Создатели шедевров Фаберже: Михаил Перхин

Ювелирный Дом Фаберже. и шедевров: Михаил Перхин
(22 мая (4) июня 1860— 28 августа (10) сентября 1903)

Михаил Перхин родился в зажиточной крестьянской семье в деревне Окуловской Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, ныне село Ялгуба Прионежского района Республики Карелия. Родители — обельный крестьянин Евлампий Арсеньевич и Анна Трефиловна, оба православного вероисповедания. Был пятым из семи детей в семье, но трое умерли до его рождения. Крестным отцом Михаила Перхина был дьякон Матфей Почезерский. Рос, как и все дети, занимался крестьянским трудом. Был таким же трудолюбивым, как и отец. Возможно, учился в Ялгубской церковно-приходской школе. Северная природа, предметы крестьянского быта, праздничная одежда, домовая резьба не могли не повлиять на чуткого к красоте подростка.

В возрасте 16—17 лет, то есть в 1877—1878 годах Михаил уехал в Санкт-Петербург. Он поступил в обучение ювелиру, имя которого неизвестно. 24 января 1884 года записался подмастерьем Петербургской Ремесленной управы по золотых дел ремеслу, в том же 1884 году становится мастером золотых дел.

В столицы России ездили многие северные крестьяне, это называлось «отходничеством», но оставались далеко не все. В 1884 году, окончив учебу у ювелирного мастера, Перхин уже мог содержать семью и женился. Женитьба на дочери известного ювелира В.Финикова способствовала карьерному росту Перхина. В 1886 году он получил звание мастера и был приглашен работать в ювелирную фирму «Фаберже». Глава фирмы Карл Фаберже был Поставщиком Императорского Двора.

В 1888 году Михаил Перхин получил разрешение на открытие собственной мастерской, где он стал главным мастером, имел свое личное клеймо. Фирма «Фаберже» обеспечивала его заказами, эскизами, драгоценными металлами и камнями, открывала кредит и обеспечивала реализацию через собственный магазин. В 1891 году в мастерской Перхина было 16 работников. Будучи художественной натурой, он участвовал в решении различных творческих и технических задач, принимал участие и в обсуждении проектов изделий.

Фирма «Фаберже» состояла из нескольких мастерских и работавших с ними художников-дизайнеров, окончательный вердикт выпуску ювелирной вещи выносил глава фирмы – Карл Фаберже, тоже дизайнер. Валентин Скурлов: «Биограф Карла Фаберже Г.Ч. Бэйнбридж называет Франца Бирбаума «главным дизайнером» и ставит его «на первое место после Карла Фаберже». Очевидно, Франца Петровича можно назвать художественным руководителем фирмы».

Из мемуаров Франца Бирбаума: «Мастерская Перхина производила чеканные и граверные работы, оправы нефрита и других сибирских каменных работа. Производство это было очень значительное, лучшие золотые работы фирмы изготовлялись в этой мастерской. Владелец ее Перхин заслуживает, чтобы о нем сказано было несколько слов. Уроженец Олонецкой губернии, он прибыл в Петербург еще мальчиком без всякого образования, по всей вероятности даже безграмотный, он упорным трудом и сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям производства. Соединяя в себе громадную трудоспособность, знание дела и настойчивость в преследовании определенных технических задач, он высоко ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев» .

Как художественный дизайнер фирмы Ф.Бирбаум пишет: «Долгое время клиентами фирмы были члены императорского дома и придворные круги. Лишь в 90-х годах прошлого столетия (1890-х гг.) к ним присоединилась финансовая и коммерческая аристократия. Типичной чертой императорских заказов была спешность. Часто на составление проекта отводилось лишь несколько часов, вдобавок ночных. Происходило это от того, что заказ, пока доходил до нас, застревал у разных чинов двора. Заказы поступали двумя путями: через Кабинет Его Величества, и минуя его, непосредственно от императора или императрицы; последние были личными и семейными подарками. Среди них особенный интерес представляет ежегодное пасхальное яйцо, подносимое императором своей супруге.

…За редким исключением многочисленные подарки императоров и императриц выбирались из готовых предметов. Для чего фирма посылала во дворец серии вещей на выбор. Официальные подарки заказывались через Кабинет Его Величества. Это были табакерки, папиросницы, перстни, брошки, запонки, булавки для галстуков». Ф. Бирбаум перечисляет среди подарков – «панагии и кресты», и далее он продолжает: «Некоторые панагии и кресты представляют художественный интерес. Исполненные большей частью в русском и византийском стилях, они богато украшались бриллиантами и цветными камнями» .

Царь не только жаловал подарки. Он также получал их от своих подданных. Так, 22 июня 1896 года, по случаю въезда в столицу императорской четы после коронации, «От города Санкт-Петербурга» ей был преподнесен великолепный бювар (папка с поздравительным адресом), изготовленный в мастерской Михаила Перхина – главной мастерской фирмы Фаберже. Прямоугольный сафьяновый бювар украшен накладным серебряным декором и выложенным алмазами шифром “H II A”, вписанным в овальной венок из чеканных цветков. Изнутри он обтянут шелком цвета слоновой кости.

В мастерской Михаила Перхина были выполнены 28 императорских пасхальных яиц, в том числе такие шедевры как «Дворцы Дании», «Бутон розы», «Мадонна Лилия» «Транссибирский экспресс», «Медный всадник» и другие, а также все семь пасхальных яиц для семьи Кельх-Базановых, пасхальные яйца «Ротшильдовское», «Мальборо», «Скандинавское» и другие.

Темы пасхальных яиц часто определяли памятные события в жизни русского государства и царской семьи.В 1897 году к 1-й годовщине коронации императора Николая II Михаил Перхин приготовил «Коронационное» яйцо, украшенное золотистой эмалью с рисунком в виде солнечных лучей и решеткой из лавровых листьев и двуглавых орлов.

В 1900 году было закончено строительство Транссибирской железной дороги. Это важное событие было отмечено одной из самых интересных работ — пасхальным сюрпризом «Транссибирский железный путь» (точная модель первого сибирского поезда-платиновый паровоз с фарами из алмазов и фонарем из рубина и 5-ти золотых вагончиков с окнами из горного хрусталя и надписями: «почтовый», «для дам», «для курящих», последний вагон — «церковь»), которое демонстрировалось на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1902 году Михаил Перхин создал яйцо «Гатчинский дворец». Оно разделено на 12 сегментов мелкими ровными жемчужинами. Украшено орнаментом из красных бантов, зеленых листьев, символов науки и искусства. Сюрприз яйца — модель Гатчинского дворца — любимой резиденции императрицы Марии Федоровны из 4-хцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.

Михаил Перхин создал пасхальные яйца «Белые лилии», «Ландыши», «Анютины глазки», «Клевер». Яйцо «Анютины глазки» выполнено из гладкого темно-зелёного нефрита. Его оплетают тонкие вьющиеся стебельки с цветами и бутонами анютиных глазок из бриллиантов, рубинов и яркой эмали. Сюрприз яйца — рамка в форме сердца.

По случаю 200-летия начала строительства Петербурга было выполнено последнее яйцо «Петр Великий». Внутри яйца — миниатюрная реплика знаменитого «Медного всадника» работы Фальконе на скале из сапфира.

С 1895 года Михаил Перхин являлся купцом 2-й Гильдии и личным Почётным гражданином.

В 1896—1903 годах был попечителем Ялгубского земского училища. В 1899—1900 годах пожертвовал в церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в Ялгубе дорогие позолоченные серебряные богослужебные сосуды, и золотую табличку с чеканными узорами с именами родных Михаиа Перхина для поминовения.

Последняя работа Михаила Перхина была выполнена в 1903 году.

Умер после болезни в больнице для душевнобольных 28 августа 1903 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Впервые могилу Михаила Перхина в конце XX века обнаружили и восстановили утраченное надгробие — учёный секретарь Мемориального фонда Карла Фаберже, историк ювелирного искусства В. В. Скурлов и председатель Союза ювелиров Северо-Запада А. С. Горыня.

По смерти его, мастерская перешла в ведение старшего его подмастерья и товарища по учению Г. Вигстрема». Предметы с клеймом «М. П.» (Михаил Перхин) имеются в Государственных музеях России: в Эрмитаже (Санкт-Петербург), в Оружейной Палате (Москва), в частных коллекциях за рубежом. Высоко ценятся на крупнейших аукционах во всём мире.

Потомки рода Михаила Перхина живут в Санкт-Петербурге, США, Канаде. Дом Перхиных в Царском Селе был разрушен во время войны.

В 1895 году Михаил Евлампиевич пожертвовал 500 рублей на строительство в родной деревне каменной церкви. Позже посылал деньги на храм, серебряные и позолоченные предметы церковной утвари. Церковь, увы, не сохранилась… В 2008 году вышла книга «Михаил Перхин − ювелир фирмы Фаберже». Издание подготовлено в серии «Жизнь замечательных ювелиров». В 2009 году мемориальным фондом Карла Фаберже была учреждена награда − почетный знак «150 лет Михаилу Перхину», которым награждаются лучшие мастера-ювелиры современности. Появилась информация, что в экспозиции Национального музея Карелии появится раздел, посвященный М. Перхину. В Ялгубе в память о нем будет поставлена часовня.

Дом Фаберже просуществовал до июля 1918 года, исчезли дамы в кружевных платьях с зонтиками, канули в прошлое кареты с вензелями, вместо великих князей удалые матросы заглядывали в витрины ювелирного магазина на Большой Морской 24, засматриваясь на невиданные колье, кулоны и табакерки. Только когда до Питера добрались сведения об убийстве царской семьи, старый мастер понял, что надеяться больше не на что. Все сборы заняли меньше 10 минут, ему было 72 года и он навсегда покидал свою гордость, свой Дом. Фаберже доживал свои дни в Лозанне, почти в полной нищете. Когда кто-то из сыновей спросил, почему он не вывез из России хоть что-то, старик удивился: “Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?”

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?