Спасо-Преображенский монастырь в Новгороде-Северском

Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский относит событие к 1033 году и связывает его с князем Черниговским Мстиславом, эта дата встречается и в современной литературе. Некоторые авторы наших дней датируют появление обители конца XI века. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 год позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й половины XII века: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й половины ХХ века археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII веков. Опись обители 1785 года утверждала, что в 1176 году храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 годом летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители. Во 2-й половине ХХ века археологи также открыли в монастыре следы поселения XII века. Возникло предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 году севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря.
На стыке XV-XVI веков монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в начале XVI века был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра, митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота. В 1603 году в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 году Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению, она стояла вне городских стен. Из-за уступки Северщины Речи Посполитой, иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 году обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 году польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 года.
В 1657-1672 годах монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа Лазаря Барановича, который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 году в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 годах монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский, окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых».
В 1752-1757 годах в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений Могилянский – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии ее правящий епископ Иларион Кондратовский жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию, действовала до упразднения епархии, достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 января 1787 года в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма, заложен в 1791 году на месте разобранного в 1787 году. При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 году иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии.
В 1799-1800 годах обителью руководил архимандрит Феофан Шиянов, будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 годах в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам Шишацкий, лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 году дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 годах был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 году. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.
В 1926 году обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 года за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х годах Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 года часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х годах проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В конце 1990-х годов в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?