Сольвычегодск. Введенский необщежительный мужской монастырь.

Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально — во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас г. Сольвычегодск).
Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского. Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565-1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году. Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение». Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре.
В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор. Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящён лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма. В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Божией Матери; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня, во имя свв. Антония и Феодосия Печерских, во имя св. Митрофана Воронежского.
В конце XVII века монастырь был истреблен пожаром, однако затем восстановлен. Рядом с Введенским собором некогда находилась высокая колокольня, а между ней и храмом находились могилы местно почитаемых юродивых Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Монастырь окружала каменная ограда.
В сентябре 1907 года игумен Феодосий (Соболев) становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошел от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…
30 сентября 1918 года в Коряжемский монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии. В деле об этом имеется выписка из журнала этой комиссии, где указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти…». В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия, архангельского гражданина Ганичева.
Далее из выписки следует, что «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева – расстрелять». Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли.
В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель Архангельска, 64-летний Павел Ганичев. В 2005 году Феодосий (Соболев), архимандрит Сольвычегодского монастыря причислен к лику святых.
С 8 ноября 1917 года Леонид (в миру Лев Петрович Молчанов) назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. 26 октября 1918 года исполком Сольвычегодского Совета рабочих и крестьянских депутатов направил настоятелю документы за № 2960, 2971, которые гласили: «В силу декрета Правительства от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» все церкви и принадлежащее им имущество, как предметы для богослужений и обрядовых целей, так и прочее имущество – дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы и т.п., подлежат изъятию и переходят в непосредственное заведывание местных Советов. Церковные же капиталы подлежат перечислению в доход казны и передаче их для этого также в Советы». Настоятель монастыря обязывался срочно доставить опись храма и всего имущества обители. Отец Леонид прочел эти документы и молча возвратил их рассыльному исполкома. На следующий день рассыльный вновь принес их настоятелю для исполнения. Игумен документы не принял, а рассыльный, не выполнив поручение, возвратился в исполком. Когда о. Леониду принесли эти документы в третий раз, он письменно изложил свое мнение о них и передал рассыльному.
Уже на следующий день, 28 октября, следователь Чрезвычайной комиссии допрашивал игумена Леонида. 29 октября 1918 года, Сольвычегодская Чрезвычайная комиссия вынесла решение. В нем сказано, что «…в связи с непризнанием настоятелем Введенского монастыря Леонидом (Молчановым) советской власти, принимая во внимание, что настоятель сам сознается в непризнании власти, и его упорного отказа исполнить просьбу городского исполкома, кроме того, нанесения оскорбления учреждению» вынесен приговор: расстрелять Леонида (Молчанова), открыто агитировавшего против советской власти. По установленному тогда порядку решение о расстреле должна была утвердить вышестоящая Чрезвычайная комиссия. Как и следовало ожидать, решение Сольвычегодской ЧК губернская Чрезвычайка одобрила. 13 ноября 1918 года в 6 часов утра настоятель Сольвычегодского Введенского монастыря Леонид (Молчанов) был расстрелян. Спустя 75 лет отец Леонид в судебном порядке был признан невинно убиенным и реабилитирован посмертно.
Монастырь позже был упразднён, колокольня и ограда были сломаны. От него остался только один храм Введения.
Сайт «Свято-Введенский собор» http://vvedenskai.cerkov.ru

Основан в царствование Иоанна Васильевича Грозного, в 1565 г., по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Никандра, тремя братьями из фамилии сольвычегодских граждан Строгановых — Яковом, Григорием и Семеном, детьми Анникия Строганова. Была выстроена деревянная церковь, освященная 30 августа 1565 г. во имя Введения во храм Божией Матери, почему и монастырь начал называться Введенским. Церковь обнесли деревянной оградой. В конце XVI в. внутри ограды появляются еще две деревянные постройки: надвратная церковь и церковь над колокольней. В 1658 г. церкви сгорели. Каменный Введенский собор был выстроен в 1689-1693 гг. Во второй половине XIX в. Введенский третьеклассный мужской монастырь представлял собой широко разветвленный комплекс. В него входили шесть каменных церквей, включая Введенский собор, а также каменные помещения келий, хлебопекарни и скотного двора.
Комплекс Введенского монастыря расположен на северной окраине города и занимает небольшую территорию неправильной формы. Среди построек главенствует величественный пятиглавый Введенский собор в стиле «строгановского барокко». В нескольких метрах к северо-западу стоит двухэтажный кирпичный братский корпус, выстроенный в формах сдержанной эклектики. В южной части комплекса расположена деревянная двухъярусная башня над источником. В настоящее время в комплекс Введенского монастыря входят: Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор); Башня над источником; Монастырское здание; Братский корпус Дата постройки: Введенский собор (1689-1693 г.г.), Башня над источником (начало XX в.), Монастырское здание (XVII-XVIII в.), Братский корпус (1903).
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор)
Работы по сооружению нового каменного собора взамен сгоревшего 1688 г. деревянного («благословенная грамота» была получена 19 мая 1688 г.), велись с 1689 по 1693 гг. Инициатором строительства каменного собора был Григорий Строганов. На храмовых работах трудилось более 400 рабочих. Наиболее сложные детали убранства делались в Москве, а к Соли Вычегодской привозились в ящиках, обитых войлоком. Судьба Введенского собора бывшего Введенского монастыря оказалась не совсем удачной. В восемнадцатом веке рухнули все пять глав собора вместе с крестами, и при падении повредили декоративные детали фасада. Позднее, в 1883 г. от сильного ветра на своды упал крест весом в тридцать пудов. В 1920 г. Введенский собор передали Сольвычегодскому музею. В 1930 г. колокольня, ограда и часть монастырских строений собора были сломаны, так как комиссия решила, что они не имеют художественного значения. В 1943 г. Введенский собор благодаря просьбам верующих и разрешению властей приходу вернули. В настоящее время Введенский собор является действующим. Дата постройки: 1689-1693 гг.
Собор, поставленный на высокий подклет, представляет собою вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса с трехаспидным алтарем и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами. Ажурная двухэтажная галерея, охватывающая храм с трех сторон, первоначально была открытой. Зрительно это очень облегчало нижнюю часть здания, благодаря чему верх словно парил над легкой двухъярусной аркадой. Обычных в таких случаях приделов, завершающих галерею с юго-востока и северо-востока, в соборе нет. Далеко выдвинутый на восток алтарь уравновешивается богато орнаментированным крыльцом в западной части здания, в общей композиции которого отчетливо читается сдвиг основного объема к востоку. При отсутствии внутренних столбов центральная и боковые главы собора сделаны световыми, открытыми внутрь, благодаря уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Храм перекрыт сводом усложненной конструкции, представляющим комбинацию сомкнутого четырехлоткового свода с врезанными по главным осям здания распалубками. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенных каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом.
Парадно-торжественный вид собора усиливает роскошное и нарядное декоративное убранство. Столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами более не встречается в архитектуре Севера. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Украшением интерьера является семиярусный иконостас, изготовленный московским резчиком Григорием Ивановым с артелью в 1693 г. Иконы для этого иконостаса писал в 1693 г. строгановский иконописец Степан Нарыков. Собор построен в стиле «московского барокко». Это один из немногих сохранившихся соборов подобного стиля.
Башня над источником
Башня над источником, которая, возможно, использовалась как часовня, предположительно построена в начале ХХ в. Здание расположено в южной части монастыря, стоит над источником, из которого вытекает ручей. Сложено из бревен, обтесанных снаружи, рублено «в лапу». Представляет собой двухъярусную башню, восьмигранную в плане. Второй ярус значительно шире первого, покрыт высокой восьмискатной кровлей. Завершается небольшим открытым ярусом, в котором восемь круглых в сечении столбиков несут восьмискатную кровлю, увенчанную невысоким шпилем. Покрытие кровель дощатое. В нижнем ярусе с севера устроен входной проем. На двух гранях нижнего яруса и на всех гранях верхнего по центру расположены прямоугольные окна. Внутри башня открыта на всю высоту. Во втором ярусе по периметру стен устроена на ширину выноса яруса небольшая галерея. Пол в первом ярусе земляной.
Монастырское здание (ул. Советская, 15)
Со слов местных старожилов, здание принадлежало Введенскому монастырю. В нём держали мелкий рогатый скот и свиней. После революции здание было передано Сольвычегодскому курорту в качестве свинарника. Есть основания предполагать, что оно было возведено в качестве культового сооружения. Одноэтажное каменное здание, размером 24х14 м, построено из большемерного кирпича и имеет полуподвальный этаж. Толщина стен от 100 до 160 см. Основу композиции в плане составляет прямоугольник, перекрытый коробовым с распалубкой сводом. С запада к нему примыкают три разновеликие помещения. Все они перекрыты коробовыми сводами. Вход в основной объем и боковые помещения осуществляется через центральное помещение. С востока к центральному объему примыкает квадратное в плане помещение, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и помещение, напоминающее половину пятистенной алтарной аспиды. Внутреннему членению снаружи соответствуют широкие лопатки со спаренными колоннами. Над окнами треугольные фронтончики, по сторонам окон колонны. Одно из древнейших сооружений города. Входит в комплекс Введенского монастыря. Дата постройки: время построения здания не установлено. Предположительно XVII-XVIII вв.
Братский корпус (ул. Володарского, д. 18)
Двухэтажное кирпичное здание братского корпуса находится в нескольких метрах к северо-западу от Введенского собора. Выстроено в формах сдержанной эклектики. Входит в комплекс Введенского монастыря. Дата постройки: 1903 г.
Мехреньгина З. Н. Чем богато «захолустье»? / З. Н. Мехреньгина // Музей. — 2009; Мильчик М. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси / М. Мильчик // Искусство. — 2008; Антипина Ю. Подумайте о душе! / Ю. Антипина // Вечерний Котлас. — 2005; Зуева Ю. Почему стоит посетить Сольвычегодск / Ю. Зуева // Двинская правда. — 2002; Брумфилд У.К. Поздняя средневековая архитектура в Сольвычегодске и ее влияние на церковное убранство на Русском Севере / У.К. Брумфилд // Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар.науч.конф. — Архангельск, 1999; Котяхова О. Введенский храм в Сольвычегодске / О. Котяхова // Двинская правда. — 1998; Ноговицын В. У Соли Вычегодской / В. Ноговицын ; худож. Ю. И. Чирков. — Котлас, 1992; Булкин В. Сольвычегодские соборы / В. Булкин, О. Овсянников // Памятники Архангельского Севера.- Архангельск, 1991; Субочев С. А. Каменная летопись Сольвычегодска / С. А. Субочев // Двинская правда. — 1991; Бочаров Г. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г. Бочаров, В. Выголов.- М., 1983; Брайцева О. И. Сольвычегодск конца XVII века / О. И. Брайцева // Архитектурное наследство. — М., 1976; Подъяпольский С. С. Сольвычегодск / С. С. Подъяпольский // Подъяпольский С. С. По Сухоне и Северной Двине. — М, 1968.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?