Идея установить крест в деревне Сомовка Горшеченского района Курской области на месте, увы, утраченного Варваринского женского монастыря высказывалась давно. И авторов у нее было много. Это и благочинный Горшеченского округа протоиерей Василий Чепканич, и учитель сосновской школы Игорь Иванович Хаустов, и директор Горшеченского Краеведческого музея Лариса Юрьевна Подкопаева, и многие другие. Однако идея могла бы остаться несбывшейся мечтой, если бы за дело не взялись казаки. Возрождение казачества в районе началось недавно, но влияние казаков на общественную жизнь уже чувствуется. Казаки не стесняются говорить о своей вере, ходить в храм и брать благословение на добрые дела у священнослужителей. Тем самым они подают пример другим представителям сильной половины человечества, которые порой считают религиозную жизнь уделом женщин.
Но, как сказал апостол, вера без дел мертва. Жажда деятельности во славу Божию и на пользу Отечества всегда была отличительной чертой настоящих казаков. А за тем, чтобы энергия верующих мужиков была направлена в нужное русло, следил духовник. С духовным наставником горшеченским казакам повезло. Им стал настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Болото протоиерей Андрей Ерега. Отец Андрей не только хранит в своей церкви знамя казаков. Он реально помогает им воцерковляться, ради этого дела становясь для казаков, как казак. По-апостольски.
К слову сказать, отец Андрей был одним из первых, кто заговорил о необходимости установить крест в Сомовке. Поэтому доброе намерение казаков он горячо поддержал, позаботившись о том, чтобы освящение креста, состоявшееся 18 мая, стало настоящим церковным праздником. Май был выбран неслучайно. Именно в этом месяце 149 лет назад в Сомовке начала формироваться церковная община, позднее получившая статус монастыря. Его основательница вдова местного помещика Варвара Петровна Сомова завершила свою земную жизнь игуменией обители. До революции монастырь динамично развивался. В нем было около сотни монахинь и послушниц. Строились новые корпуса. Велась просветительская и социальная работа.
Все это сметено вихрем революции. В последующую эпоху на территории монастыря советская власть готовила кадры механизаторов для колхозов. Немецкие оккупанты здесь обучали диверсантов. К началу XXI века от монастырских построек остался лишь склеп, в котором до 1917 года покоилось тело игумении Варвары (Сомовой), по всей видимости, перезахороненное ее потомками. За склепом и решили установить большой деревянный крест в память о разрушенном монастыре.
Вокруг креста казаки расчистили большую поляну, на которой смогли разместиться все участники и гости праздничных торжеств. Большинство из них прибыли сюда Крестным ходом, начавшимся у плотины на въезде в деревню. В торжествах приняли участие девять священников. Чин освящения креста возглавляли благочинный протоиерей Василий Чепканич и духовник благочиния протоиерей Василий Афанасьев.После молитвенного благодарения Бога на поляне у новосооруженного креста звучали слова благодарности, обращенные ко всем, кто был причастен к состоявшемуся событию.
Глава Горшеченского района Юрий Михайлович Амерев поблагодарил казаков за труды и передал в дар атаману Горшеченского Станичного Казачьего Общества Олегу Митрофановичу Кокареву икону святого великомученика Георгия Победоносца. Отец Андрей Ерега предложил провести сбор средств и написать добротную икону небесной покровительницы сомовского монастыря святой великомученицы Варвары. Директор Горшеченского краеведческого музея Лариса Юрьевна Подкопаева рассказала собравшимся о прошлом утраченной обители, история которой хранит еще много тайн.
Праздник завершился выступлением ансамбля «Околица» и щедрой трапезой. Казаки радовались, как дети. Они установили не только крест, но и знак на входе в монастырь с предупреждением, что его территория охраняется казаками Горшеченского Станичного Казачьего общества.Радостные события в Сомовке привлекли внимание не только местной прессы, но и региональных корреспондентов телеканала «Союз». Их версию репортажа можно увидеть в эфире, в новостных блоках, или же на сайте телеканала.
В наши дни Сомовка – вымирающая деревушка, в которой не насчитать и двух десятков жителей. Спасти ее от полного исчезновения может только чудо. Как знать, быть может установка креста – начало чудес. Атаман Олег Кокарев мечтает к 150-летию монастыря построить здесь часовню. Краевед Игорь Хаустов – выпустить книгу по истории обители. А отец Василий Чепканич не исключает того, что Сомовка вновь привлечет к себе христиан, расположенных к иноческому житию. Место это уединенное и намоленное.
Источник: статья священника Владимира Русина на сайте Курской епархии http://www.курская-епархия.рф/index.php/novostiblagochiniy/item/843-крест-напоминающий-о-сомовском-монастыре
Основанию монастыря предшествовало строительство в Сомовке храма в честь великомученицы Варвары. Возводился он в 1864-1866 годы по проекту ученика К.А. Тона Александра Антоновича Кюи, с 1870 года назначенного Воронежским губернским архитектором. По некоторым сведениям, церковь эта имела два престола: на первом этаже и на втором.
Вот как описывается начало истории Варваринской обители во «Всеобщем иллюстрированном путеводителе по монастырям…», изданном в 1907 году: «Вдова поручика Сомова, отличавшаяся всегда благоговейным характером, основала здесь в своем имении общину, пожертвовав для этого усадьбу и 114 десятин земли. Это было в 1870 году. В 1883 году по ходатайству местного епархиального начальства община переименована в женский общежительный монастырь».
Поначалу в Сомовке после закрытия обители организовали на ее базе детский приют. (Один из воспитанников этого заведения Иван Иванович Гуренко, к примеру, остался жить в селе. Работал на генераторной подстанции).
Затем монастырские постройки унаследовала машинно-тракторная станция с училищем для трактористов и мастерскими. Потом все досталось колхозу «Красная заря». Годы активного хозяйничанья на территории обители сменялись годами пассивного бесхозяйства. Ветшавшие постройки забытого монастыря разбирались на стройматериал и дрова.
В наши дни территория Варваринского женского монастыря совсем заросла деревьями и бурьяном. Изредка здесь появляются любители старины с металлоискателями. Они, вероятно, надеются найти то монастырское золото, за сокрытие которого большевики преследовали ни в чем не повинных монахинь.
Источник: статья священника Владимира Русина на сайте Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки)
Существовавшая церковь св. вмц. Варвары в Варваровском женском монастыре построена была в 1875 г. Сомовыми, каменная.
Земли 120 дес. пахотной. Два деревянных дома для причта. Жалование священнику 360 руб. и диакону 180 руб., на отопление по 35 руб. на каждого; от монастыря содержание. Живущих в монастыре около 100 душ, кельи деревянные.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.
Варваринский женский монастырь в честь св. вмц. Варвары основан Варварой Петровной Сомовой, ныне игуменья Варвара. Первоначально основательница обители В. П. Сомова предполагала построить обитель в деревне своей Сомовке, любимом местопребывании ее мужа Михаила Николаевича. По смерти мужа в 1863 г. Варвара Петровна, оставшись одна с четырьмя малолетними сыновьями Митрофаном, Петром, Афанасием и Сергеем в молитве думала найти утешение в постигшем ее горе, и вследствие этого она посещала храмы Божии и монастыри.
Посещение ею Коренской пустыни Курской губернии в 1863 г., уединенной и мирной обители, внушило ей мысль построить храм в Сомовке, и по приезде в эту деревню Варвара Петровна обратила особое внимание на возвышенный холм среди сада. По семейному преданию, здесь когда-то была беседка, в которой любила заниматься рукоделием свекровь Варвары Петровны – Ульяна Ивановна Сомова; здесь вдали от людей она в уединении часто молилась Богу, и здесь же Варвара Петровна решилась построить храм.
В 1864 г. 15 мая в память преп. Пахомия великого, с благословения высокопреосвящ. Иосифа, архиепископа Воронежского, протоиереем г. Нижнедевицка Елисеем Владимировым было освящено место и произведена закладка для построения храма в честь св. вмц. Варвары. Совпадение дня освящения места для храма на память преп. Пахомия – основателя многих обителей в Египте, зародило в душе Варвары Петровны мысль, при помощи Божией, при храме св. Варвары основать женский монастырь, тем более что местность и многие здания помещичьей усадьбы представляли большое удобство для устройства св. обители.
Под руководством воронежского архитектора А.А. Кюи в два года был устроен очень красивый, светлый храм в честь св. Варвары, а близ него построен был новый деревянный дом в швейцарском вкусе, о 10 комнатах с мезонином. Высокопреосвящ. Серафим 16 октября 1866 г. совершил освящение храма в честь св. вмц. Варвары и высказал желание, чтобы при нем устроена была Варваринская обитель. В этот храм г. Сомова отдала заветные и свято чтимые в их семье иконы: Спасителя в темнице, св. вмц. Варвары и Владимирской иконы Богоматери, в серебряных позлащенных ризах, богато украшенных драгоценными камнями, св. велик. Пантелеимона – дар Афонской горы, а также иконы, данные в благословение Варваре Петровне разными архипастырями.
Прибывшая на освящение храма игуменья Воронежского Покровского девичьего монастыря Анастасия, находившаяся в дружеских отношениях к храмоздательнице, по желанию последней взяла на себя первоначальное устройство обители. Вскоре собралось 80 сестер и для их содержания г. Сомова пожертвовала 40 дес. пахотной земли, а затем прикупила еще 70 дес. в соседней даче Белый Колодезь. Вскоре построено было здание, в котором были помещены ризница, трапезная, рукодельная, больница, аптека; открыта была школа для приходящих сельских детей, при школе была заведена библиотека книг духовного содержания; все это было обведено деревянною оградою.
Богослужения в новоустроенном храме совершал священник Иоанн Сабинский, а после него – Михаил Цветков. Устроен был из сестер хор. Начальницею общины первоначально была Борисовской пустыни расофорная монахиня Вассиана Беклемишева, женщина благородных нравов, но по слабости здоровья была вынуждена отказаться от управления общежитием. Ее заменила манатейная монахиня Серафима Васильева.
Проживавшая со времени освящения храма в Петербурге Варвара Петровна сильно хлопотала об учреждении в Сомовке женского монастыря, но, не смотря на связи с влиятельными людьми, она не много имела успеха в своем благом предприятии. Бывший тогда обер-прокурор Св. Синода Д. А. Толстой требовал от г. Сомовой большего обеспечения обители, и только благодаря ходатайству родственнику своему – брату мужа Афанасию Николаевичу Сомову, Тверскому губернатору, Св. Синод благосклонно отнесся к предприятию В.П. Сомовой.
15 декабря, на память св. Спиридона, епископа Тримифунтского, Св. Синод открыл в Сомовке женскую общину с наименованием ее Варваринскою, на что вскоре последовало и высочайшее утверждение. Торжественно было совершено открытие Варваринской общины высокопреосвящ. Серафимом. В благословение новой обители высокопреосвящ. дал икону Божией Матери – Одигитрии. По открытии общины на место начальницы была назначена манатейная монахиня Маргарита. Основательница обители В.П. Сомова, по убеждению высокопреосвящ. Серафима и других архипастырей, решилась оставить мир и посвятить себя на служение Богу, с намерением жить простою инокинею и 26 августа 1883 г. в день св. вмч. Димитрия она была пострижена в монашество с оставлением прежнего ее имени Варвары и вскоре, по определению Св. Синода, назначена игуменью основанной ею Варваринской обители.
Церковь св. вмц. Варвары имеет вид продолговатого четырехугольника с небольшими главами на кровле. На восточной стороне изображена св. вмц. Варвара. Иконостас одноярусный, живопись на иконах очень хорошая; местные иконы – Спасителя, св. вмц. Варвары, преп. Афанасия Афонского. Особенно чтимые иконы в этом храме: Спаситель в темнице, икона Владимирской Божией Матери, св. вмц. Варвары – еженедельно по вторникам перед сею иконою читается акафист св. вел. Варваре. В особенном киоте на аналое небольшие иконы, в некоторых из них хранятся частицы мощей. Некоторые иконы подарены основательнице монастыря разными высокопоставленными лицами, как то: Исидором, С.-Петербургским митрополитом, Иосифом и Серафимом, архиепископами Воронежскими, Нафанаилом, епископом Архангельским и др.
Больница – деревянный дом на северной стороне монастыря, предназначается на 10 кроватей и состоит из 4 комнат; в двух комнатах кровати для больных, третья комната – для фельдшерицы-монахини, которая обучена составлять лекарства, для чего имеются разные пособия (книги), в четвертой комнате помещена аптека. При больнице устроена на восточной стороне малая церковь во имя св. Димитрия Ростовского. Перед церковью небольшая комната, вроде прихожей. В церковь с вне ведет небольшая лестница. В больничной церкви иконостас одноярусный, из дуба, без всяких украшений; на нем нет позолоты. Царские двери представляют большой четырехугольный крест; выше поперечной части креста иконы Благовещения на обеих половинках царских врат, ниже – две иконы 4 евангелистов. В иконостасе 4 местных иконы. В алтаре на горнем месте большая икона младенца Иисуса, за престолом икона Божией Матери. В деревянном кресте в алтаре вделано несколько небольших икон, большей частью финифтяные, пожертвованные разными лицами основательнице обители. В этом храме две иконы на аналогиях св. Димитрия, митрополита Ростовского, и св. вмч. Димитрия. Обе копии с местных икон. Иконостас и эти иконы писаны государственным крестьянином с. Кучугура Нижнедевицкого уезда, написаны весьма хорошо, согласно с требованиями церковных правил.
Церковь освящена 9 сентября 1884 г. ректором семинарии А. Димитриевым в сослужении протоиерея Нижнедевицкого собора и местного благочинного о. Андрея Александрова, иеромонаха Митрофановского монастыря о. Никона, монастырского священника Федора Смирницкого и прежде бывшего при монастырской церкви священника Иоанна Сабинского.
Трапеза монастырская помещается в особом деревянном доме под железною крышею; довольно обширная, в ней может поместиться до 70 человек. Столы расставлены в три ряда. При трапезной устроена монастырская ризница. Здесь же монастырская рукодельная: монахини ткут ковры, вышивают по канве, приготовляют св. одежды – облачения; здесь же выставлены образцы их работы. Монахини помещаются в нескольких деревянных домах, крытых железною крышею. Кельи монахинь содержатся весьма чисто. Большая часть келий украшена множеством икон, простых, украшенных фольгою, под стеклами.
В монастыре имеются два деревянных дома, построенных любителями уединенного монашеского жития на свои средства. Богадельня у самых ворот. Вне ограды находятся: училище, оно помещается в деревянном доме под железною крышею, учатся большей частью девочки из деревни Сомовки, из этого училища – несколько послушниц (управляющая ныне монастырским хором обучалась в этом же училище); дом священника, деревянный, покрыт камышом, с усадьбой; есть дом для диакона, деревянный; гостиница для почетных посетителей, есть особая гостиница и для простого народа.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г.