, чаще всего встречи проходили в его квартирах: на Чистопрудном бульваре , на Земляном Валу и на Покровском бульваре. Порой писатели и их друзья собирались у одного из членов кружка — например, чтение «На дне» происходило в квартире Леонида Андреева. Также участники «Среды» иногда гостили в дружественных салонах, одним из которых был литературно-художественный кружок на Большой Дмитровке.

Но география Москвы вплелась в историю «Среды» и по другой причине. Постоянные члены кружка получали прозвища… по названиям московских улиц, площадей и переулков или адресам, которые соотносились с их характером или внешним видом. Например, Горького за героев-босяков называли Хитровкой в честь площади, знаменитой ночлежками и притонами; Иван Бунин стал Живодёркой за худобу и острословие. Александра Куприна за пристрастие к лошадям и цирку прозвали Конной Площадью, Викентия Вересаева — Каменным Мостом (за постоянство во взглядах), а Александр Серафимович за лысину получил «адрес»… Кудрино. Все псевдонимы употребляли в шутку и только с согласия самих «адресатов»; так, Леониду Андрееву не понравилось прозвище Новопроектированный Переулок, и по его просьбе «адрес» сменили на Ваганьковское Кладбище: «Мало ли я вам про покойников писал?» .

Но члены кружка умели не только шутить, но и заниматься серьёзной общественной деятельностью. Например, в 1904 году они создали комиссию памяти А. П. Чехова, которая выплачивала пособия и давала займы людям творческих профессий, попавшим в тяжёлое положение. В частности, беспроцентная ссуда спасла от закрытия Московский художественный театр. За 15 лет комиссия выдала в общей сложности почти 250 тысяч рублей — по тем временам огромная сумма.

Дом с богатой историей

Дом на Покровском бульваре, где Николай Дмитриевич поселился в 1913 году и прожил до смерти, стал последним пристанищем «Среды». Впрочем, хотя на стене висит мемориальная доска, посвящённая Телешову, этот адрес получил в Москве известность задолго до появления здесь писателя.

До пожара 1812 года здесь стояли каменные палаты графа Фёдора Андреевича Толстого — члена Общества любителей российской словесности, знаменитого библиофила, собирателя древнерусских рукописей и старопечатных книг.

В 1815–1818 годах купец Андрей Сидорович Карзинкин построил на старом фундаменте новую усадьбу. Во второй половине XIX века хозяева проводили здесь литературно-музыкальные вечера, которые посещали Александр Островский, Фёдор Достоевский и Михаил Щепкин. А ещё в этом доме в 1884 году дебютировал как артист молодой купец Константин Алексеев. Будущий великий Станиславский исполнил роль Подколесина в камерной постановке «Женитьбы» Гоголя… и провалился в прямом смысле: перебираясь через рояль, юноша проломил крышку и порвал струны. Начало карьеры запомнилось ему на всю жизнь.

В конце XIX века дом унаследовали брат и сестра Карзинкины: первый этаж достался Елене Андреевне, второй — Александру Андреевичу, меценату, члену попечительского совета Третьяковской галереи. В 1918 году здание национализировали и «уплотнили», оставив прежним хозяевам две комнаты — по одной на семью. Неудивительно, что в 1919 году телешовские «среды» фактически прекратились: частные встречи писатель устраивал до конца жизни, а шумные многолюдные собрания остались в прошлом…

Энергичный Телешов не остался без дела: после революции он работал в Наркомате просвещения, а в 1923 году принял участие в основании Музея МХАТа (Камергерский переулок, дом 3а), около 30 лет был его директором. С 1925-го Николай Дмитриевич составлял мемуары, которые печатались в периодике, а в 1943 году вышли отдельной книгой под названием «Записки писателя». Потом её многократно переиздавали: воспоминания Телешова дают представление не только о творческой интеллигенции конца XIX — начала XX века, но и быте, нравах тогдашних горожан. В истории отечественной литературы эти мемуары стоят в одном ряду с книгой «Москва и москвичи» Гиляровского. Кстати, по некоторым сведениям, её отдельные главы написаны как раз в доме Карзинкиных-Телешовых.

Потомки купца-писателя живут на Покровском бульваре и сейчас. Они своими силами поддерживают музей-квартиру Н.Д. Телешова. Правда, посетителей пускают в основном по праздникам и в дни культурного наследия. Но бывают и исключения: например, в ноябре 2015 года музей стал одной из площадок литературного фестиваля «Биеннале поэтов».
©

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?