Храм во имя Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Каменный пятиглавый храм, с ярусной колокольней, был построен в 1814 году на средства прихожан. Престолов два: в настоящей, холодной — во имя Воскресения Христова; в зимней, теплом приделе — во имя Святителя Сергия Радонежского (во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского). При храме находилась церковно-приходская школа. В начале 30-х годов с колокольни сняты колокола, сам храм закрыт с 1943 года. В советский период в храме находился склад зерна. В настоящее время идут работы по его восстановлению.
Сотьма, казенное село при реке Сотьме, в 33 верстах от Ярославля; дворов 6, душ муж. пола 33, жен. пола 20.
Каменная пятиглавая церковь во имя Воскресения Христова и преп. Сергия построена в 1814 году. Внутри она весьма хорошо украшена и имеет весьма ценную утварь. В храме в особом серебряном ковчеге хранятся части мощей: еванг. Матфея, Иоанна Златоуста, препод. Сергия и других. Древних предметов в церкви нет. В селе училище.
А. А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г.
…Земли церковной 108 десятин. Приход расположен в 9 селениях: Сотьма, Шалаево, Овиннищи, Жабино, Чернево, Голузиново, Ратислово, Татариха и Ильцыно. Всего домов 92, душ муж. пола 295, жен. пола 365.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль. В типографии Германа Фалька. 1861 г.
В архиве сохранились документы, рассказывающие историю строительства этого храма. В 1729 г. в Сотьме была построена деревянная церковь. 11 декабря 1800 г. её прихожане подали прошение императору Павлу Петровичу о построении церкви каменной. «Деревянная церковь хоть ещё и не ветха, но по усердию нас… желание имеем соорудить вновь… Имеется церковной суммы довольное число, а потом и прихожане в случае недостатка суммы обещают от себя на построение оной достаточное число дать».
В приходе имелось требуемое количество дворов, более сорока, необходимое число прихожан (293 души мужского пола), средства на осуществление строительства тоже имели, и разрешение было получено 14 ноября 1801 г. К резолюции прилагались план, фасад, а также предписание: всю утварь, находящуюся в деревянной церкви, переписать и перенести «в приличное место», а также «сиречь погост да оградить по приличию почести ради храма Божия и усопших».
Дело вершилось неторопливо, обстоятельно. Не сразу было решено, где же будут проходить богослужения во время строительства новой церкви. Можно было направить прихожан Воскресенской церкви в Акакиеву пустынь, что в полуверсте от прежней церкви, но осенью и весной р. Сотьма с крутыми и высокими берегами разливалась, и попасть на другой берег было почти невозможно. Дорога в Кузмицыно хоть и шла через болотце, была более приемлема, да идти далеко — четыре версты от Воскресенского храма. Обследовав тот и другой путь, остановились на Акакиевой пустыни. Некогда на этом месте под камнем вековой ели нашёл приют старец Акакий. В 1647 г. он основал монастырь. В 1764 г. монастырь был закрыт и обращён в приходскую церковь во Имя Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (в советское время церковь была обрушена вместе с утварью, кирпич использовали на хозпостройки).
Деревянную церковь Воскресения на Сотьме начали разбирать в апреле 1804 г., а закончили в сентябре того же года. В рапорте в Ярославскую Духовную консисторию было перечислено всё, что перенесли в Акакиеву пустынь. Особо отмечалось: «А святых же мощей в стоящих обоих Святых Престолов при ней повидимости вложено не было».
И вот весной 1814 г. было послано прошение об освящении построенной церкви. В нём сообщалось, что она «церковным благолепием украшена и всё для священнослужения в ней изготовлено». Церковь была покрыта тёсом, а «главы на ней и кресты обиты белой аглицкой жестью». И далее — подробное описание убранства церкви: «По правую сторону Царских врат — изображение образа Воскресения Христова, риза и венец серебряные, по левую сторону Царских врат — образ Грузинской Божией Матери, над царскими вратами в клейме позолоченном — Вечеря Господня».
Раньше около церкви было кладбище, в 50-60-е г.г. кладбище было перекопано под теплицы, сейчас склон холмика, на котором стоит умирающая церковь, покрыт сочной зеленью. В алтаре стоят два ящика с безвестными останками — не менее девяти человек, обнаруженными во время расчистки пола в церкви.
Судьба церкви во имя Воскресения Христова повторяет судьбы сотен храмов. В 1923 г. с неё были сняты колокола, в 1943-м её закрыли, стали хранить в ней сено. Но хозяйство колхоза пришло в упадок, разъехались жители села, и церковь оказалась ненужной даже для хозяйственных дел. Много лет стоял храм беззащитный перед стихиями и людьми. Растащили всё, что могло бы на что-то сгодиться, добрались и до крыши. Долгое время в крыше зияло отверстие, как пробоина от снаряда. В начале 2000-х г.г. начато восстановление церкви, отверстие в крыше заделали кирпичом, пожертвованным Норским кирпичным заводом. Нашлись добрые души и среди дачников, приезжающих в эти места вот уже более двадцати лет. Фёдор Петрович Трофимов стал первым, у кого дрогнуло сердце при виде разрушающегося храма. Семидесятичетырёхлетний инвалид вместе с сыном Евгением Фёдоровичем начал спасение церкви. Вскоре к ним присоединился Вениамин Васильевич Жуков. Закрыли вход в церковь, закрепили оконную кладку, вынесли мусор.
И вот в августе 2007 г. по благословению благочинного церквей Гаврилов-Ямского района иерея отца Андрея (Савенкова) был совершён первый молебен в день Преображения Господня. А спустя ровно год бывший звонарь Фёдоровского собора Александр Иванович Палагин возвестил о начале богослужения, ударяя в своеобразные колокола — кислородные баллоны, пожертвованные Ярославским кислородным заводом. А когда-то звон шести колоколов Воскресенской церкви был слышен в Семибратове.
По оценке специалистов, храм нуждается в срочном восстановлении, иначе к двухсотлетию он придёт с необратимыми разрушениями.
http://www.sevkray.ru/news/3/18787/
О прежней церкви
Жалованная грамота от 1647 г. окт. 28-го Царя Алексея Михайловича церковникам погоста Воскресенского, что на р. Сотьме
«Били нам челом Ростовского уезду Сотемского стану погосту Воскресенского, церкви Воскресения Христова, вдовой поп Дорофей да поп Яков: нашего де жалованья к церкви Воскресения Христова написано в писцовых книгах церковные земли семдесят одна четверть без третника, а нашие им грамоты с писцовых книг, по чему им тою землею владеть не дано. И нам бы их пожаловать велеть им на тое землю дать нашу ввозную грамоту, по чему им тою землею к церкви Воскресения Христова впредь владеть».
Выпись из межевых книг 1686 г. землях погоста Воскресенского, что на р. Сотьме
«У церкви на погосте: двор: поп Алексей Афонасьев; у него дети: Ивашко, Афонка десяти лет, Митька семи лет, у Ивашки сын Васка десяти недель; двор: дьякон Григорей Никитин; у него дети: Сенка семи лет, Мишка полугоду; двор: церковной дьячек Федька Дмитриев; у него дети: Ивашко, Сенка, Петрушка двенадцати лет; двор: просвирница Алисафьица, Ананьина дочь».
«В пустыне же келья игуменская, а в ней игумен Григорей; три кельи брацких: в них двенадцать братов; да келья келарская, да житница».
РНБ. ЯЕВ № 6 от 7 февраля 1895 г. Ч. неофиц.
Каменная церковь
Церковь построена в 1814 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка; обнесена каменной оградой. Престолов в ней два: в наст. Холодной в честь Воскресения Христова, в приделе теплом во имя св. Сергия Радонежского. Земли при церкви 108 д. 2021 кв. с. Церковный дом двухэтажный; нижний этаж каменный; дом для жит. псаломщика деревянный. Церк. кап. бил. 2493 руб. и причтов. 2545 р. В селе живут духовные. В деревнях прихожан: Шалове – 94 м., 113 ж., в 3 верст. от церкви; Овинищах – 76 м., 83 ж., 2 в.; Жабине – 46 м., 57 ж., 3 в.; Черневе – 14 м., 11 ж., 5 в.; Голузанове – 133 м., 122 ж., 2 ½ в.; Ратиславе – 45 м., 53 ж., 1 в.; Ильцыне – 4 м., 5 ж., 3 в.; итого 712 м., 444 ж. В селе цер.-прих. школа и в дер. Шалове земское училище. Штат. состав причта: священ. и псаломщик.
Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908.
О церковных постройках
Тщанием Ярославской мещанской жены Параскевы Ивановой Самариной, в церкви села Сотьмы, Ярославского уезда, произведены следующие поделки:
а) в холодной церкви вызолочен иконостас лучшим червонным золотом, а местами окрашен кармином;
б) главы на церкви покрыты кобальтом, а звезды на них и кресты вызолочены червонным золотом;
в) в церкви пред солеею сделана чугунная решетка и вызолочена двойником;
г) столбы церковной ограды покрыты белою английскою жестью и украшены выкрашенными по гульдфарбу червонным золотом звездочками;
д) вызолочены две колонны у плащаницы; кроме того:
е) пожертвованы Самариною: ковчег серебряный вызолоченный, весом 11 фунтов; шесть подсвечников аппликовых к местным иконам; фольговые ризы на дванадесятые праздники, а на изображения Евангелистов в царских вратах аппликовые; хоругви на равендуке по золоту, обложенные серебряною бахромою с таковыми же кистями, аппликовая пелена и медный вызолоченный венец на запрестольный животворящий крест; медные же вызолоченные венцы на иконы во 2-м ярусе иконостаса; священнические ризы, епитрахиль и поручи из золотой парчи, обложенные серебряным гасом, с таковым же крестом и звездою, аппликовая риза на образ Великомученика Георгия, высеребренная, с двумя венцами.
Всех пожертвований от Самариной поступило в церковь села Сотьмы на 2474 руб. серебром.
Церковным старостою означенной пред сим церкви крестьянином Григорием Терентьевым устроены:
а) железные ворота в церковной ограде;
б) трои таковые же дверцы в калитках ограды;
г) железные затворы к окнам алтаря;
д) железная печка в теплой церкви;
е) переделана старая изразцовая печь.
На все поделки израсходовано Терентьевым около 300 рублей серебром.
Усердием прихожанки той же церкви крестьянской девицы Параскевы Ивановой Репшиной сделаны:
а) аппликовые ризы с вызолоченными венцами на иконы – Боголюбской Божией Матери, Всех скорбящих Радости, и Толгской;
б) венец аппликовый на икону Спасителя, в паперти;
в) Евангелие большое обложено серебряною вызолоченною оправою, а другое аппликовою;
г) перезолочен напрестольный крест;
д) сделаны венцы на иконы Спасителя и Божией Матери, а на иконе Святителя Николая вычищена риза; сверх того:
е) пожертвованы крест и кадило аппликовые, бархатные ризы, обложенные серебряным гасом, ризы гарнитуровые с оплечьем из золотой парчи; покров плисовый на усопших; подризник матерчатый и таковой же занавес к царским вратам, ризы священнические парчовые и хоругви на штофной материи, обложенные серебряною бахромою с таковыми же кистями.
Все же пожертвование Репшиной восходит ценою до 396 рублей.
Кроме сего в церковь села Сотьмы поступили пожертвования:
а) от крестьянской девицы деревни Жабина Параскевы Сергеевой одежда золотой парчи на престол в придельную церковь, ценою в 1(0)0 рублей серебром;
б) от крестьянина деревни Шалаева Сергея Иванова Борисова СВ. Евангелие, обложенное бархатом, верхняя доска коего вся серебряная, 84 пробы, и вызолоченная. Евангелисты написаны на финифти и обложены стразами; на нижней доске средник и угольники также серебряные 84 пробы. Евангелие сие стоит до 80 руб. серебром;
в) от С.-Петербургского купца Ивана Федорова Каштанова серебряный из белой материи покров на престол, стоящий 50 руб. сер.;
г) от крестьянина деревни Овинищ Димитрия Федорова аналогий, покрытый аппликовою пеленою, икона дванадесятых праздников, писанная на финифти в аппликовой ризе, и стихарь аппликовой парчи, всего же на 25 руб. сер. и
д) от крестьянина деревни Голузина Василья Иванова аппликовая риза на образ Преображения Господня с медными вызолоченными венцами.
Ярославское епархиальное начальство изъявляет жертвователям в пользу храмов Божиих свою благодарность.
ЯЕВ № 7 от 13 февраля 1863 г. Ч. офиц.
Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским (с 3-го по 22-е июня 1881 г.)
В течение четырехлетнего периода управления Ярославско-Ростовской епархиею, Преосвященный Иоанафан успел обозреть почти все части епархии… В настоящем году, намереваясь заняться таковым обозрением, в месяце июне, как более благоприятном для здоровья и свободном для сельских жителей от полевых работ, он отправился из города Ярославля проселочными путями Ярославского и Угличского уездов по направлению к Николо-Улейминскому монастырю, намереваясь посетить древний город Углич с его тремя монастырями и значительным количеством градских приходских церквей. Церкви избранного Преосвященным глухого проселочного пути никогда не были посещаемы Архипастырями, и потому осмотр церквей этого края оказывался наиболее благопотребным…
5. Сотьма
В пяти верстах расстояния от с. Величкова стоит с. Сотьма, приход коего состоит из 314 чисто православных мужеского пола душ. В нем не полагалось полного причта по новым правилам церковно-приходского быта, но прихожане, руководимые благоразумным церковным старостою, крестьянином Федором Емельяновым, сначала устроили двухэтажный, полукаменный дом для помещения священника, за тем, по особому приговору, внесли добавочный вечный капитал, дающий каждогодных причту процентов 80 рублей; за 72 десятины излишней причтовой земли, коей всего 108 десятин, обязались платить каждогодной аренды по 100 рублей, и кроме того вносить на причт вместо нови по 12 четвертей ржи; на основании всего вышесказанного они просили о назначении к своей церкви полного причта, и указом Святейшего Синода от 9 ноября 1879 года утверждено быть навсегда при церкви Сотемской особому священнику и при нем штатному псаломщику.
Церковь этого села каменная, пятиглавая, с высокой, прочной, каменной оградой, снабжена достаточным звоном, благодаря усердию (300 пудов бол. колокол) одной доброй прихожанки Парасковьи Ивановны Самриной. Иконостас холодной церкви четырех-ярусный, очень благообразен, богато украшен позлащенною резьбою; стены и своды покрыты живописью; в алтаре видна очень ценная утварь, начиная с благолепного серебряного ковчега для хранения святых запасных даров; в другом серебряном ковчеге вне алтаря, на виду всех возлежат части святых мощей одиннадцати угодников Божиих: святого евангелиста Матфея, Иоанна Златоуста, препод. Сергия и других; ковчег с мощами перенесен в дар церкви тою же прихожанкою Самриной. Библиотека церковная состоит из свято-отеческих писений; летопись ведется своевременно. На сретение Преосвященного собралось очень много народа; благословляя предстоящих, он сказал им: «Храм Божий у вас благоустроен и красив; старайтесь же украшать и души ваши, дабы содержать их храмом для Духа Божия. А как украсить, вы спросите. Золотом нельзя: души ваши не вещественные, духовны; они не нуждаются в украшении златом или сребром. Нарядами пышными и дорого стоящими также нельзя украсить душу: ими украшается только тело, да и то часто без нужды и пользы и нередко во вред душе. Украсить душу можно только добрыми делами. Одолжи ты вовремя скудости бедного твоего соседа; помоги выздороветь больному; пристрой к месту сироту; защити невинного от напрасной клеветы, вот дела, всегда могущие быть лучшим украшением твоей души. Старайтесь украшать души свои стяжанием добродетелей, благоугодных величию Божию; приобретите чистоту веры, неизменное упование на жизнь будущую, стяжите крепкую любовь к Господу; блюдите за совестию, чтобы она чиста была от растлевающих непорочность сердца земных пристрастий, от скверны греха; каждогодно очищайте души свои в благодатном таинстве исповеди, облекитесь святостию Христовою в таинственном причащении Христовых таин: и души ваши будут, яко чертог украшенный, приятный Господу, всегда могущий быть угодным храмом для Его пребывания в вас и с вами. Запомните же слова мои, соблюдите совет мой, и в нем обрящете благо душам вашим, приимите на себя благословение Божие».
В теплой церкви один алтарь во имя Сергия Радонежского; иконостас его по голубому фону приличный; такова же и стенная живопись. С окончанием тропаря преподобному Сергию, последовал вопрос причетнику: «Где почивают мощи Сергия?» — но причетник не ответил. На другие вопросы: «Как читается девятая и потом десятая заповедь закона Божия?» — ответы получены с ошибками. «Сколько главных христианских добродетелей?» Ответ получен верный: «Три: вера, надежда и любовь».
В церковном доме священника приняли благословение Архипастыря жена и пятеро детей священника; после чашки чаю Преосвященный благословил их хозяйство, хлеб-соль и немедленно выбыл из Сотьмы.
ЯЕВ № 32 от 8 августа 1881 г. Ч. неофиц.
Форум Ярославского историко-родословного общества