Храм Пребражения построен в 1799 году в селе с. Спас-Ильдь, упоминание о котором встречается в источниках под 1724 г. Есть в Некоузском районе места, о которых рассказывают поэтичные, а порой и страшноватые предания. на апсиде алтаря церкви Преображения Господня в селе Спас-Ильдь известна история так называемой «прозревшей фрески».
На первый взгляд храм суров. Но строгий двухцветный четверик с гранеными барабанами, скромная трапезная и почти лишенная декора колокольня создают впечатление основательности, незыблемости. В своды церкви вставлены голосники – глиняные емкости для улучшения резонанса. Считается, что в русском храмовом зодчестве они вышли из употребления уже к началу 18 века. В церкви три престола: 1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Казанской иконы Божией Матери; 3) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Построен храм по традиционной схеме: алтарь (одна апсида) – основной объем (двухсветный четверик) – трапезная – колокольня. С первого яруса колокольни открывается вид почти на все село. Это единственный из храмов, где еще сохранились хоры.
Церковь сильно пострадала, штукатурка практически не сохранилась (за исключением алтарной части), пол разобран, в трапезной и летней церкви росписи сильно повреждены и сохранились лишь в алтарной части. Лучше всего видны клейма «Троица», «Моление о чаше», «Шествие на Голгофу», снаружи на апсиде сохранилось изображение «Спасителя на престоле». На лике Спасителя верхний слой краски частично отслоился, и в образовавшемся отверстии видны часть лба и скорбные глаза более старого изображения Христа. Удивительно, что краска отслоилась в одном месте. Именно на лике и фреска как бы «прозрела». Старожилы района рассказывали, что в изображение Спасителя выстрелил из пистолета (по другой версии из ружья, возвращаясь с охоты) подвыпивший мужчина, один из чиновников районного уровня. Он поспорил со знакомым, что Бога нет, и потому наказания за содеянное не последует. После выстрела лик «прозрел», а нечестивец прожил недолго. Он, по рассказам, скончался от ангины в больнице, которую, несмотря на все усилия, вылечить не удалось. Второй участник происшествия через какое-то время покончил жизнь самоубийством. Фреска же оставляет у всех смотрящих на нее, особенно в первый раз, незабываемое впечатление и вызывает неизменный интерес верующих, краеведов и просто неравнодушных к необычным явлениям людей.
Информация с сайта «Деметра/Ярославика» – краеведение в Ярославской области.
Спасское на Ильди. Две церкви: Преображенская села Спасского в Ильди – самостоятельная и приписная к ней в 1814 г. домовая церковь в сельце Ажерове – Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Церковь в селе каменная, приходская; летняя и зимняя отдельно, прочная. Домовая церковь в сельце Ажерове деревянная, на каменном фундаменте, при усадьбе Азанчевских, прочная.
В церкви с. Спасского три престола: зимний – Казанской Божией Матери и в честь св. и чуд. Николая, в летней — Преображения Господня. Построена в 1799 г. тщанием прихожан, домовая церковь построена в 1794 г. на средства помещицы Софии Николаевны Азанчевской.
Церковной земли 37 десятин 138 кв. саж., церковные дома для жительства священника и церковно-приходской школы. Церковного капитала в билетах 5902 руб. 21 коп. Прихожан 979 душ муж. пола и 1126 жен. Церковно-приходская школа в селе. Штатный состав причта: священник и псаломщик, причтового капитала в процентных бумагах 1606 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.