Соляной городок — от торговли к искусству

Название «Соляной городок» прочно закрепилось за комплексом хозяйственных и жилых зданий на берегу реки Фонтанки, образующим пусть небольшой, но все же полноценный городской квартал Петербурга. Сегодня здесь нашлось место нескольким церквям и музеям, а также знаменитому Мухинскому училищу – «альма-матер» Михаила Шемякина, Александра Флоренского, Дмитрия Шагина и других знаменитых художников.
От верфи к винным складам
Изначально на этом месте располагалась Партикулярная верфь. В то время Петр I задумал превратить Неву в главную магистраль Петербурга, для чего приказал всем учиться ходить под парусом, а не на веслах. Спрос на гражданские суда резко подскочил. Для их строительства, дальнейшей продажи, передачи в безвозмездное пользование, а также ремонта и была построена верфь. Строилась она по проекту Трезини и сначала была деревянной.
В 1740-х на ее территории под руководством российского архитектора Ивана Коробова возвели первые каменные здания, а устаревшие строения снесли. Уцелела только Пантелеймоновская церковь. Тогда в 1730-ом на месте обветшалой конструкции был заложен каменный храм, который можно увидеть и сегодня.
В 1762-ом верфь перенесли на Выборгскую сторону, а на ее месте построили хозяйственные склады, где хранили вино и соль. С тех пор за районом закрепилось название «Соляной городок».
Первая выставка
В 1780-х в Соляном квартале на Фонтанке продолжилось строительство. Вдоль набережной по проекту Федора Волкова было выстроено протяженное здание в стиле классицизма. Его внешний вид отличался строгостью и также некоторой суровостью. Так, нижняя часть стены была абсолютно глухой и с рустовкой – отделкой необработанным камнем. Над ней – однотипные небольшие окошки, и так на протяжении всей стены. Монотонность здания нарушалась только центральным фасадом с крыльцом и балконом. Склады работали до тех пор, пока не отменили государственную монополию на производство соли. После этого квартал опустел, но ненадолго.
В 1870-ом здесь прошла Всероссийская Мануфактурная выставка. К ее проведению здание в значительной степени перестроили. Над проектом внешнего облика работал архитектор швейцарского происхождения Людвиг Фонтана, над внутренней планировкой трудился Виктор Гартман – архитектор, художник и сценограф. Новые фасады были приближены к европейскому стилю, но внутри почти все помещения украсили русской резьбой.
Масштабные работы проводились и на прилегающей территории – починили мостовые, а также перекинули деревянный мост к Летнему саду.
Выставка проходила в Петербурге с 15 мая по 1 августа и демонстрировала новейшие отечественные достижения в области науки и техники, рассказывала о перспективных направлениях промышленности.
От торговли к искусству
После завершения выставки в здании разместились павильоны Русского технического общества, задачей которого было максимальное содействие развитию отечественных промышленных технологий. Оно просуществовало, хоть и с некоторыми изменениями, вплоть до 1929 года.
Кроме того в зданиях нашли свой дом Музей прикладных знаний и Сельскохозяйственный музей, в основу которого легла коллекция моделей сельхоз машин. На Фонтанку он переехал из Лесного института и занимался не только выставочной, но и просветительской деятельностью. Закрылся сразу после завершения Великой Отечественной войны.
В 1888 году в квартале появился Лесотехнический музей. Ближе к началу XX в. рядом с ним возвели здание Кустарного музея под покровительством Министерства земледелия. В то время кроме выставок здесь можно было посетить различные секции и кружки.
Старейший ВУЗ России
Кроме того, в 1876-ом на деньги барона Александра Штиглица в Соляном пер.,13 открылось Училище технического рисования. Главное здание учебного заведения построили на месте восточного корпуса Соляного городка в 1878–81годах по проекту архитекторов Александра Кракау и Роберта Гёдике. Рядом возвели отдельное здание Музея декоративно-прикладного искусства для размещения постоянных выставок. Над его проектом работал лично директор училища Максимилиан Месмахер. После революции учебное заведение несколько раз реорганизовывалось, а в 1924-ом окончательно закрылось как самостоятельное учреждение.
Музей обороны
В 1946-ом в Соляном городке на Фонтанке открылся музей, посвященный битве за Ленинград и жизни блокадного города. В его основу легла выставка трофейного немецкого оружия, которую привезли с Ленинградского фронта еще в 1943-м. Экспозиция разместилась в объединенных зданиях Лесотехнического и Кустарного музеев.
Так получилось, что первая выставка открылась еще в 1944-ом, на два года раньше, чем сам Музей обороны. По оценкам, всего за 6 месяцев ее посетило около полумиллиона человек.
Факт:
В 1945-ом на ней лично побывали маршал Георгий Жуков и американский генерал Эйзенхауэр. Оба дали экспозиции наивысшую оценку.
Помимо техники на выставке были представлены личные вещи горожан, специально написанные для нее картины, а также страницы из дневника Тани Савичевой, ставшего одним из символов блокады. В 1952-ом музей был закрыт в связи со сталинскими репрессиями по «Ленинградскому делу». Значительную часть сотрудников арестовали. Отдельные экспонаты уничтожили, что-то передали другим музеям.
Участники событий были реабилитированы только в перестроечное время. Тогда музею позволили вновь открыть свои двери, однако большая часть экспонатов была утрачена. Помещения тоже вернули лишь частично. Обновленный музей официально открылся 8 сентября 1989-го. Событие приурочили к памятным тожествам по случаю 48-ой годовщины начала блокады. К сожалению, представленная в музее экспозиция была временной.
Только после 1995-го она стала постоянной, а в дополнение к ней начали регулярно поводить тематические выставки: «Дорога жизни», «Морской щит», а также посвященные крупным наступательным операциям.
С тех пор неоднократно предпринимались попытки вернуть прежние площади или перенести музей из Соляного городка в другое место, например, ближе к Пискаревскому мемориальному кладбищу. Выкупить оставшуюся часть здания удалось только Комитету имущественных отношений в 2020 году.
Такое расширение позволило музею свободно разместить все выставки и фонды, а также обзавестись собственным Институтом истории обороны и блокады Ленинграда. Сейчас музей активно работает над созданием цифрового архива, проводит международные конференции, занимается подготовкой обучающих программ для учащихся школ и ВУЗов.
Общественная жизнь
Уже 100 лет назад в Соляном городке кипели события. В 1906-ом здесь состоялся Первый Всероссийский женский съезд. 7 лет спустя – учебно-воспитательная выставка Лиги равноправия женщин. В период с 1909 по 1913-ый прошли еще несколько выставок: две посвященные осветительным приборам, а также Мукомольная и Строительно-промышленная. Даже революция не смогла остановить активную творческую жизнь квартала.
В то время здесь работало несколько обществ: Изучения и преподавания языка, Распространения естественно-исторических знаний и Ревнителей материального образования. Стоит отметить, что возглавлял ОРМО Борис Пиотровский – дед и отец двух директоров Эрмитажа: Бориса и Михаила Пиотровских.
Что еще посмотреть в Соляном городке?
Квартал на Фонтанке по сей день продолжает привлекать жителей и гостей города. Главное, на что здесь стоит обратить внимание – Пантелеймоновская церковь, построенная по проекту Ивана Коробова в стиле барокко. Здание имеет колокольню и шатровое завершение, фасад украшен мраморными барельефами. В 1912-ом на ней укрепили мемориальные доски в честь полков, принимавших участие в Гангутском и Гренгамском сражениях. Внутри работала выставка, посвященная подвигам русских моряков. В 1936-ом храм был закрыт, а в 1980-ом он стал одним из филиалов Музея истории города. В 1991-ом церковь вернули епархии. Сегодня там проходят регулярные богослужения.
В ходе капитальной реставрации в 2002-2003 годах был отремонтирован фасад церкви, а в 2007-ом мастера занялись восстановлением внутренних росписей.
«Муха» в переулке
Если свернуть в Соляной переулок, можно увидеть здание Мухинского училища (с 1994-го – Художественно-промышленная академия), открывшегося в помещениях барона Штиглица.
Рядом все также работает Музей декоративно-прикладного искусства. Среди его экспонатов можно увидеть старинную русскую мебель, фарфор из западной Европы, керамические изделия, привезенные с Востока и множество других предметов, начиная с античных времен. Отдельного внимания заслуживает богатое оформление залов музея. Все они отличаются сложной отделкой, подходящей к теме конкретной выставки. К сожалению, часть коллекции музея была утрачена, часть – передана в Эрмитаж.
Знаменитости в Соляном городке
Помимо музеев в квартале на Фонтанке построили и жилые здания. Поэтому даже если не брать в расчет множество знаменитых выпускников «Мухи», то с городком все равно связаны многие громкие имена. В доме № 14 возле Пантелеймоновской церкви некоторое время жил будущий великий русский поэт Александр Пушкин.
В здании под № 2 проживал известный в свое время архитектор Давид Висконти. Здесь же прошло детство композитора Александра Бородина – автора оперы «Князь Игорь», многочисленных симфоний и популярных романсов. В бывшей Третьей гимназии в доме № 12 учились Михаил Зощенко и Самуил Маршак. А по соседству в доме № 6 провел детство будущий композитор Петр Чайковский.
В наше время Соляной квартал Петербурга продолжает привлекать гостей и жителей города. Здесь охотно фотографируются туристы, петербуржцы гуляют с детьми, а режиссеры используют необычный антураж старинных зданий в своих фильмах. Так, в сериале о приключениях Шерлока Холмса роль театра «Лицеум» сыграло то самое художественное училище Штиглица. В этом же квартале снимались сцены и для многих современных фильмов, например, «Тайны следствия», «Адвокат империи» и других.
Уличный университет
Мухинское училище – не единственное учебное заведение в Соляном городке на Фонтанке. По воскресеньям в квартале можно попасть на открытые мастер-классы, лекции и семинары, провести которые может любой желающий. Все что нужно сделать – это подготовить программу и заранее отправить ее организаторам по электронной почте. Единственное, что может помешать занятиям – переменчивая петербургская погода.

Как и прежде тут проходят многочисленные творческие мероприятия. Самое знаменитое – Арт-фестиваль зонтиков. Один месяц в году эти яркие аксессуары расцвечивают небо над городом и дарят радужное настроение.
Соляной переулок давно стал пешеходным. И, несмотря на некоторое обветшание зданий, здесь по-прежнему царит атмосфера старого Петербурга, а сам квартал и его музеи привлекают к себе творческих людей со всей страны.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?