Способы украшения косовороток

Способы украшения косовороток

Почти на всей территории расселения русских основные типы кроя мужских рубах были близки. Своеобразие рубахам разных местностей, особенно более ранним образцам, придает специфика декора: его технологические приемы, материалы отделки, локализация. Речь, конечно, идет о праздничных рубахах, поскольку обыденные изготавливали преимущественно из холста и не украшали. Как рабочие использовали и рубахи из крашенины, пестряди и набойки, которые раньше служили праздничными. Пестрядь была широко распространена во многих регионах России. Рубахи из нее (в разных цветовых комбинациях: красного и белого, синего и белого, красного и синего, а также сочетания всех трех цветов) активно бытовали до 1920-х годов, а в некоторых местностях, например в Лузском районе Кировской области (ранее Великоустюгский уезд Вологодской губернии), до 1940-х годов. Кубовую набойку в ХХ веке для шитья косовороток использовали меньше в связи с угасанием набойного промысла.
Традиция украшать рубахи для торжественных случаев уходит в глубокую древность. Уже в домонгольское время, как отмечают, например, на суздальском археологическом материале М. А. Сабурова и А. К. Елкина, рубахи состоятельных людей декорировали в технике золотного шитья и сажения жемчугом, предположительно на воротниках рубах. Исследовательницы зафиксировали такие технологические приемы, как шитье вприкреп, гладьевые швы. Специалист по одежде и тканям XVI–XVII веков М. Н. Левинсон-Нечаева пришла к выводу, что отделочный материал для одежды высшей знати изготовляли в кремлевских мастерских и закупали в торговых рядах, куда поставляли свой товар существовавшие уже в то время такие ремесленники, как «завязочники», «кружевники» (ткачи, ткавшие золотную кайму), «нашивочники», «торочечники» (от торочок — тканая или тисненая кайма).
Мужскую рубаху почти всегда украшали ластовицы контрастного цвета по отношению к основной ткани. Обычно они были красные, из домашней крашенины или фабричного кумача. Иногда красные ластовицы являлись единственным украшением. В тамбовской традиции у рубах, боковины которых выкроены по-топорному, фрагменты, восполняющие верхнюю часть заготовок, имеют тот же самый декор, что и по низу боковин, поскольку отрезаются эти фрагменты как раз от нижнего края.
Обычно декор выполнен в технике закладного полихромного ткачества, два ярких трапециевидных кусочка которого в результате кроя оказываются в области лопаток. Таким образом, вставки боковин и выполняют свою функцию, и украшают рубаху сзади. Наряду с конструктивной, декоративную роль играют частые сборки или складки, иногда фигурные, в верху рукавов позднего кроя, широких у плеча и резко суженных к запястью, а также зачастую завязки/застежки рубахи. Декоративность застежек отмечена реставратором Т. Н. Кошляковой уже в рубахах XVI — начала XVII века из захоронений в Архангельском соборе Московского Кремля: петли и пуговицы, сформированные из тесьмы, образуют вдоль разреза рельефный контур декоративного характера.
Основными местами расположения декора на праздничных косоворотках туникообразного кроя ХIХ — начала ХХ века являются ворот, нагрудный разрез, края рукавов, подол. Не всегда, но довольно часто рубахи украшены во всех этих местах. В последнем случае нельзя не заметить существовавшую повсеместно закономерность использования одного отделочного материала и орнамента для оформления ворота и нагрудного разреза и другого — для декора краев рукавов и подола (61). Это одна из особенностей, которые отличают народные рубахи от поздних, городского кроя, выполненных в русском стиле. У последних и воротник, и планка, и подол обычно декорированы с помощью одного и того же орнамента (94, 95). Иногда у крестьянских рубах даже рукава и подол украшены по-разному (64), но обычно все же в одной стилистике, обеспеченной единой техникой вышивки, ткачества, лоскутного шитья и т. п. Случается, что рукав и подол имеют совершенно разную отделку, но это чаще связано с перешиванием или подновлением предмета.
В некоторых локальных традициях встречается иное расположение декоративных элементов. Так, например, в селе Гремяки Скопинского уезда Рязанской губернии было принято нашивать довольно широкие полосы узорного тканья на шов, соединяющий рукав с основным полотнищем. В других местах той же губернии на эти швы нашивали полосы кумача красного и синего цветов. Кое-где особой чертой являлось декорирование верхней части рукава. Так, в Воронежской и Харьковской губерниях встречалась отделка в виде затканных красной нитью полос, аналогичных или очень близких полосам в оформлении подола (42). На Рязанщине верх рукава декорировали также в технике строчевой вышивки — мережки, а в Тамбовской губернии вышивку швами тамбур и козлик белыми нитками по белому холсту основной ткани располагали на плече. Необычным, характерным только для рубах Весьегонского уезда Тверской губернии местом декора являются швы, соединяющие основное полотнище с боковинами в нижней части подола. На швы нашиты крупные трапециевидные фрагменты кумача.
Лишь на старинных косоворотках из домашнего холста в некоторых губерниях особым образом оформлялось пространство на груди между нагрудным разрезом (всегда без планки) и воротом или воротником. В Орловской, Тамбовской, Псковской губерниях это пространство заполняли вышивкой в виде уголка, большого или маленького. Вышивку выполняли в разных техниках (косым крестом, росписью), разными материалами (хлопчатобумажными, шерстяными нитками), в разной цветовой гамме.
В других местностях делали нашивку из кумача или белого холста треугольной или четырехугольной формы, иногда с вышивкой. В некоторых рубахах линии нагрудного разреза и ворота соединены косой перемычкой. В Симбирской губернии перемычка вышита счетными гладьевыми швами, в Самарской — выложена черным шелковым шнуром, а в Орловской она просто отмечена нашитым фрагментом тесьмы. Теми же приемами декорированы ворот и нагрудный разрез рубах. Неповторимыми чертами обладает украшение в области груди на херсонских рубахах (35). Вышивка в технике косого креста красными и черными нитками не только заполняет угол между линиями нагрудного разреза и ворота, но и образует крупное квадратное поле. Самобытным здесь является и особое сочетание геометрического орнамента с геометризованным растительным (образы дерева типа елочки, цветов, причудливые розетки, иногда с меандровым мотивом). Изредка для декорирования используется шов соединения подоплёки с основным полотнищем (спереди и/или сзади). В Воронежской губернии по нему могли выполнить стебельчатый шов, имитирующий шнур. В Курской губернии вышивка по этому шву была в технике росписи. Старообрядцы-«поляки», проживавшие в Змеиногорском уезде Томской губернии и Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской губернии, подоплечный шов на спине покрывали вышивкой росписью и/или косым крестом в виде сложных линий с вариантами меандрового мотива или нашивали на него полосы кумача, перекрещивающиеся в месте расположения мыса подоплёки.
В поздних южнорусских косоворотках на кокетке довольно часто по ее периметру располагали вышитый декор (83, 84) или выкладки шнуром или тесьмой.
На свадебных рубахах Смоленской, Тверской, Вятской, Пермской (Нижний Тагил) губерний декор также располагали на маленьком кармане для часов. Часто на нем вышивали инициалы (78) и гербовые мотивы лавровых ветвей и короны. Рубахи в русском стиле декорированы с очевидной ориентацией на народные образцы, но по иным канонам. Выше уже шла речь о такой устойчивой особенности крестьянских рубах, как различие отделки ворота и нагрудного разреза, с одной стороны, и краев рукавов и подола — с другой. У косовороток же, выполненных в русском стиле, декорированы все части (воротник, планка, края рукавов и подол) и обычно с помощью одного и того же орнамента, чаще всего геометрического или стилизованного растительного. Первый характеризуется широко распространенными мотивами розеток, многоугольников, уголков и т. п. Для растительного орнамента этих рубах типичны образы цветов — чаще всего васильков. Встречаются также лилии, маки, цветы, похожие на примулы и ландыши. Кроме цветов распространены изображения гирлянд с листьями плюща, винограда (вместе с гроздьями ягод), с колосьями (часто сплетенными с васильками). Изредка в декоре использовали образы лебедей. Изображения растений и птиц условны, но вполне узнаваемы. Нельзя не заметить, что на декоре многих косовороток в русском силе лежит отсвет стиля модерн и, шире, эпохи модернизма (конец XIX — середина ХХ века). В контексте характерного для этого времени обращения к национальным истокам именно такая черта традиционных косовороток, как асимметрия в расположении нагрудного разреза, воспринятая рубахами в русском стиле, позволила им гармонично влиться в культурные веяния эпохи и стать полноценным артефактом для иллюстрирования декоративно-прикладного искусства эпохи. Помимо ряда перечисленных образов в декоре этих рубах характерной для модерна оказывается такая черта, как плавные, динамичные, иной раз асимметричные линии гирлянд. Один из распространенных элементов рисунка в модерне — бутон как символ зарождения жизни — становится частью и растительного орнамента рубах в русском стиле. Особой стилистической чертой их декора является цветовая составляющая. Нередко в них сохранено традиционное сочетание красного и черного на белом фоне. Но чаще это либо графичное черное изображение на белом фоне, либо полихромный орнамент, в котором сочетается до пяти–семи цветовых оттенков. И традиционная комбинация красного с черным, и сочетание противоположных черного и белого цветов, и полихромия (витражность) — все три варианта вписываются в стилистику модерна. В последнем случае цветовая гамма характеризуется необычными для исконного традиционного декора оттенками: сиреневым, фиолетовым, розовым, бледно-зеленым, бежевым. Иногда встречаются даже исключительно типичные для модерна сочетания желтого с голубым (синим) и золотистого (золотого) с фиолетовым. В целом главной характеристикой оформления косовороток в русском стиле является специфическая декоративность.
По материалам иллюстрированного альбома Елены Мадлевской «Косоворотка».
Мадлевская Елена Львовна — ведущий научный сотрудник Отдела этнографии русского народа РЭМ (Российского этнографического музея, Санкт-Петербург), кандидат филологических наук.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?