Сомово. Церковь Николая Чудотворца.

Сомово (до XVIII века — Самово) — село Шаблыкинского района Орловской области, в 30 км к югу от Карачева, в 7 км от границы с Брянской областью. Крупнейший сельский населенный пункт района. До 1929 в составе Карачевского уезда (в т.ч. с 1920 — в составе Брянской губернии). Возникло не позднее XVI века; к началу XVII века являлось волостным центром Карачевского уезда (также называлось Никольское). В 1614 упоминается как приходское село с разоренной Никольской церковью; в первой половине XVIII века в селе упоминается одновременно две церкви – ветхая Воскресенская и новая Никольская; в 1807-1824 построено каменное здание Николаевского храма (не сохранилась). В XVIII-XIX века — владение Веревкиных, Гриневых, Юрасовых, Коломниных и других. В 1853 на средства помещиков А. Веревкина и Д. Гринева устроена деревянная Митрофаньевская церковь, позднее служившая кладбищенской (не сохранилась). С конца XIX века в селе работали земская школа для мальчиков (1882) и церковно-приходская школа для девочек (1895). В начале ХХ века центр Сомовской волости был перенесен в село Лески; с 1924 село Сомово вошло в состав Шаблыкинской волости, а с 1929 — Шаблыкинского района. Максимальное число жителей 1700 человек (1926).
https://www.kray32.ru/orel101.html
Сегодня однопрестольная церковь Николая Чудотворца размещается в приспособленном кирпичном одноэтажном здании под двускатной крышей. Внешне выделена маленькой главкой с крестом. Приписана к Покровскому храму в Шаблыкине.

Село Сомово, Самово тож, расположено на левом берегу реки Навли, при большой Севско-Карачевской дороге. Особенную красоту местности придают помещичьи усадьбы и речные заливные луга. От епархиального г. Орла село Самово расположено в 80 верстах, а от уездного г. Карачева в 30 верстах.
Село известно также и под именем Никольского. Последнее название усвоено селу от церкви, а относительно происхождения первого названия существует двоякое предание. По одному – название Самово произошло от древнего слова «самость», самостоятельность. Говорят, что в старину в этой местности было до 80 самостоятельных помещиков, которые чинили суд и расправу над своими крестьянами и прочими обитателями «сами собой», без вмешательства сторонней власти и представляли из себя как бы самостоятельное княжество. По другому преданию село первоначально называлось Сомово потому, что около села в реке Навле водилось много сомов. В церковных и всякого рода других документов село именуется, однако, Самово, а не Сомово.
Можно думать, что приход Сомовский существует с незапамятных времен, по крайней мере в 1614 г. приход существовал, как самостоятельный и с таким названием. В числе разоренных в этом году крымскими татарами сел упоминается и село Никольское, Самово тож.
Самовский приход составляют само село и 10 деревень. Население села в настоящее время состоит большей частью из временно-обязанных крестьян, шести дворянских семей, есть несколько купцов, мещан, дворовых людей и однодворцев. Прихожан в селе Самове числится 2600 душ обоего пола.
В настоящее время в села Самове два храма. Главный во имя свят. и чудотв. Николая – каменный, с такою же колокольней и оградой. Основан сей храм 12 августа 1807 г. бывшим священником этого села о. Симеоном Станиславским. Старики рассказывают, что о. Симеон Станиславский заложил храм без всяких запасных для этого материальных средств. Помещики же, которых в то время было в Самове гораздо больше и которые были состоятельнее теперешних, отнеслись к затее священника равнодушно, с недоверием с одной стороны потому, что дело это началось по инициативе священника, а с другой думали, что немало утечет средств из их достатков. Мало того, они даже старались как-нибудь повредить о. Симеону и помешать постройке храма. Около 5 лет велась эта нежелательная борьба.
Несколько раз работы прекращались из-за недостатков средств, сколько раз приходилось видеть священника Станиславского на паперти Карачевского Архангельского собора, просящего у проходящих хоть незначительной помощи в его добром деле. Храм мало-помалу возрастал, и тогда местные помещики видя, что терпение священника велико и энергия непоколебима, сами, добровольно приняли горячее участие в постройке храма.
Особенно много потрудился в этом деле помещик Илья Васильевич Вощинин, который и считается поэтому строителем храма. Постройка храма была закончена в 1824 г., и ровно через 14 лет со дня основания храма, 12 августа он был освящен. Главный Самовский храм имеет вид корабля, в нем три престола: в настоящей холодной церкви – престол во имя святит. Николая, в трапезной теплой по левую сторону со входа – престол во имя Казанской Божией Матери, устроен одновременно с главным престолом, по правую сторону от входа – престол во имя Обновления храма Воскресения Христова, сооружен престол иждивением приходского помещика поручика Андрея Григорьевича Гринева и освящен 12 ноября 1839 г.
Около 3 часов дня 1882 г., в день Рождества Христова, в главном храме случился пожар. Огонь появился в куполе главного храма, оттуда проник в трапезу, где его скоро удалось прекратить. Купол главного храма сгорел и обрушился. Внутри храма особенных повреждений огонь не причинил, больше поломали и побили прихожане в пожарной суете. Однако, как снаружи, так и внутри храм представлял жалкий вид.
О пожаре было произведено следствие, которое выяснило, что пожар произошел от печных труб, которые были сделаны из тонкого листового железа. Под годовой праздник печи топились больше обычного, трубы особенно накалились, вследствие чего мусор, прилегавший к ним на потолке, загорелся.
Благодаря церковному старосте карачевского купца Павла Грицкова в 1883 г. храм был уже обновлен. Тогда же трапеза была соединена с колокольнею, которая прежде была несколько удалена, а придельный престол во имя Обновления храма Воскресения Христова вновь освящен 11 декабря того же года.
Особое внимание в главном храме обращает на себя образ святителя и чудотворца Николая, стоящий в иконостасе по правую сторону образа Спасителя. По преданию, образ этот явился на раките, которая росла в том месте, где теперь храм. Образ написан на липовой доске, живопись очень древняя. На образе серебряная вызолоченная риза стоимостью 2000 руб. Внизу ризы надпись: «усердием трех братьев Николая, Петра и Андрея Гриневых. 1804 года, месяца января 1-го.». Прихожане особенно чтут эту икону. В дни памяти святителя Николая наблюдается большое стечение народа и из соседних сел и деревень, особенно много приносят больных младенцев.
С 12 июня 1891 г. по октябрь месяц 1892 г. в Николаевском храме села Самова производился капитальный ремонт. Поновлена позолота главного иконостаса, местные иконы всех алтарей поновлены, и ризы на них посеребрены. Подсвечники, паникадила, сосуды, кресты, евангелия исправлены и приведены в надлежащий порядок. Внутри храма стены выкрашены масляными красками. В трапезе потолок оштукатурен по драни и войлоку цементом и алебастром, полы, двери, оконные рамы всюду поделаны вновь, снаружи вся церковь выбелена, и крыша храма выкрашена медянкой. Ремонт стоил более 2000 руб. На поправку и позолоту иконостаса было пожертвовано 600 руб. карачевским мещанином Андреем Гулевым.
В 200 саженях на восток от Николаевского храма, на том самом месте, где до построения нового храма был старый Николаевский храм, теперь стоит другой деревянный храм с деревянною же при нем колокольнею. Само здание и наружная отделка устроены на средства помещика Александра Верёвкина, а внутри храм достроен и украшен на средства другого помещика Дмитрия Гринева.
Храм освящен 2 декабря 1853 г. В нем два престола: в настоящей холодной части – во имя св. Митрофана Воронежского, в трапезной теплой – во имя Божией Матери Живоносный Источник. Теперь этот храм чаще называется кладбищенским, потому что находится на кладбище. Он уже сильно обветшал, требует капитального ремонта; богослужение в нем не отправляется более 25 лет.
Самовский храм имеет пожертвованный 200 рублевый билет, который хранится в Орловском отделении Государственного Банка, а проценты с него идут на содержание церкви. В приходе две церковные школы для мальчиков и девочек.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?