Село Красное в 20 км на северо-запад от старинного русского городка Старица в Тверской области знаменито своим храмом. На фоне типичного русского пейзажа розовая православная Спасо-Преображенская церковь смотрится как инопланетный корабль на взлете — выполненный в готическом стиле легкий и изящный храм стремится в небеса. Эффект усиливает вертикальный орнамент из белых линий, шпили, стрельчатые окна и двери. Заморское чудо «прилетело» сюда более 200 лет назад.
История создания
С конца XVIII века село Красное принадлежало весьма оригинальному семейству Полторацких. Старый парк их бывшего имения до сих пор можно опознать в лесу, спускающемся к извилистой речке Холохольне. Уцелели также остатки 2-этажного дома с мезонином, возведенного при первом хозяине усадьбы.
Марк Федорович Полторацкий сделал фантастическую карьеру благодаря своему красивому голосу. Юный казак привлек своим пением внимание графа Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, в прошлом тоже певчего. Марк попал в придворный хор, стал директором Придворной певческой капеллы, получил имения в Малороссии, потомственное дворянство и чин действительного статского советника.
Марк Федорович женился вторым браком на дочери небогатого тверского дворянина Агафоклее Александровне, необразованной, но сообразительной 14-летней барышне, обнаружившей впоследствии крутой нрав. Она родила ему 22 ребенка и при этом умудрилась принять самое деятельное участие в возведении храма.
Любопытно! Хозяйка имения приходилась бабушкой Анне Керн (в замужестве Вульф), которой Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «Зимнее утро». Анна вспоминала, что Агафоклея не умела ни читать, ни писать, но обладала явными организаторскими способностями.
Марк Федорович Полторацкий воздвиг каменную церковь в 1790-м году вместо старого деревенского храма, который перенесли на кладбище. Храм был построен к 20-летию Чесменского сражения между русским и турецким флотом. Достраивалась церковь уже усилиями супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны. Большая поклонница Екатерины II, она рассчитывала, видимо, таким образом привлечь царственное внимание к своим тверским владениям. Церковь освятил архиепископ Тверской Павел в 1803 году.
Церковь Преображения Господня (Спасо-Преображенская) – практически точная копия Чесменского храма в Санкт-Петербурге. Существовала и вторая копия знаменитого храма – под Псковом, но она не уцелела.
Интересно! Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи была построена в Санкт-Петербурге в честь победы русского флота над турецким в Чесменской битве, произошедшей в день рождества святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна. Легенда гласит, что именно там, где стоит церковь, Екатерина узнала о долгожданном триумфе. Екатерина II ее задумала, присутствовала на ее закладке, часто ее посещала и даже имела там свое специальное место. Ее заложили в присутствии короля Швеции Густава III, чтобы у него не осталось сомнений в военной мощи России, а на открытии в 1780-м году присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II.
Готическое чудо в Тверской области
Свято-Преображенская церковь – уникальное сооружение для тверской земли, чьи белокаменные соборы построены, в основном, в русско-византийском или классическом стиле. Их часто отделывали знаменитым «старицким мрамором», известняком, который издревле добывали в каменоломнях Старицы. При строительстве этого храма его тоже использовали для внешних деталей. Именно из него сделан белый орнамент на стенах, цоколь, карнизы, обрамление портала и окон, скульптуры… Он придает зданию изысканный и нарядный вид. Основной материал, из которого построен храм – кирпич. Автор проекта Чесменского храма в Санкт-Петербурге и, соответственно, в селе Красном – Юрий Фельтен.
Интересно! Юрий Матвееевич (Георг Фридрих) Фельтен произошел из немецкой семьи. Начинал учеником Франческо Бартоломео Растрелли и после его отставки стал одним из главных петербургских зодчих. Достраивал Смольный монастырь, Дворцовую набережную, знаменитую решетку Летнего сада. Спроектировал Большой Эрмитаж и Каменноостровский дворец, руководил установкой Медного всадника. Много работал в Петергофе и Царском Селе. Построил множество церквей и соборов, в том числе в «заморском» готическом стиле.
Готическое влияние прослеживается больше всего именно в отделке собора. Его стены покрыты узкими вертикальными линиями и стрельчатыми арками. «Готическая роза» — окно своеобразной формы — находится над входом в собор. Стены и пять куполов собора увенчаны готическими шпилями. Портал из витых колонн при входе в церковь украшали ангелы — один с трубой, Апокалиптическим символом, а другой — с Крестом в руках, над ними — пирамиды. Внутри церковь также была оформлена богато и со вкусом, и вызывала восхищение современников.
Не менее прекрасна внутри
Мало того, что Полторацкий возвел храм на свои деньги, его супруга пожертвовала церкви наборы для литургии, два Евангелия и две ризы, а также резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте.
Интерьеры собора поражали великолепием также благодаря щедрым пожертвованиям. На стене размещалось живописное изображение Христа Спасителя в окружении Ангельских ликов. В верхнем ярусе над позолоченными Царскими вратами — изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов, среди них — Апостола Марка, небесного покровителя строителя храма. В церкви находилось множество ценных икон и дорогой церковной утвари. К сожалению, все внутреннее убранство утрачено безвозвратно.
При соборе не было колокольни, поэтому четыре медных колокола, отлитых в Москве, располагались рядом с собором. Церковь окружили оградой и даже окопали рвом. Он, правда, долго не просуществовал — к 1889 году собор окружили каменной оградой с деревянной решеткой.
Бизнесмен и графоман
Александр Маркович Полторацкий, унаследовавший в 1822 тверское имение от отца, также преуспел на службе, и был при этом человеком самых широких интересов.
Будучи директором Олонецких горных заводов, он публиковал литературные произведения под псевдонимом Дормедон Васильевич Прутиков. Самым известным из них стали «Провинциальные бредни и записки Дормедона Васильевича Прутикова» в двух частях. Современники его труды не воспринимали всерьез и считали графоманией. Зато одно время переписчиком его литературных опусов состоял Виссарион Белинский. Существенно поправив свое материальное положение, он все же сбежал от благодетеля…
Но в остальном хозяин имения был серьезным человеком. Он занимался поиском природных ископаемых и составил «Описание Олонецких горных заводов», который Берг-коллегия оценила в весьма крупную сумму. Возглавляя Монетный двор в Санкт-Петербурге, он настоял, чтобы один из заводов приступил к выпуску ружей, что здорово помогло русской армии в 1812 году.
У него нашлось достаточно средств, чтобы в 1824 году возвести новую необыкновенно красивую ограду для храма.
Пушкинские места
Красное вместе с великолепным храмом входит в так называемое «Пушкинское кольцо Верхневолжья» — круговой маршрут в Тверской области по местам, которые посещал Пушкин. Поместья и усадьбы его друзей и знакомых надолго становились приютом поэта – он вдохновлялся местной природой и красавицами. Красное он посетил в 1826 году – Пушкин находился в приятельских отношениях с сыном хозяина имения Александром, который познакомил его со своей кузиной Анной Керн, ставшей музой поэта.
Некоторые историки считают, что блестящий офицер и участник войны с Наполеоном Александр Полторацкий мог стать прототипом героя романа Пушкина «Евгений Онегин». Он и родился в центре Олонецких заводов — Петрозаводске, на Онежском озере. После бунта и расформирования гвардейского Семеновского полка, в котором он состоял, Александр ушел в отставку и отправился жить в деревню. Его второй женой стала Екатерина Бакунина, талантливая художница и ученица Брюллова, лицейская любовь Пушкина.
В наши дни
В 1930-е храм закрыли и разместили в нем колхозный склад. В конце 1970-х уникальное здание на грани обрушения законсервировали. В конце 1990-х храм начал оживать – началась реставрация и он стал действующим.
Церковь является приходской. В праздник Крещения освящается вода, в Пасху – куличи. В настоящее время восстановительные работы продолжаются.
Уточнение от гостя сайта:
Анна Керн — в замужестве Керн, в девичестве — Полторацкая. Вульф — это фамилия её деда Ивана Петровича, создателя усадьбы в Берново, где Керн выросла.