В первых годах XIX века спасский купец Тимофей Иванович Самгин, один из богатейших людей города, вступает в конфликт с местными крестьянами, запрещая им торговать, отбирает у них товары, которые закрывает в амбары и склады. Крестьяне подают иск в Тамбовский суд, выставляют громадную сумму штрафа. Возникает дело, грозящее Самгину разорением и позором. Он отступил, все уладилось. Поняв свою вину, в благодарность провидению за избавление от несчастий и в знак примирения с крестьянами купец дал обещание на свои деньги построить церковь. И начал возводить храм, один из лучших в губернии. Строительство вели его собственные крестьяне, наёмные инженеры и мастера. Кирпич готовился кустарным способом на крестьянских подворьях и подвозился на лошадях.
Многие верующие считали святым долгом участие в строительстве церкви, полагая, что таким образом они искупают грехи. Даже по ночам местные жители приходили и помогали: кто-то нёс кирпич наверх, кто-то убирал строительный мусор, кто-то подвозил строительные материалы. Свой дом Самгин отдал под иконописную мастерскую и столярный цех. Нрава он был крутого, за ходом работ наблюдал лично, за брак наказывал.Первое освящение Преображенской церкви произошло в 1810 году, но строительство и отделка продолжались. Сам же Тимофей Иванович стал и старостой прихода и исполнял эти обязанности до своей смерти.В 1811 году в Спасске произошел большой пожар, в котором сгорела значительная часть деревянных домов и две старые деревянные церкви (Сретенская и Александра Невского), в которых хранилась вся летопись города Спасска. Этот пожар унес и иконостас, выполненный ведущими русскими мастерами — резчиками и художниками. После этой трагедии Самгин сильно заболел, в душевном расстройстве читал святые книги … Умер он в 1817 году, не оставив наследников. Все свои деньги он завещал церкви, которая продолжала строиться и отделываться внутри до 1819 года.Одновременно шло восстановление после пожара сгоревшей церкви (фактически — строительство заново) — Александра Невского. По сути дела, это была колокольня, в которой полы были чугунные, вести службу в холодное время суток в ней было затруднительно. В 1826 году начала восстанавливаться — строиться третья церковь, тоже сгоревшая — Сретенская, теплая, вместительная, соединяющая две существующие в один ансамбль (она была освящена в 1829 году). Значительные деньги на это пожертвовали купцы Е. С. Жданов и В. Д. Умнов. С тех пор каждый год весь собор церквей стал украшаться, переделываться, ремонтироваться. На пожертвования горожан покупались колокола, украшался двор, была поставлена чугунная ограда. Собор стал центром религиозной культуры уезда и оставался таким вплоть до 1929 года.
Собор украшал Спасск, он действительно был красив: белокаменный, с высокой колокольней и холодной церковью с тремя портиками, поддерживаемыми 12-ю колоннами. Вокруг собора — ограда, красивая, чугунная, фигурная, на высоком кирпичном фундаменте. Внутри ограды росли деревья, ближе к зданию собора были захоронения священников, на их могилах стояли памятники из чёрного мрамора. Большой колокол собора весил 921 пуд, т.е. 15 тонн, язык колокола весил 25 пудов. Когда били в большой колокол, то его звон по ветру был слышен в Торбееве (за 18 верст).Колокольный звон в России был разный: торжественный, заунывно-протяжный, тревожный. Под торжественный звон колоколов Россия отмечала праздники, памятные даты, победу над врагом; заунывный звон извещал о выносе покойника из церкви или об объявлении войны; заунывно — протяжно гудели колокола в сильную метель: звон приходил на помощь человеку, застигнутому бураном в чистом поле; тревожный звон — это всполох, пожар, он призывал народ на помощь.Более ста лет так и гудели колокола Спасского собора на разные перезвоны: по заунывному звону горожане нескольких поколений определяли вынос покойника из собора или объявление войны (в 1904, 1914 годах), на праздничный звон шли к нему наряженные, радостно взволнованные, в приподнятом настроении. На Пасху в соборе звонили всю Пасхальную неделю. На Пасху же желающим разрешали подниматься на колокольню собора и даже выше, под самый крест. Жители всего 130-тысячного уезда, приезжавшие в город по делам в уездные учреждения, на рынок или на ярмарку, считали непременной обязанностью побывать в храме на службе …Сразу же после революции 1917 года новые власти взяли курс на замену христианской идеологии новой, коммунистической. Стала активно проводится антиклерикальня пропаганда. Самым эффективным в достижении поставленной цели, казалось новым идеологам, было закрытие христианских храмов (и устройство в них складов, чаще всего зерновых). Или их полное уничтожение. Наиболее активными в проведении этой политики были комсомольцы — энергичная, наивная в силу возраста и малообразованная в силу происхождения часть населения. Фёдор Сергеевич Давыдкин, один из первых комсомольцев уезда (в 1925-33 гг. работал политпросветорганизатором Спасского волисполкома, потом, после учёбы — учителем, директором школы, завроно Беднодемьяновского района, уже пенсионером начал создавать краеведческий музей), в своих воспоминаниях красочно и с явным удовольствием описал эту «деятельность» своей молодости: «… комсомольцы села Устье в дни пасхальных торжеств перерезали канаты с фонарями, спущенными с колокольни в порядке украшения. В селе Свищево на антирелигиозный вечер никто не пришёл, тогда комсомолец Иван Тарасов решил отомстить верующим: подпоил одного юродивого, и тот разогнал народ с вечерней службы в церкви».Такая же обстановка в эти годы была во всех сёлах узда, где были церкви. В 1925-26 годы активно проводились антипасхальные вечера, вывешивались антирелигиозные лозунги, «публично сжигались чучела буржуев и попов, распространялась антирелигиозная литература, недопускалось крещение детей, проводились другие мероприятия по разрушению старого быта и старых обрядов в жизни крестьян». В конце 1960-х годов, рассказав об этих событиях в статьях под рубрикой «Новое в борьбе со старым», опубликованных в Беднодемьяновской районной газете, Ф. С. Давыдкин призвал современное поколение «гордо и уверенно нести вперёд эстафету строительства лучшего будущего». Спасский краевед В. Саунин в одной из своих книг пишет: «Он твёрдо уверовал со времён комсомольской юности, что компартия во всём была права…»… В начале 1929 года функционирование Спасского собора как христианского храма было прекращено. И хотя верующие весной этого же года обратились в Москву с просьбой открыть церковь хотя бы на время пасхальных торжеств, ничего у них не вышло — столица ответила отказом.Однажды поздним вечером, в начале 1930 года, в городе раздался сильный взрыв — взрывали крест на соборе. После взрыва креста и снятия колоколов стали разбирать колокольню с тёплой церковью. Осталась холодная церковь с 12-ю колоннами, которую местный совхоз приспособил для ссыпки и хранения зерна. Иконы, подсвечники, аналои, вся церковная утварь, рукописные книги — всё было свезено в одну из лавок торгового корпуса, а затем расхищено. Потом начали по камням растаскивать собор.В 1967 году, после 150-летнего существования, выдающийся памятника XIX века Спасо-Преображенский собор был окончательно уничтожен — снесли то, что от него оставалось. На месте холодной церкви в 1970 году построили двухэтажное здание.
В новой России всё произошедшее было переосмыслено. В 2003 году глава местного самоуправления А. Свищев предложил построить на месте храма часовню. Идея была поддержана главой Пензенской епархии РПЦ владыкой Филаретом, местными и областными властями, Спасским землячеством Москвы … На большее — на то, что когда-то сделали предприниматели-купцы и малограмотные жители небольшого Спасска вместе с крестьянами окружающих город деревень, — пока местное сообщество не готово…
По материалам краеведческих книг о Спасске-Беднодемьяновске, http://www.zubova-poliana.narod.ru/history-3-5.htm