Спас-Конино. Церковь Спаса Преображения.

Над вершинами холмов, среди которых протекает речка Малая Крушма, высится цилиндрическая колокольня храма Преображения Господня в с. Спас-Конино, доминирующая в объемной композиции позднеклассического сооружения. Храм во имя Преображения Господня — уже четвертый в преемственном порядке.
Первый храм, по преданию, существовал в селе, когда оно носило название Селиванова, и был сожжен татарами вместе с селом. Второй храм вместе с селом построен был на новом месте около самой речки Крушмы. Храм этот просуществовал до 1765 г., когда вследствие своей ветхости и маловместительности он заменен был новым, построенным какою-то помещицей на том месте, где стоит настоящий приходский храм. Все эти храмы были деревянные. Последний из них сгорел в 1795 г. Вместо деревяннаго в начале XIX века заложен был на средства прихожан каменный храм в то же наименование с приделами: во имя Казанской Божией Матери и св. Чудотворца Николая. Но за недостатком средств храм строился очень медленно: в 1817 г. был освящен придел во имя Казанской Божией Матери, а в 1827 году – придел во имя Святителя Николая. Главный же храм был окончательно устроен только в 1860 году при особом участии помещика М.А. Фролова, пожертвовавшего на устройство храма значительную сумму.
В своем первоначальном виде храм существует до настоящего времени. Храм был закрыт в середине XX века, в 1956 г. И разрушили его не немцы во время войны, а безхозяйственность. После закрытия храма местный совхоз устроил склад удобрений. В главном куполе храма еще вполне различимы росписи с изображением сонма ангелов.
В настоящее время храм потихоньку восстанавливается. Оштукатурены стены и своды алтаря, восстановлены фрагменты кирпичной кладки в центральном приделе, настелены полы и даже покрыты лаком, вставлены окна. Вся остальная часть храма пока находится под открытым небом.
Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Православный Алексин, №4, 2007

С. Спас-Конино находится в 35-ти в. от Тулы, в 15-ти от Алексина и в 9-ти от станции С.-В. ж. д. Местность прихода довольно гористая и богата лиственными лесами, но зато бедна проточною водою. Самое село лежит при притоке речки Крушмы, а большая часть его многочисленных деревень довольствуется водою из колодцев и прудов, которые в сильные жары высыхают, а в сильные холода вымерзают. Происхождение прихода с точностью определить нет возможности, по всем данным он принадлежит к древнейшим приходам Тульской епархии. На древность его указывают самое название „Конино”. По археологическим догадкам, оно произошло от культа камня-коня – культа, сильно распространенного среди финских племен, составлявших вместе с Вятнчами основное первобытное население Тульской губернии. У древних финнов конь считался священным животным, потому что по своей силе и энергии он служил наилучшим выражением живой, производительной силы природы, которая и была в собственном смысле предметом религиозного чествования. Внешним символическим образом коней служили камни, имевшие священный характер и носившие название коней-камней. Такие кони-камни встречаются в разных местах Тульской губернии Камень с таким названием находится и близ села Спас-Конина. От этого камня, может быть, и произошло название Конино; прибавка — же Спас появилась с построением в с. Храма во имя Спасителя. Но если приведенная археологическая догадка имеет значение в объяснении происхождения села и его названия, то едва ли не большого внимания заслуживает местное предание, весьма правдоподобно также объясняющее происхождение названия села, и подтверждающееся при том некоторыми другими данными.
По местному преданию, происхождение села относится к тому времени, когда южныя границы московского государства недалеко заходили за Оку и часто подвергались татарским набегам. Для наблюдения за этими врагами здесь разставлены были конные отряды, которые своевременно могли сообщать правительству об опасности. От этих конных отрядов и мог получить название возникший тут храм во имя Спасителя „Спас Конин”, каковое название усвоено и самому селу. Название соседнего селения Пикетовка также указывает на существование здесь сторожевых конных отрядов или пикетов. Наконец, существующие в этой местности курганы в форме круглых насыпей, в которых, по народному преданию, были зарыты убитые при стычках с татарами, также указывают на частыя столкновения этих передовых отрядов с врагами. Селения, лежавшие в такой тревожной местности, часто подвергались нападениям татар и были иногда разоряемы до основания. Такая судьба постигла, по народному преданию, и село Спас-Конино. Прежде оно занимало местоположение в версте от настоящего и называлось Селивановым. Сожженное татарами вместе с церковью, оно перенесено было на настоящее место, где стоял тогда наблюдательный конный пикет, и стало называться Спас-Кони – Селиваново тож; с таким именем оно пишется в межевых книгах и других актах. Место прежняго положения села и доселе со хранило название Селивановки. Принимая во внимание то обстоятельство, что крымские татары по преимуществу в XV и XVІ ст. безпокоили пределы Московского государства, возникновение прихода нужно отнести ко 2-й половине XV и не позднее первой половины XVІ ст. В настоящее время приход состоит из села и деревень: Березовки в 3-х в. от храма, Желудевки в 6 в., Захаровки в таком же расстоянии, Мержева в 4 в., Тарчкова в 1 1/2 в., Большого Бизюкина в 3 в., Малого Бизюкина в 1 1/2 верст., половины Есипова в 3 в., Клешни в 4 в., Ларинских выселок в 3 в., Маньшина в 6 в. и Нарышкина в 2-х в. Всех прихожан числится 1570 м. п. и 1636 ж. п.
Приходский храм, во имя Преображения Господня, уже четвертый в преемственном порядке. Первый храм, но преданию, существовал в селе, когда оно носило название Селиванова, и был сожжен татарами вместе с селом. Второй храм вместе с селом построен был на новом месте около самой речки Крушмы. Храм этот просуществовал до 1765 г., когда, вследствие своей ветхости и малопоместительности, он замещен был новым, построенным какою-то помещицею на том месте, где стоит настоящий приходский храм. Все эти храмы были деревянные. Последний из них сгорел в 1795 г. Вместо деревянного, в начале текущего столетия, заложен был на средства прихожан каменный храм в то же наименование с приделами: во имя Казанской Божией и Матери и св. Чудотворца Николая. Но, за недостатком средств, храм строился очень медленно: в 1817 г. был освящен придел во имя Казанской Божией Матери, а в 1827 году — придел во имя Святителя Николая. Главный же храм был окончательно устроен только в 1860 году при особом участии помещика М.А. Фролова, пожертвовавшего на устройство храма значительную сумму. В своем первоначальном виде храм существует до настоящего времени. Из предметов церковной утвари заслуживает внимания Евангелие, пожертвованное, как гласит надпись на его листах, царицею Марфою Матвеевною, супругою царя Федора Алексеевича в 1686 г.
В пользу храма получаются % с 300 р. Причт состоит из двух священников и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с 400 р. Церковной земли имеется 70 дес. и под церковью, кладбищами и усадьбами причта около 10 дес. Почва земли глинистая, местами песчаная. С 1885 г. в селе, существует ц.-приходская школа.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г.,Алексинский уезд, стр. 59

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?