Сооружений, подобных Спасо-Преображенскому монастырю Ярославля, во всей России немного. Ценность его давно заключается не только в красоте и древности, но в исторической роли, в роли духовной, крепко связывающей нас с землёй, на которой живём. Сюда часто приезжал Иван Грозный. Отсюда в 1612 году уходило ополчение Минина и Пожарского на освобождение российской столицы, а в 1613 году в монастыре остановился Михаил Романов перед очень важной дорогой — в Москву, на царство. В Спасо-Преображенском монастыре был открыт в XIII веке Григорьевский притвор, духовное училище, первое на северо-востоке Руси. А богатейшая библиотека монастыря сохранила для нас главное завещание предков, Слово о полку Игореве. Когда в 90-х годах XVIII века Алексей Мусин-Пушкин нашёл список, Слова, в монастырском хранилище, он ещё не знал, документ какой важности держал в руках. Только сейчас и начинает проявляться его безвременная суть, отрешитесь от собственной славы, объединитесь, чтобы уберечь родную землю. Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи, под годом 1186. Есть и ещё источники, Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216-1224 года. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева. Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь, князя Константина. По его указу в 1216-1224 годы в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 году по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, хранителем знания и культуры. О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья, Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего, Александра, которого погребли в 1471 году, уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве. Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 году объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля. Современный собор, это результат многовекового строительства. Первый, Константинов, собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в большом огне кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы. Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506-1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее, открытого гульбища. По внутренней архитектуре Спасский собор, четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных, по-московски, барабанах, окружённые, уже по-ярославски, кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары. О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас. В 1563-1564 годы собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности, только в двух российских монастырях, в Успенском в Свияжске и Спасо-Преображенском в Ярославлье, сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле. Тогда же возвели для собора первую башню из камня, Святые ворота и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина, икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова, храмовый образ и 3 иконы местного ряда, местночтимых святых. В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные угодья. Более того, Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде. Продолжил традицию дарения и сын Грозного, Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением. Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского. Осада сказалась на этих самых стенах. В 1621-1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив, в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров. Кроме того, стены хорошо вооружены, 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом. В эту пору монастырь, один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы, Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов. В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ. В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением, монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора Чёрного, Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей. При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918-1923 годах, вторая в 1957-1958 годы. Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви, Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина, корпуса Келейный постройки XVII века, постройки XVII-XIX веков, семинарский и хозяйственные, монастырскую звонницу, Святые и Водяные ворота, Трапезную, часовню Трофима, башни, Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную, покои настоятелей и другие строения.
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле