Сомов Константин Андреевич
«Арлекин и смерть», 1907
Бумага, гуашь, акварель 17 x 12 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Арлекин и Смерть» — одно из знаковых произведений Константина Сомова. В этом рисунке блестяще воплощены важные для художника и распространенные в культуры серебряного века темы: обращение к прошлым эпохам, театрализация жизни, противостояние Искусства и Смерти.
Сомов изобразил излюбленного персонажа Комедии дель арте, Арлекина. Он — главный художественный образ эпохи, который воплотил в себе сам нерв Серебряного века, ведь Арлекин для русской культуры рубежа XIX не просто художественный образ, это образ жизни. Петербургская богема наперебой примеряла маски персонажей Комедии дель арте, а ее сюжеты становились строительным материалом для биографий представителей творческой элиты. Диалог заглавных персонажей Арлекин и Смерти разыгрывается среди березок на фоне подчеркнуто русского пейзажа, хотя и немного условного, а потому ироничного. Столь же непринужденно и остроумно Сомов балансирует на грани настоящего и театрального мира, пространство рисунка построено по принципу театральной сцены, где ветви берез — ламбрекен, а их стволы и постаменты с вазонами — кулисы.
Разыгрывающие свою интермедию на авансцене у рампы Арлекин и Смерть словно расступаются, открывая зрителю новый сюжет. При этом эти маскарадные комедианты кажутся более настоящими, чем изображенный позади них пейзаж с влюбленной парочкой, который выглядит, скорее как бутафорский задник, декорация.
Виртуозный перовой рисунок, подкрашенный акварелью представляет Сомова как мастера изящных станковых работ, которые пользовались огромной популярностью у коллекционеров того времени. Их привлекали и занятный, порой пикантный, сюжет и безупречность исполнения. В подобных работах своеобразной подписью художника, его фирменным знаком часто бывали незаметные на первый взгляд бабочки — настоящие шедевры сомовской миниатюрной техники.