Советск. Собор Троицы Живоначальной.

«Тот собор, который мы знаем по фотографии и которым гордились кукарские жители, был построен в 1829 г., а название Троицкого он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 г. А собор упоминается впервые в 1678 году.
В 1750 г.в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 г., каменный Троицкий собор в 1761 г. (по другим источникам в 1750 г.) и деревянная Успенская церковь.
Спасо — Преображенская и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов. В этом виде собор простоял до 1818 г., когда кукарские жители решили его сломать, т.к. он был мал и некрасив, а на его месте построить новый. В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора.
Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 г.: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником РУСКО, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда.Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень 2 м 13 см), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без архитектора.Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготавливались на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу.Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка. Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров. Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы, если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устроено так, что невольно побуждает к молитве. Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом 31 сажень».Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 г. (По иным источникам — 1700 г.)В Троицком соборе, кроме главного во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского. А в теплом храме главный придел во имя Преображения господня и во имя Смоленской Божьей Матери, и Николая чудотворца Мирликийского. Пятиглавый, с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны — 66 метров в высоту, сейчас нет такого сооружения в Советске. Самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах. Самый древний приход. В стенах этих зданий сосредоточилась вся сторона местной христианской культуры. В них были старинные иконы и книги: крест серебропозолоченный — 1747 г.; Книги: «Иоанн Златоуст» — 1664 г.; «Русский временник» — 1681 г.; «Лексикон треязычный» — 1704 г.; «Триодь»1717 г.; «Дневник камер-юнкера Бергольца» — 1721 г.; «Регламент» — 1724 г.; «Камень веры» — 1728 г.; «Евангелие учительское» — 1744 г.; «Маргарит» — 1764 г. и многие другие книги.
Внутри помещения колокольни был установлен в часовне массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставлен в землю. Распятие обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 руб.Резное изображение спасителя помещено в стеклянном футляре. В соборе икона Смоленской Божьей Матери принесена была из Казани около 1700 года. Напрестольный крест восьмиконечный деревянный обложен тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче. Ограда вокруг собора была построена на опочном цоколе и забрана железной решеткой. Теплый храм был обнесен глухой каменной оградой. Снаружи собор имел множество архитектурных деталей. Трудно определить по фотографии были ли обложены наружные стены камнем из опоки, но то, что резной опоки применено довольно много — это определенно. Это и отделка окон, и дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени лестниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки. Выносные плиты и симы. Довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае — триглифы, метапы, капли, тении, регулы и прочее.Влияние архитектуры собора в дальнейшем строительстве кирпичных зданий в Кукарке прослеживается повсеместно. И т.к. в 30-е годы XIX в. в слободе было всего 8 гражданских кирпичных зданий, архитектура его служила постоянным примером всего каменного строительства.При перестройке теплого храма или Спасо — Преображенской церкви в 30 — е годы нашего столетия были использованы архитектурные детали из разрушенного Троицкого собора во фризе здания — это триглифы и метапы из опоки.Троицкий собор был разрушен в 30-е годы XX века. Купол был взорван, обе колокольни также взорваны. Кирпич возили в Киров на строительство гостиницы «Центральная», стены разбирали вручную, загружали в баржи на Пижме. Так как высота стен была значительна, то лотки из досок были положены одним концом на собор, а другим на баржу, кирпичи скользили прямо в баржу. Теплый храм пострадал меньше, у него отсутствует только купол и колокольня. Все помещение сохранилось, только появился справа пристрой, а вместо входа в паперть сделано окно. Теперь это здание занимает музей».
А.Репин, http://sovetsk-kukarka.ru/o-sovetske/istoria-sovetska/51-cerkvi.html?start=1

299. Троицкий собор.
Храмов два, оба каменные, один теплый, другой холодный; первый построен в 1752 г., второй в 1756 г. и за-ново перестроен в 1819-1829 г. Престолов в холодном храме три: во имя Св. Троицы, Св. Благоверного Князя Александра Невского и Св. Ап. Петра и Павла, и три в теплом: в честь Преображения Господня, во имя Свят. Николая и в честь Смоленской Иконы Божией Матери. К собору принадлежит церковь в честь Тихвинской Иконы Божией Матери, в деревне Лядовской, зданием деревянная, перестроена из часовни в 1863 г.
При соборе протоиерей, три священника (один на диаконской вакансии), четыре диакона (три на дьяческой вакансии) и один псаломщик. Протоиерей и один из священников имеют казенные квартиры. Соборное духовенство пользуется 66 дес. пахатной земли, которая, по отдаленности от слоб. Кукарки, сдается в арендное содержание.
В приходе 3274 души м. п. и 3726 ж.; из них в слободе 737 м. п. и 852 ж. и в 50 селениях 2537 м. п. и 2874 ж.; приходския селения расстоянием от слободы от 1 до 15 в. Раскольников в приходе 24 м. п. и 29 ж.
Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
Слобода Кукарка, Троицкий собор, Яранский уезд, 2-й благочиннический округ
Слобода Кукарка – Троицкий собор, каменный, построен в 1819-1829 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 вер., от уездного города в 78 вер.; приписная Тихвинская церковь при деревне Лядовской, деревянная, построена в 1863 году; часовни: внизу колокольни собора Крестовоздвиженская, на старом кладбище, каменная, в деревне Лядовской, Тырышкинская Богородская, деревянная, Смоленская, деревянная, постр. в 1875 г., Смоленцовская Спасская, каменная; причта по штату положено: 1 прот., 2 св., 1 диак., 4 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 дес. 2160 с., пах. 64 дес. 619 с., сен. 66 дес. 779 с., при приписной Лядовской церкви усад. 350 с.; братский денежный доход до 6000 р.; руги собир. на весь причт до 100 п. ржи и 200 п. овса и ячменя; прихожан: правосл. рус. 3668 м. п., 3753 ж. п., старообр. 7 м. п., 7 ж. п.; приход состоит из жителей слободы и крестьян 47 сел., расст. 1 – 10 в.
В приходе две школы – одна церк.-прих. при соборе, другая земская смешанная в дер. Лядовой. Главное занятие кукарян товговля по преимуществу хлебом и сплавным лесом, чему много обязана Кукарка тем, что находится при судоходной р. Пижме и вблизи реки Вятки, изобилующей пароходами, с пристанями и у самой Кукарки. Есть здесь и пароходовладельцы. Затем, сильно развита в Кукарке конская торговля. Имеются заводы: маслобойные, свечные, мыловаренные, кожевенные, кирпичные; есть серповая фабрика, а также несколько приличных кондитерских заведений. Из ремесл известны: кружевное, валеное, чеботарное, шорное, скорняжное, синильное, малярное, кузнечное, горшечное и др. Жители же деревенские, как землевладельцы, по преимуществу занимаются хлебопашеством и в Сибирских губерниях плотничестком. В Кукарке находятся: волостн. прав. Кукарское, квартиры земского начальника, судебного следователя, пристава 4 стана, податного инспектора, управляюицего 9 сарапульским округом удельного имения, судебного пристава, акцизного контролера и нотариуса. В Кукарке же имеется земская больница с врачем, есть и ветеринарный врач.
Из старинных вещей при соборе сохранились: крест сребропозлащенный 1747 г. и другой крест деревянный осмиконечный. Из книг: Иоанна Златоустого о священстве 1664 года, Русский временщик 1681 г., лексикон треязычный 1704 г., триодь 1717 г., дневник камер-юнкера Бергольца 1721 г., пектикостерион 1722 г., служба 5 сентября 1723 года, регламент 1724 г., симфония 1727 г., камень веры 1728 г., прав. испов 1740 г., евангелие учительное воскресное 1744 г., обличения неправоты раскольнические 1745 г., жезл правления 1753 г., слова и речи Феофана Прокоповича 1760 г., Маргарит 1764 г., служба св. Екатерины 1765 г., беседы I. Злат. 1765 г., сокращен. христ. учение 17 65 г., катехизис преосв. Платона 1765 г., поучения Кирилла арх. Александрийского 1772 г., изложение православной веры I. Дамаскина 1774 года, собрание разных поучений 1775 г., розыск о брынской вере 1766 г., о должностях пресвитеров 1777 г. и разн. друг. конца ХVIII ст.
Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912
https://rodnaya-vyatka.ru/churches/636

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?