Спас-Каменка. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Преображения Господня построена из кирпича на средства графа П.С. Салтыкова в 1764 г. в стиле раннего классицизма с отголосками барокко. В 1930-е годы закрыта и разорена, с тех пор пришла в состояние руин.

По описи 1659 года Дмитровского уезда, в селе Спасское на реке Каменке во владениях окольничего Федора Кузьмича Елизарова числятся деревянные церкви: Спаса Преображения с приделами Смоленской Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, теплая (зимняя) во имя Рождества Богородицы с приделами святителя Николая и св. Александра Свирского. Отдельно от церкви располагалась деревянная звонница с колоколами. В 1674 году новым вотчинником князем М.Я. Черкасским была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь на пустовой старой оброчной земле. После 1724 года село Спасское, впоследствии Спас-Каменка, с деревнями принадлежало графу П.С. Салтыкову, известному деятелю елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршалу и главнокомандующему в Семилетней войне, а с 1745 года — княгине П.Ю. Трубецкой, жене П.С. Салтыкова. В 1764 году П.С. Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и занимается благоустройством своих имений. В этом же году, 16 мая, было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшалой деревянной церкви в селе Спасском и постройке новой, каменной.
Строительство каменной церкви относится не ранее как к 1770-1771 гг., о чем свидетельствуют клейма на кирпичах коренной кладки здания («1770» — в кладке свода храма, «1771» — в кладке колокольни). Задержка в окончательной отделке храма могла быть вызвана смертью заказчика — П.С.Салтыкова — в 1772 году. В конце 19 века под трапезной был устроен подвал для калориферного отопления. На кладбище возле церкви был похоронен действительный статский советник И.П.Бестужев-Рюмин, родной брат декабриста М.П. Бестужева-Рюмина. В 1901 году по прошеню причта сельца Спас-Каменка Дмитровского уезда утверждён проект ограды с вратами вокруг храма. В советское время храм подвергся разорению.
Источник: Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. — Дмитров: ИД «Вести», 2005

Церковь сложена из кирпича размером 26 (25,5)х12 (12,5; 11)х6 (6,5) см системой русской (верстовой) кладки с одинарной подрезкой шва, снаружи и внутри оштукатурена. На фасадах видны следы желтой и голубой краски.
Здание, декорированное в стиле раннего классицизма, имеет продольно-осевую композицию и состоит из бесстолпного безапсидного храма в виде вытянутого по продольной оси четверика небольшой трапезной и невысокой двухъярусной колокольни. Нижний ярус колокольни, представляющий открытую паперть, трапезная и храм с одним ярусом окон образуют единый объем, завершенный общим карнизом. Все части здания объединяет и общий декоративный мотив обработки стен вертикальными филенками, в которых помещены окна с подоконными и надоконными рельефными «досками». Окна имеют плоские ленточные белокаменные наличники.Из общего объема храм выделяется благодаря высокому лотковому своду (на сегодняшний день наполовину разрушенному), который покрывала железная кровля, устроенная по деревянной обрешетке. Судя по фотографиям 50-х гг. XX столетия, свод завершался глухим квадратным в плане деревянным барабаном с полуглавием и миниатюрной фигурной главкой. Благодаря тому, что алтарь включен в объем храма, последний приобрел вытянутый план, дополнительную, четвертую, ось проемов и смещение дверей на крайнюю западную ось. Вследствие этого боковые фасады храма получили метрическое членение филенками без выделения центральной оси.Отсутствие отдельного алтарного помещения определило оригинальное композиционное своеобразие церкви, также своеобразно решение колокольни, квадратный ярус звона которой поставлен над прямоугольной папертью, опираясь на стену трапезной, западную стену паперти и перекинутые между ними подпружные арки. К «звону» ведет винтовая деревянная лестница, устроенная в северо-западном пилоне паперти. В нескольких окнах здания остались металлические решетки из вертикальных прутьев, фрагменты больших каменных плит пола есть в алтарной части церкви. Живопись в интерьере сохранилась очень небольшими фрагментами.
http://spas-kamenka.cerkov.ru/

Церковь Преображенская выстроена в начале 1770-х г.г. при усадьбе гр. П.С. Салтыкова, освящена в 1777 г. Небольшое кирпичное оштукатуренное здание с осевой трехчастной схемой достаточно своеобразно, главным образом своей композицией. Бесстолпный одноглавый четверик храма с одним ярусом окон лишен апсиды. Стены его понижены до уровня карниза трапезной и западной паперти, с которыми он составляет единый блок, скромно обработанный в стиле раннего классицизма. Объем храма выявлен высоким покрытием по лотковому своду, на котором стоял квадратный деревянный трибун с фигурной главкой. Размещение алтаря в пределах основного объема обусловило прямоугольную форму храма и привело к увеличению числа боковых проемов с трех обычных до четырех. Смещение дверей на крайнюю западную ось лишило фасады выраженного центра. Стены здания тонко, но однообразно моделированы высокими оконными нишами с декоративным мотивом накладных «досок». Квадратная звонница по старой традиции опирается на стены трапезной и паперти. С последней она связана устроенной в кладке винтовой деревянной лестницей. Убранство интерьера, иконостас и живопись на стенах церкви отсутствуют. Пол из каменных плит.
На кладбище похоронен И.П. Бестужев-Рюмин, брат казненного декабриста.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 97; Холмогоровы, 11, с. 200; ЦИАМ, ф. 206, on. 1, д. 700. 1764 г.; ф.203, on. 775, д. 234, л. 2 об. 1777 г.

История села Спас-Каменка начинается с ХV века. Тогда, как свидетельствуют архивы, его купил известный архитектор Василий Дмитриевич Ермолин. Позже Ермолин продал Спасское своему зятю Дмитрию Васильевичу Бобру, получившему в 1463 году «несудимую» княжескую грамоту. Сохранились свидетельства, что в ХVII веке в селе Спасском, как тогда оно именовалось, была церковь — в честь Преображения Господня и Спаса Иисуса Христа, да с приделами во имя Иоанна Предтечи и св. мученицы Параскевы Пятницы. Но поскольку Дмитровский уезд изрядно обезлюдел после Смутного времени и польско-литовского нашествия, службы в церкви не велись. Храм тогда был деревянный, «верх шатром, стоит без пения, — повествовал свидетель тех лет, — в нём деисус, праздники, и пророки, и двери Царские, риз и книг, и колоколов, и всякого церковного строения нет. Пашни церковной худой земли 20 чети, сена 8 копен, да в селе 2 двора крестьянских». Лишь когда владельцем села стал служивый боярин Никита Наумович Беглецов, была построена новая церковь с колокольней. Никита Беглецов начал службу при дворе Василия Шуйского, а выйдя по выслуге, получил оклад в 70 рублей и вотчину — село Спасское в размере 80 четей (400 гектар).
По переписи 1659 года, проведённой по указу царя Алексея Михайловича, в селе было две церкви — Спасо Преображенская и Рождества Богородицы. Храм Спаса Преображения украшали два придела: Пречистой Богородицы Одигитрии и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Образа святых в церкви были обложены серебром, венцы резные с дорогими образами. Из описи видно, что в Преображенской церкви находилась икона Преображения Господня, на особое почитание которой указывали дорогостоящие изделия, хранившиеся с этим образом. Богато была украшена и церковь Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Александра Свирского. Она была тёплой, святые образа были в дорогих серебряных окладах. Об этой церкви, к сожалению, дальнейших сведений не сохранилось.
В 1727 году новый владелец села, князь Алексей Михайлович Черкасский заложил свою вотчину в Дмитровском уезде «своячице своей», княгине Прасковье Юрьевне Трубецкой, жене Петра Семёновича Салтыкова. В отказной книге говорилось, что в селе деревянная церковь с колокольней, на ней четыре колокола. Известный деятель елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршал и главнокомандующий в Семилетней войне П.С. Салтыков был назначен московским генерал-губернатором. Он переезжает в Москву и активно занимается благоустройством своих подмосковных имений. В мае 1764 года этот уважаемый человек подаёт прошение в Дмитровское духовное правление о разборке старой обветшавшей церкви в селе Спасское и постройке на этом месте новой, каменной. После одобрения и благословения от правящего архирея, Пётр Семёнович заказывает у одного из московских архитекторов проект будущего храма, а чтобы не терять время, завозит в имение стройматериалы и нанимает рабочих для возведения будущей церкви.
Спасский каменный храм возводился в течении четырёх лет. По клеймам на кирпичах кладки здания церкви датировка строительства определена 1770-1771-ми годами, где специалистами были обнаружены кирпичи в кладке основного объёма, датированные 1770-м годом, а в кладке колокольни — 1771-м годом. Время окончания строительства церкви и её освящение датируется 1774-м годом. По резолюции митрополита Филарета в 1829 году в Спасской церкви устроено печное отопление. А в начале ХХ века вокруг Преображенской церкви построена ограда с каменными столбами и металлическими решётками. На кладбище возле храма, с южной строны, были похоронены действительный статский советник И.П. Бестужев-Рюмин, родной брат декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, представители купеческого сословия и духовенства. Несколько надгробий сохранилось до наших дней.
После революции церковь в Спас-Каменке не миновало разорение и осквернение. Во второй половине 1930-х годов церковь была закрыта и использовалась для нужд местного колхоза. К началу 1990-х годов от некогда барочного храма остались лишь одни развалины, венчания были сломаны много лет назад, стены покрылись трещинами, недавно рухнули своды. Печальное зрелище представлял собой полуразрушенный храм у большого пруда… И казалось, уже не вернуть духовную жизнь в его стены. Но чудо свершилось!
В середине 2000-х годов в Спас-Каменке был образован приход, в связи с чем в Московскую Епархию РПЦ было направлено уведомление. 28 сентября 2006 года благочинному церквей Дмитровского округа иеромонаху Никону (Крючкову) из Московской духовной консистории пришло благословение от Высокопреосвященного Ювеналия на открытие прихода и образование общины Преображенской церкви в селе Спас-Каменка Дмитровского района. По совместительству настоятелем Преображенской церкви назначен был протоиерей Василий Шпак. Сначала храм восстанавливался силами немногочисленного прихода. В 2010 году в Спас-Каменке нашлись добрые люди, которые начали восстанавливать этот уникальный храм. Была разработана концепция восстановления, согласно которой были проведены научно-исследовательские работы и подготовлен детальный проект реставрации. Он включал укрепление кладки, гидроизоляцию, отделочные работы, покрытие жестью кровли, восстановление венчаний, изготовление и установка иконостаса и многое другое. Уже через год, в октябре 2011 года, в Спасо-Преображенской церкви прошла первая литургия.
С сайта: https://pressdubna/news_full.k.pnp?nid=9116/14.11.2012.Спас-Каменка:чудо возрождения

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?