Спас. Спасо-Воротынский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Облик главного храма Спасо-Воротынского монастыря прост и в то же время монументален. Это воплощённый архитектурный аскетизм, характерный для Древней Руси. И сохранение храма на Калужской земле действительно можно считать чудом. О художественной ценности этого собора и всего монастырского ансамбля Спас-на-Угре заговорили ещё в императорской России. Так, известный архитектор и историк русского национального зодчества Михаил Тимофеевич Преображенский ещё до революции отмечал: «Соборная церковь Преображения Господня — однопрестольный, холодный каменный храм. Его можно отнести к уникальным храмам второй половины ХVI столетия».
Типологически храм — «восьмерик на четверике», при этом нижний куб массивен, а восьмерик, хоть и широк, но приземист, из-за чего возникает ощущение, что шатровый верх «растёт» прямо из крыши четверика. Подобное решение мы можем увидеть, например, в знаменитой церкви Петра Митрополита в Переславле-Залесском или у Никольской шатровой церкви в Балахне. Кстати, история русского зодчества знает примеры, когда шатёр поднимается от четверика вообще безо всякого восьмерика; таковы, например, Успенская церковь Брусенского монастыря в Коломне и Ефимьевская в Кирилло-Белозёрском монастыре.
А теперь рассмотрим архитектуру самого храма. Плоскости фасадов разделены пилястрами. Трёхчастное членение увенчано ложными закомарами — кокошниками, зрительно отделёнными от четверика карнизом. Центральный кокошник укрупнен по отношению к боковым. Килевидный рисунок повторяют и декоративные элементы восьмерика. Перспективный портал — едва ли не единственное украшение южного фасада. Причём перспектива, по сути, чисто номинальна — «уход в глубь» лишь намечен, храмоздатели и здесь не гнались за усложнением внешнего вида. Фактически из плоскости стены игрой светотени выступает лишь верхний киль портала. Над ним — киот и окно без наличника. Всё предельно просто. Апсиды выглядят, можно сказать, монументально. Их симметрия очевидно нарушена оконцами южной апсиды, однако то ли зодчих в данном случае симметрия не волновала, то ли решение вызвано некими неизвестными нам конструктивными элементами южного фасада, ныне утраченными. Стройная пирамида шатра контрастирует с приземистым восьмериком. Покрытие сплошное, грани не отмечены какими бы то ни было рёбрами. Переход на восьмигранный же световой барабан — простая перемычка. Главка покрыта муравлёным лемехом, придающим ей элегантный, даже ювелирный вид. Внутренний вид собора, в принципе, характерен для современных ему шатровых храмов России. Основной объём бесстолпный, внутреннее прстранство его едино (так что деление фасадов пилястрами и фальшзакомары, как бы отсылающие к древнерусским крестовокупольным храмам, здесь — чисто внешняя атрибутика). Расположение ассиметрично по трём стенам, кроме восточной, где находится иконостас, оконные проёмы наполняют здание необходимым дневным освещением. Вместе с тем света внутри храма не в переизбытке: умеренность — золотое правило древних зодчих.
Для каменных шатровых храмов характерно последовательное сужение кверху раскрытых во всю высоту объёмов: четверик-восьмерик-сужающийся шатёр, замкнутый небольшим подкупольным барабанчиком. При правильном оформлении (роспись и убранство не должны вступать в конфликт с этим приёмом!) эффект получается головокружительный.
В ХIХ архимандрит Леонид (Кавелин) писал о Преображенском храме: «Церковь сия не имеет себе подобия в Калужской губернии…» Это действительно так, вместе с соседним Введенским храмом Преображенский уникален для Калужской области, других шатровых церквей ХVI-ХVII веков на Калужской земле просто-напросто не сохранилось.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №211. 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?