Погост Спас-Хрипели — центр церковного привода. В 1631 г. вместе с селом Домнином и приселком Водожским ямом Спас-Хрипели Марфой Ивановной Романовой даны были Новоспасскому монастырю. Деревянная церковь здесь была построена М. Романовой, на ее месте в 1820 г. возведена каменная Спасская церковь. В Водожском яме церковь Введения. Деревня Хрипели упоминается в 1552 г., когда она входила в состав вотчины А.Ю. Писемского. Вместе с селом Головинским он отдал деревню Троице-Сергиеву монастырю на помин своей души.
http://kostromka.ru/belorukov/derevni/susanino/457.php
Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).
По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине была усадебной), в том числе и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду. На приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле и сам Иван Сусанин.
http://zalkind.ru/susanin/index.php
Преображенская с. Хрипели каменная, с такою же колокольней и оградой. Построена в 1820 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в ч. Преображения Господня, б) в ч. Введения во храм Пресвятой Богородицы, в) во имя архистратига Михаила 6 сентября [ст. стиля]. Расстояние от Костромы 65 в., от г. Буя 37 в., от с. Молвитина 5 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Домнина в 2 в., Воскресенская села Молвитина в 5 в. и Николаевская села Соболева в 6 в.
В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается «в вотчине же государыни великие старицы иноки Марфы Ивановны село Хрепели, а в нем церковь Преображение Спасово». В 1629 и 1630 гг. «Спасо новаго монастыря, что на Кутицах вотчина погост Хрепели, на реке Шаче, а на погосте церковь Преображение Господне да другая церковь теплая с трапезою ветха арх. Михаила, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение мирское, а у церкви двор попа Ивана Иванова, двор попа Логина, двор дьячка Загрязки Иванова, двор пономаря Калинки Ильина, двор проскурницы Марьицы, крестьянских и бобыльских 3 двора».
В 1631 г. упоминается «сельцо Хрепели, а в нем храм клетчатой во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа да другой храм теплой с трапезою во имя Архистратига Михаила, а в них божие милосердие книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье да в селе ж двор попа Логина, двор церковнаго дьячка Гараски, двор пономаря Илейки, двор просвирницы Федосьицы, да в селе ж у Спаса на хрепелях крестьянских 3 двора». Вероятно, это раннее по времени описание села, несмотря на дату приложения печати — 1631 год. [Прим. сост.]
В 1646 г. «в погосте Хрепелях поп Алимпей Михайлов, поп Нефедей Иванов с братом попом Петром, пономарь Онашко Костянтинов, двор пуст понамарской вышел во крестьяне, просвирня Марьица, да у нея живут в кельях на милостыне 3 человека, в погосте 3 двора крестьянских». В январе 1676 г. «подана к подписке Буевския осады Шачебольскаго стана отчины Новоспасскаго монастыря села Домнина погоста Хрепелей церкви Преображения Господня грамота попа Иуды Мефодиева, подал тое ж церкви поп Федор Мефодиев».
В 1695 г. — церковь «Преображение Спасово в вотчине Спаса Новаго монастыря на погосте Хрепелях на реке Шаче» в Судиславльской десятине. В октябре 1723 г. «Алексей Иванов сын Ивин в Синод. Казен. приказ писал: «в прошлом 1721 г. в марте месяце повелено было построить церковь Спаса Преображения, а в приделе Знамения Пр. Богородицы и по тому челобитью дан мне указ, а по тому указу вышеобъявленная церковь и придел построены и к освящению изготовлены совсем и прошу для освящения дать указ, чтобы освятить настоящую церковь Всемилостиваго Спаса Преображения, а в приделе Введения Пр. Богородицы Костромскаго Богородицкаго собора протопопу Андрею Иванову и для освящения к нему протопопу послать указ и выдать антиминс».
http://www.old-churches.ru/bu_044.htm
Характерный пример ярусной колокольни в стиле классицизма, совместно со зданием церковноприходской школы в скромных формах поздней эклектики играющий роль высотной доминанты в широком открытом ландшафте. Комплекс расположен на значительном расстоянии от ближайшей д. Шипилово, восточнее шоссе Кострома – Буй. Деревянная Преображенская церковь существовала здесь еще в 1631 г., когда владелица села инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова, мать царя Михаила Федоровича) отказала его в вотчину московского Новоспасского монастыря. В 1721-1723 гг. храм был заменен новым, также деревянным, построенным на средства А.И. Ивина. К нач. 19 в. этот храм обветшал, и на его месте была возведена каменная пятиглавая церковь Преображения с симметричными пониженными приделами Введения и Михаила Архангела и высокой колокольней, освященная в 1820 г. Территория храма была обнесена каменой оградой, включавшей и приходское кладбище. В 1886 г. при церкви открылся Домнинско-Хрипелевский отдел попечительства Александровского Православного Братства. На средства Братства в кон. 19 в. севернее храма было выстроено здание церковноприходской школы. Вероятно, часть здания использовалась под жилье церковного причта. Ограда была разобрана в 1930-е гг., в 1950-е гг. разрушена церковь, утрачена кровля колокольни, кровля и междуэтажные перекрытия школы обвалились. Стены обоих зданий сложены из кирпича.
Церковно-приходская школа, кон.19 в. Прямоугольное в плане двухэтажное здание под вальмовой кровлей, вытянутое по оси восток – запад. Горизонтальная протяженность объема подчеркнута междуэтажной профилированной полочкой и трехчастным венчающим карнизом с широкой деревянной выносной плитой. Главный южный фасад, обращенный к церкви, прорезан окнами (верхние более высокие), равномерно расставленными по девяти осям. Все проемы имеют лучковые перемычки и снабжены профилированными подоконниками. На заднем фасаде, разделенном пополам лопаткой, в каждой половине расположено по три оси проемов и входная дверь посредине. Еще один вход находится на западном торце. От первоначальной планировки здания уцелели только две поперечные стены, членящие пространство каждого этажа на три неравные части. В северо-западной части здания кирпичными стенами выделено помещение междуэтажной лестницы с арочным входом.
Часовня, нач. 20 в. Один из вариантов небольшой сельской часовни в формах эклектики. Кирпичная часовня стоит в километре к западу от Хрипелей, в поле, неподалеку от дороги. Постройка здания в 1910-е гг., возможно, связана с подготовкой к празднованию 300-летия Дома Романовых. Утрачена главка венчания часовни, частично обрушена скатная кровля. Здание имеет план в форме правильного шестиугольника. Фасадный декор типичен для своего времени: в основании стен проходит слегка выступающий цоколь, в завершении грубоватый карниз с поребриком и сухариками, а углы подчеркнуты огибающими рустованными лопатками. Поле стены на каждой грани оформлено крупной нишей с уступчатыми боковыми сторонами, в центре которой помещено по проему, световому или ложному, с лучковой перемычкой. Вход в часовню, имеющую плоское перекрытие, находится на западном фасаде.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С.235; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 128. № 159; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 228; Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий для Костромской и Плесской десятин. М., 1912. Вып. 5. С. 149–150; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 459; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 60; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 330-331.
http://svodokn.ru/object/101517220?open=true