Спас. Церковь Спаса Преображения.

Имеет 4 алтаря. Построена в 1806 г., закрыта в 1930-е годы. Вновь открыта в 1991 г.

Построена в 1804 г., распространена в 1872 г. Престола четыре: в холодной два: средний Преображения Господня, южный Успенской Божией Матери, в теплой два: средний Святителя Николая, южный Великомученика Пантелеймона и Святых Великомучениц Варвары и Параскевы.
Приписные часовни:1) Апостолов Петра и Павла, д. Савинские Горки, Торжокский р.2) Смоленская при начальной школе, д. Адрианово, Торжокский р.Источник: сайт Тверской епархии

Удивительна и интересна история строительства храма и самого погоста Спас-на низу.
Возникновение погоста Спасского можно отнести к ХI-ХIII в., считают специалисты. Именно этим временем датируются древнейшие находки на территории села. Изначально погост выполнял роль одного из форпостов Торжка, контролировавшего движение по Тверце на ближайших подступах к городу. Так называемая Спасская губа упоминается в Отводном списке Новоторжских земель в 1373 г.
Появление храма в погосте можно отнести ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви:»Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы.»В Писцовых книгах упоминается две деревянные церкви: в честь Преображения Господня и в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Основой современного здания является церковь постройки 1804 г. свой окончательный вид храм приобрел к 1889 г.
Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. — его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и хора.
Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем, все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св.Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство — своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.
С колокольни открывается великолепный вид на Тверцу и окрестности.
Источник: сайт Тверской епархии  http://tvereparhia.ru/miloserdie/item/8-храму-преображения-господня-в-селе-спас-срочно-нужна-помощь

Появление храма в Спасском погосте можно уверенно отнести ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире – Верхневолжья.
В Писцовых книгах 1626-1627 гг. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви – в честь св. прп. Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь св. Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и св. Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь св. Николая Чудотворца. В строительстве церкви активное участие принимали дворянки Екатерина Ивановна Перская и ее младшая сестра Пелагея Ивановна, княжна Волконская, проживавшая в деревне Измайлово.
Церковь постройки 1804 г. является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 г. был значительно расширен притвор, при этом престол св. Николая был перемещен в центре, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851-53 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь св. Александра Свирского был переосвящен в честь св. Параскевы Пятницы. В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877-78 гг. в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 г. протоиереем новоторжского Спасо-Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчинским. В 1887 г. в холодной церкви были устроены новые полы, престол св. Параскевы из-за тесноты был упразднен. В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь св. вмч. Пантелеимона и свв. вмцц. Варвары и Параскевы. В 1889 г. в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке. В 1891 г. было расширено церковное кладбище и отремонтирована церковная ограда с башенками. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание причта и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви. Таким образом, к 1901 г. в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и два в теплой – свт. Николая (средний) и в честь свв. вмч. Пантелеимона, вмцц. Варвары и Параскевы (южный).
Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – солнца и храма как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.
В настоящее время в храме один действующий придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца.
По материалам официального сайта Тверской епархии spas-na-nizu.cerkov.ru

Погост, что у Спаса на низу, известный еще с XI-XIII столетий, изначально считался одним из форпостов города Торжок, контролирующих движение по течению реки Тверца. По данным писцовых книг 1626-1627 годов, в погосте Спасский упоминаются две деревянные обители: Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Спаса Преображения с приделами Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары, Параскевы Пятницы возведена в 1804-1889 годах на средства прихожан и дворянина Е.С. Карамышева.Церковь Спаса Преображения — объемная храмовая композиция, ядром которой является четверик, несущий массивный световой восьмигранный объем, завершенный куполообразной кровлей и декоративной главкой на тонкой шее, выполнена из красного кирпича и снаружи оштукатурена. К четверику примыкают вытянутое полукружие алтарной апсиды, обширная трапезная, в одной связи с трехъярусной колокольней с высоким шпилем. До наших дней в храме фрагментарно сохранилась роспись внутреннего интерьера. Закрыта и разграблена во времена гонений на Православную церковь при советской власти.В настоящее время церковь Спаса Преображения действует, медленно восстанавливается на средства прихожан и благодетелей. Нуждается в помощи для проведения реставрационных работ.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?