Впервые церковь в честь Преображения Господня в селе Буракове упоминается в 1628 году. В XVIII ― начале XX века Бураково являлось типичным погостом, то есть селением с церковью, кладбищем и домами церковнослужителей. В XVII‒XVIII веках здесь находился традиционный ансамбль из двух деревянных церквей. В 70-е годы XVIII века взамен деревянной построили каменную одноглавую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, освятили ее в 1777 году. Через четверть века, в начале XIX столетия, величественный одноглавый храм в виде трехсветной ротонды, украшенный колоннадой, сменил и вторую деревянную церковь. В освященный в 1805 году храм из деревянной церкви перенесли один престол — в честь Преображения Господня. Храмы в Спас-Бураках образуют один из лучших ансамблей в стиле классицизма на территории Костромского края.
http://smartnews.ru/regions/kostroma/998.html#ixzz6Cumahsy
Преображенская с. Бураково (Спас-Бураки). В селе две церкви: летняя Спасо-Преображенская каменная, построена в 1805 г. на средства прихожан. Вторая зимняя, также каменная, построена в 1777 г. прихожанами, с каменной колокольней. Церковь обнесена камен. оградой, внутри коей приходское кладбище. В летней церкви престол один — в честь Преображения Господня; в зимней два: а) правый в честь Казанской иконы Божией Матери, б) левый во имя святителя Николая Чудотворца. Расстояние от Костромы 40 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Сухорукова в 5 в. и Богородицкая с. Афанасова в 10 в.
В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Андомский стан. В 1628 г. упоминается церковь «Преображение Спасово в Баракове». В 1629 г. «погост Спаской в Бораковщии, а на погосте церковь Преображение Господне, да другая церковь с трапезою чуд. Николы, а в церквах образы и книги и свечи и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, а церковных служебников во дворах поп Второй Васильев, поп Тимофей Яковлев, дьячек Алешка Степанов, в келье пономарь Богдашко, в келье просвирня Олена, келья нищаго Гришки кормится Христовым имянем». В июле 1732 г. «запечатан указ о строении церкви по челобитью погоста Буракова Преображенскаго попа Стефана Яковлева с прихожаны, велено против их челобитья в оном погосте Буракове близ настоящей церкви построить вновь на том же погосте теплую деревянную церковь во имя Николая чудотворца» В марте 1735 г. новопостроенная Николаевская церковь была освящена.
http://old-churches.ru/ko_065.htm
Церковь Спасо-Преображения — редкий образец сельской приходской церкви с центрической композицией основного объема. Трехсветная ротонда храма завершена яйцевидной купольной кровлей со световым цилиндрическим барабаном и луковичной главкой. С востока примыкает вытянутая полукруглая апсида, с запада — равная ей по высоте небольшая трапезная, которая при соединении с ротондой сильно сужается. Стены ротонды делятся антаблементом на две неравные части. Прямоугольные окна первого и второго света объединены тосканскими трехчетвертными колоннами большого ордера. Нижние окна оформлены простыми рамочными наличниками. Среднюю ось с юга и севера подчеркивает вход с треугольным сандриком. Гладкая стена над антаблементом, прорезанная вертикальными овальными окнами, трактована как аттик. По странам света в куполе устроены круглые люкарны с треугольными сандриками. Арочные окна барабана чередуются с пилястрами. На фасадах апсиды и трапезной продолжается вертикальный ритм ротонды, но вместо колонн здесь использованы пилястры. Объединяющим мотивом служит идущий по всему периметру церкви антаблемент. Западный фасад выделен четырехколонным портиком.Ротонда перекрыта высоким куполом с круглым отверстием для светового барабана. Купол отделен от стен профилированным карнизом с сухариками. В алтаре — цилиндрический свод, переходящий в конху. Трапезная соединена с храмом арочным проемом и имеет плоское деревянное перекрытие.
Сохранившийся в храме деревянный резной иконостас в стиле классицизма включает более поздние эклектичные элементы (царские врата, колонки верхних ярусов). Иконы двух нижних рядов по сторонам царских врат объединены парами колонн коринфского ордера и треугольными фронтонами. Третий ярус (Деисус) завершен пологим треугольным фронтоном. Вертикальная композиция увенчивается иконой “Тайная Вечеря”. Ажурные волюты соединяют широкие нижние ярусы с более узкими верхними. Средняя часть иконостаса акцентирована балдахином над царскими вратами.Стены и перекрытия расписаны масляной живописью. Купол разделен широкими полосами орнамента в технике гризайль на четыре композиции: Ветхозаветная Троица, Благовещение, Преображение и Вознесение. Каждой из них внизу соответствует изображение одного из евангелистов. На стенах ротонды основные композиции расположены в три ряда (сюжеты Христологического цикла и фигуры святых). В трапезной на потолке помещены Новозаветная Троица и библейские сюжеты, на стенах — библейские и евангельские сцены.
Ограда представляет собой невысокую глухую стенку, которую с внешней стороны равномерно расчленяют чередующиеся лопатки и полукруглые ниши с клинчатыми замками. Трехпролетные ворота с развитой ярусной композицией имеют арочные проемы: центральный значительно шире и выше боковых. Средняя часть решена в виде триумфальной арки со сдвоенными трехчетвертными колоннами тосканского ордера и с треугольным фронтоном, поднятым на аттик. Над боковыми арками помещены ступенчатые аттики. Ворота завершаются тремя главками, расположенными по осям арок. Во всех проемах сохранились ажурные кованые решетки ворот. Арочная калитка повторяет композицию боковых арок ворот. Проем забран одностворчатой кованой решеткой, по рисунку близкой решеткам ворот.
http://svodokn.ru/object/101524143?open=true