Спасское. Спасский-Раифский-Кезовский женский монастырь.

Спасо-Раевский или Спасский-Раифский-Кезовский монастырь ( ныне село Спасcкое — Борского района Нижегородской области). Основан в начале XVII в. выходцами из Москвы. В монастыре велась активная культурная деятельность, в частности именно здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Также интересным историческим памятником является монастырский синодик, находящийся в настоящее время в Российской государственной библиотеке (Москва). В ризнице монастыря имелась чаша из дворцовой церкви царя Алексея Михайловича. Об этом ценном произведении прикладного искусства упоминает в своих записках В.Даль, лично посещавший с. Спас в середине 19 в. В 1713 г. насельники монастыря были заподозрены в расколе и высланы. Монастырь стал женским. Как женский он просуществовал до 1764 г., когда был упразднен при учреждении монастырских штатов.
В настоящее время от комплекса монастырских зданий сохранились храм во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (построен в последней трети 17 в.) и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (первоначально в 1716 г. был построен в дереве, в 1760 г. перестроен в камне). В настоящее время Нижегородской областной общественной организацией «Культурно-просветительский центр «Спас-Исток» осуществляется проект направленный на возрождение монастыря.

По поводу года основания монастыря нет точных данных. Но достоверно известно из книги Строева П.М. «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской империи» (год издания 1877), что в 1677 году настоятелем и (как там написано) строителем Спасораевского На Кезе в Балахнинском уезде единоверческого монастыря был Тихон. В составе монастыря были две церкви: каменная Происхожения Честных Древ Животворящего Креста Господня и деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы (из книги В.В.Зверинского » Материал для историко-топографического исследования о Православных Монастырях в Российской империи» изд. 1892 г.).
В книге Архимандрита Макария «Памятники церковных древностей» (издания 1857 года) описано, что в селе Спсе на Кезе, Семёновского уезда, в Спасской церкви, прежде бывшей монастырскою имеется серебрянный позолоченный потир, в пять вершков вышины, с высеченной на краях его дна надписью: «Лета 7189 (1681 г.) Августа 1 день, повелением Великого Государя царя и Великого Князя Фёдора Алексеевича, всея великая и малыя и белыя России Самодержца построены сии сосуды (потир, дискос,с звездицою и блюдцы) в церковь Распятия Господня, что у Великого Князя вверху (т.е. одна из дворцовых церквей царя). Слово вверху было не вычеканено, а вырезано ввиду нехватки места. На верхних краях потира была надпись: «Тело Христово Примите, Источника бессмертного вкусите. Аллилуйя». К этому потиру принадлежат дискос и блюдцы с надписями. По краям дискоса вычеканены слова: «Се Агнец Божий вземляй грехи мира». На одном из блюдцев надпись: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое Славим». На другом блюдце вычеканено: «Достойно есть, яко, во истину блажити тя Богородицу».
В той же книге Макария было указано, что в церкви был напрестольный Евангелие обложенный бархатом с золотыми на нём цветами. Он был подарен монастырю 2 марта 1692 года по указу митрополита Аврамия Рязанского и Муромского по своим родителям в вечное поминание. Митрополит Аврамий был родом из Балахнинского уезда.
В Российской Национальной Библиотеке хранится синодик схимника Васъяна (Василия Михайловича Колтовского). Основатели рода служили царю Ивану Васильевичу Третьему. Правнучка основателя рода Анна Алексеевна Колтовская около полугода была царицей (женой Ивана Грозного с апреля 1572 года по осень того же года). Потом её постригли в монахини и сослали в Введенский монастырь под именем сестры Дарьи. Там она прожила до 5 апреля 1627 года. Многие её родственники попали в «опалу» к царю. Возможно уже тогда они и появились в глухих лесах Балахнинского Заузолья. Дата рождения схимника Василия пока точно неизвестна. Приблизительно он родился на рубеже 16-17 века, так как был племянником (не родным) царицы Анны. Когда умер, тоже точно не установлено. Все эти сведения из книжной версии его синодика, изданной в 1913 года И.М. Диомидовым.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?