Спешнево. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Существовавший в начале XVIII века в селе деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия первоначально стоял в полуверсте от современного села. Вместо него на новом месте в центре Спешнево построили деревянный же храм в то же имя, разобранный по ветхости в 1821 г. На месте прежнего деревянного в том же году заложили ныне сохранившийся кирпичный трехпрестольный холодный храм Казанской Пресвятой Богородицы.
В 1824 г. были освящены придельные алтари — правый во имя Святого великомученика Георгия и левый во имя Святого Николая Чудотворца Мирликийского. Храм окончили строить в 1829 г., но освящение главного престола состоялось только в 1848 г. В течение 30-ти лет церковь состояла приписной к церкви сел Богоявленские Однолуки.
Из числа церковных древностей, хранившихся в храме, следует назвать икону Казанской Божией Матери, по преданию, принадлежавшую графине Бобринской, икону и гробницу преподобного Вениамина, угодника Киево-Печерского, оловянный крест с частицами святых мощей, принадлежавших преподобной Евфросинии Полоцкой и другим святым, а также старинные резные изображения Спасителя в темнице, и Святого Николая Чудотворца.
В 1898 году при церкви была открыта одноклассная приходская школа.
В 1928 году Казанская церковь была закрыта. В советское время, церковное помещение выполняло функцию то ли ангара, то ли склада, чем и объяснилось наличие на полу довольно хорошо сохранившейся бетонной стяжки. В настоящее время, Казанская церковь села Спешнево (кстати, известны и другие названия села — Георгиевское, Попелевка, Егорьевское) находится в плачевном состоянии. Часть крыши просто отсутствует, а та, которая сохранилась, поросла травой и кустарником. Внутри храма, на стенах частично сохранилась церковная роспись.
В настоящее время здание храма находится в заброшенном состоянии.
Источники: http://www.rutraveller.ru/place/95050; http://www.geocaching.su/?cid=12476&pn=101

Село Попелевка (иначе Спешнево) расположено при реке Нугрь в 54 верстах от губернского города Орла и в 5 верстах от уездного.
Почвенные условия благоприятные: почва по большей части суглинистая, со значительным процентом чернозема. От свойств здешнего чернозема, полагают, произошло и название села Попелевка. Чернозем этот не чистый, сероватого цвета и похож на пепел или «попел» по местному произношению; отсюда и слово «Попелевка». Нужно отметить, что это название хотя и давнишнее, но встречается более в официальных церковных бумагах, в обыденной же речи чаще употребляется другое название села «Спешнево».
В старину оно именовалось еще по церкви Георгиевским и по прежнему административному делению Казанскими Однолуками, так как вместе с другими соседними Однолуками Богоявленскими и Покровскими числилось в Однолуцком стане.
Начало села относится к давним временам, может быть к XVII ст. Близость г. Болхова, обилие лесов, плодородная земля, хорошая рыбная река – все эти условия, по справедливому замечанию церковной летописи, должны были издавна привлекать сюда население, хотя точных сведений о первых поселенцах и не имеется. В начале XVIII ст. в Попелевке уже существовала церковь во имя св. вмч. Георгия; стояла она в полуверсте к югу от теперешнего поселка.
Когда и кем был построен вместо нее второй храм – неизвестно. Храм этот был деревянный, посвящен, как и первый, во имя св. вмч. Георгия Победоносца, стоял посредине нынешнего села, там, где теперь старое кладбище; при нем, по преданию, был придел во имя св. архистратига Михаила. Стоял этот храм до 1821 г., когда за ветхостью был разобран.
На месте его заложен был новый каменный храм, третий по счету, с главным престолом во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1824 г., с благословения преосв. Гавриила, были освящены в нем придельные алтари: правый – во имя св. вмч. Георгия и левый – во имя святителя Николая; освящение же главной церкви почему-то было отсрочено и состоялось только в 1848 г.
Кто был строителем храма, точно неизвестно. По преданию, главное участие в его построении принимала графиня Бобринская, во владении которой находилась в то время большая часть приходских крестьян. В своем первоначальном виде храм существует и доселе. В течение лет 30, до 1896 г. он состоял приписным к церкви села Богоявленских Однолук.
В числе церковных принадлежностей есть несколько святынь и древностей. Такова прежде всего икона Казанской Божией Матери, помещающаяся над царскими вратами и, по преданию, принадлежавшая графине Бобринской; далее икона и гробница преп. Вениамина, угодника Киево-Печерского. О гробнице же рассказывают, что графиня Бобринская, в бытность свою на богомолье в Киеве, пожелала заменить прежнюю деревянную гробницу угодника серебряною, прежнюю же просила уступить ей в частную собственность. Просьба ее была исполнена, и по смерти владелицы, по желанию ли наследников или по распоряжению Епархиальной власти, гробница перешла к церкви… Есть также два старинных резных изображения Спасителя в темнице и Николая Чудотворца.
Населения в приходе 1120 душ муж. и жен. пола. Почти все прихожане бывшие крепостные или государственные крестьяне; живут преимущественно земледелием; сторонним занятием служит плотничество, некоторые уходят на работы в южно-русские каменноугольные копи. Деревень в приходе четыре: Кочерова, Татаринова, Бекетова и Борзята. Причт одноштатный: священник и псаломщик. Церковной земли 36 десятин, казенного жалования 525 руб. В 1897 г. с восстановлением прихода построены были церковно-причтовые дома; с 1899 г. в селе существует школа грамоты.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?