СПЕСИВЦЕВА ОЛЬГА
(1895 – 1991)
Ольга Александровна Спесивцева родилась в Ростове-на-Дону.
В 1906 году поступила в Императорское театральное училище. На конкурсных экзаменах Оля запомнилась Михаилу Фокину: «Среди самых маленьких учениц, с короткими торчащими косичками, мне особенно запомнилась Ольга Спесивцева… Мы, учителя, просили детей ставить ноги рядом и вытягивать их. Главное внимание обращалось на общий вид ребёнка. Красивым, стройным, конечно, отдавалось предпочтение. Помню, как из линии кандидаток я вывел к директору очень красивую девочку, помню, как положил ей руку на головку, повернул её профилем к начальству и просил обратить внимание на красивые черты её лица. Это и была Ольга Спесивцева». В обучении и сценическом воспитании Ольги принимали участие такие выдающиеся педагоги, как А.И. Чекрыгин, В. Жукова, Н.Г. Сергеев, Л.Н. Егорова, Н.Г. Легат, М.М. Фокин. В 1913 году Ольга окончила Императорское театральное училище (класс К.М. Кулической).
В 1913 году дебютировала на сцене Мариинского театра. Она была необыкновенно воздушна, поражала окружающих хрупкой, болезненной фигурой. Её называли неземной и божественной. Критика писала «стройная и тоненькая, с высоким подъёмом ноги».
В 1916 году – покорила Париж, выступив с Русским балетом Сергея Дягилева. С его труппой уехала за океан на гастроли в Америку, танцевала с В. Нижинским «Видение розы» и «Сильфиды». Её постоянным пристанищем становится Париж.
В 1917 году балерина возвращается в Мариинский театр.
Спесивцева – одна из наиболее трагических фигур в русском балете. Во время революционного террора она продолжала танцевать, завоевав себе репутацию Красной Жизели. Чтобы поближе познакомиться с симптомами сумасшествия, необходимыми для роли Жизели, Спесивцева посещала лечебницу для душевнобольных. Она знала, что творчество, которое ею ценилось превыше всего, ради которого она была готова на любые жертвы, погубит её. В 1921 году выехала на зарубежные гастроли. Ей рукоплескали и сходили с ума. Дягилев звал остаться, но Спесивцева вернулась…
В 1923 году Ольга Спесивцева покинула родину навсегда. В эмиграции к ней отнеслись настороженно, «смотрели с подозрением, называли «большевичкой» и даже считали советской шпионкой. Всё это влияло на уже расшатанную нервную систему танцовщицы», вспоминал Серж Лифарь. Несмотря ни на что, Ольга занимает положение прима-балерины «Гранд-Опера» и в 1931 году получает звание «этуали». Участвовала в пышной, поразившей воображение современников дягилевской постановке «Спящей красавицы» в театре «Альгамбра».
Другую Спесивцеву публика открыла в постановках Баланчина и Лифаря – смелую, экстравагантную, увлечённую эстетикой авангарда. В аргентинском театре «Колон» Спесивцева работала с Михаилом Фокиным, на гастролях в Австралии – с Виктором Дандре, оставшимся без Примы после смерти своей жены, великой Анны Павловой. Последний спектакль Ольга Спесивцева дала в Буэнос-Айресе. Депрессия и душевная болезнь никогда больше не позволили ей выйти на сцену. Больная и измученная балерина перебралась в США, где вскоре попала в психиатрическую лечебницу. В состоянии полной амнезии и распада сознания она пробыла там до 1963 года, а потом неожиданно выздоровела. К ней вернулась память.
Танцевала главные партии в балетах: «Эсмеральда», «Пахита», Лебединое озеро», «Ненюфар», «Конёк-Горбунок», «Дочь фараона», «Эрос», «Спящая красавица», «Жизель», «Кошечка», «Прометей», «Вакх и Ариадна», «Умирающий лебедь», «Каприз бабочки», «Спектр розы», «Менуэт Бетховена» и др.
Последние годы Ольга Спесивцева провела в пансионате Фонда Льва Толстого, организованном дочерью писателя Александрой Толстой для одиноких соотечественников.
Скончалась в 1991 году.
Похоронена в США, штат Нью-Йорк, русское кладбище в Ново-Дивееве