Сергей Михайлович Сомов (1853–1924) родился в усадьбе соседнего села Губарева, а имение Терновое приобрел на рубеже 1880-х и 1890-х годов после того, как Губарево отошло по наследству к его брату Петру. При Сомовых, приверженцах высоких эстетических вкусов, их имение Терновое превратилось в ярко выраженное «культурное гнездо».
С.М. Сомов, окончивший Императорское училище правоведения, в 1875 году стал служить младшим секретарем Святейшего Синода. В 1878 году вышел «высочайший указ» о пожаловании Сергею Михайловичу звания камер-юнкера Двора Его Императорского Величества. Через несколько лет он возвращается на родную землю, становится терновским помещиком. В 1894 году дворянство соседнего Нижнедевицкого уезда, где располагались родовые имения Сомовых, избирает его уездным предводителем. Наконец, с 5 января 1895 года по 21 декабря 1897 года – три года – он занимает пост губернского предводителя дворянства. В то же время не теряет связь со столицей, состоит членом присутствия при хозяйственном совете Синода, обретает придворное звание камергера.
В 1881 году 27-летний С.М. Сомов обвенчался в Петербурге с 19-летней Верой Александровной Родионовой. Супруги прекрасно дополняли друг друга в своих культурных интересах, особенно после переезда в Воронежскую губернию. Не случайно они выбрали Терновое, с его шедевральным провинциальным храмом и живописными каменистыми ущельями. Вера Александровна питала страсть к изобразительному искусству, представляла на выставки свои любительские работы, в том числе и виды Тернового. Известно, что она была приверженкой старой русской архитектуры – и, может, поэтому неординарный облик усадьбы опять был сохранен. Но главное, что В.А. Сомова в 1896–1900 годах возглавляла «Комитет воронежского Кружка любителей рисования» и очень благотворно повлияла на местную художественную жизнь. При Сомовой наблюдался расцвет кружка и работавшей при нем бесплатной рисовальной школы. По инициативе беспокойной председательницы проводились различные выставки и благотворительные балы в пользу школы, она же добивалась, чтобы Академия художеств высылала в Воронеж различные пособия молодым художникам. Сама Сомова написала главные иконы для иконостаса домовой церкви Александринского детского приюта. В числе культурных ценностей усадьбы, спасенных в советское время, была ее картина «Флигель в имении Сомовых около села Терновое», хранившаяся в Областном музее изобразительных искусств и утраченная в Великую Отечественную войну.
Супруг же С.М. Сомов прослыл крупным покровителем местных музыкантов. В 1895 году он возродил Воронежское отделение Императорского русского музыкального общества, став бессменным председателем отделения. Вероятно, в это время Сомовы впервые приступили к организации крестьянского хора, подыскивая подходящих девушек-певиц в Терновом и Губареве.
В начале XX века Сергей Михайлович вновь пошел ввысь по служебной лестнице, прикрепился к Министерству внутренних дел, опять перебрался в Петербург, Более того, в 1914 году он стал петроградским предводителем дворянства, а в 1917-м – членом Государственного Совета! Тем не менее, никогда не забывал милую Ведугу, часто наезжал в Терновое и Воронеж. Вплоть до революции действительный статский советник С.М. Сомов возглавлял местное музыкальное общество. Он много раз покрывал расходы на содержание училища, работавшего при обществе, тратил личные деньги на организацию концертов.
Не раз гостил в Терновом близкий и желанный родственник С.М. Сомова, дядя Афанасий Николаевич (1823–1899) – в то время уже сенатор (подробнее о нем будет рассказано в очерке о Губареве). Так, в 1892 году он был восприемником одной из дочерей С.М. и В.А. Сомовых – Варвары, крещенной в терновской Богоявленской церкви [9].
В 1898 году В.А. Сомова была одной из первых воронежских помещиц, кто устроили при своей усадьбе ясли для детей крестьян, занятых в полевых работах [10]. В то же время Сомовы обходились минимальным числом личных слуг в усадьбе: в 1900 году там жили 9 человек [11].
Октябрьская революция привела к вынужденной эмиграции семьи. С.М. Сомов умер в Мюнхене, похоронили его в Риме. Судьба свела нескольких потомков Нечаевых и Сомовых во Франции. Их могилы выявил на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа воронежский ученый-историк А.Н. Акиньшин. Например, Варвара Сомова, дочь камергера и мецената, уроженка Тернового, умерла в Париже в 1953 году, а ее брат Сергей – в 1976-м.