Сольвычегодск. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм находится в городе Сольвычегодске и относится к Архангельской и Холмогорской епархии. Построена в 1689-1693 гг. из красного кирпича в стиле «московского барокко». Это одна из немногих сохранившихся церквей подобного стиля. Введенский собор стоит на высоком подклете, с севера, запада и юга окружен крытой галереей и увенчан пятью большими восьмигранными барабанами с луковичными главками. Фасады собора щедро украшены белокаменными декоративными элементами: резными столбиками и колонками, портиками, наличниками окон, карнизами – а также цветными изразцами. Внутри собора сохранился деревянный семиярусный иконостас, сделанный резчиком Г. Ивановым по рисунку художника С. Нарыкова в 1693 г. В настоящее время Богородицкий собор является действующим.

Введенский монастырь в Сольвычегодске (ранее Вологодской епархии, с 1929 г. Сольвычегодск – в составе Северного края с центром в Архангельске, с 1937 г. – Архангельской обл.).
Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально— во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас город Сольвычегодск). Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского. Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году. Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение». Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре. В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор.
Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящён лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма. В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Божией Матери; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня, во имя свв. Антония и Феодосия Печерских и во имя св. Митрофана Воронежского. В конце XVII века монастырь был истреблен пожаром, затем восстановлен. Рядом с Введенским собором некогда находилась высокая колокольня, а между ней и храмом находились могилы местно почитаемых юродивых Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Монастырь окружала каменная ограда. В сентябре 1907 года игумен Феодосий (Соболев) становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…
30 сентября 1918 г. в Коряжемский монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии. В деле об этом имеется выписка из журнала этой комиссии: «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти…» В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия, архангельского гражданина Ганичева. Далее «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева – расстрелять». Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли. В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель Архангельска, 64-летний Павел Ганичев. В 2005 году Феодосий (Соболев) архимандрит Сольвычегодского монастыря причислен к лику святых. С 8 ноября 1917 года Леонид (в миру Лев Петрович Молчанов) назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря.
26 октября 1918 года исполком Сольвычегодского Совета рабочих и крестьянских депутатов направил настоятелю документы за № 2960, 2971, которые гласили: «В силу декрета Правительства от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» все церкви и принадлежащее им имущество, как предметы для богослужений и обрядовых целей, так и прочее имущество – дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы и т.п., подлежат изъятию и переходят в непосредственное заведывание местных Советов. Церковные же капиталы подлежат перечислению в доход казны и передаче их для этого также в Советы». Настоятель монастыря обязывался срочно доставить опись храма и всего имущества обители. Отец Леонид прочел эти документы и молча возвратил их рассыльному исполкома. На следующий день рассыльный вновь принес их настоятелю для исполнения. Игумен документы не принял, а рассыльный, не выполнив поручение, возвратился в исполком. Когда о. Леониду принесли эти документы в третий раз, он письменно изложил свое мнение о них и передал рассыльному. Уже на следующий день, 28 октября, следователь Чрезвычайной комиссии допрашивал игумена Леонида. 29 октября 1918 года, Сольвычегодская Чрезвычайная комиссия вынесла решение. В нем сказано, что «…в связи с непризнанием настоятелем Введенского монастыря Леонидом (Молчановым) советской власти, принимая во внимание, что настоятель сам сознается в непризнании власти, и его упорного отказа исполнить просьбу городского исполкома, кроме того, нанесения оскорбления учреждению» вынесен приговор: расстрелять Леонида (Молчанова), открыто агитировавшего против советской власти. По установленному тогда порядку решение о расстреле должна была утвердить вышестоящая Чрезвычайная комиссия. Как и следовало ожидать, решение Сольвычегодской ЧК губернская Чрезвычайка одобрила. 13 ноября 1918 года в 6 часов утра настоятель Сольвычегодского Введенского монастыря Леонид (Молчанов) был расстрелян. Спустя 75 лет отец Леонид в судебном порядке был признан невинно убиенным и реабилитирован посмертно. Монастырь позже был упразднён, колокольня и ограда были сломаны. От него остался только один храм Введения.
http://www.arh-eparhia.ru/vestnik/index.php?SECTION_ID=374&ELEMENT_ID=10968; http://projects.pomorsu.ru/pss/chapters/chapter6/6.8.shtml;
http://www.rusvera.mrezha.ru/533/12.htm

По своему объемному решению храм продолжает старые традиции архитектуры Благовещенского собора. Это кубическое сооружение, стоящее на высоком подклете, опоясанное галереей с широко раскрытым великолепным крыльцом. Фасад крыльца удивительно параден. Белокаменные колонны орнаментированы листьями вьющихся растений. Резьба панелей, крутые арки, сложные картуши производят впечатление богатства и даже роскоши. Широкие ступени ведут во второй этаж к галерее. Наружные стены ее украшены орнаментированными изразцовыми вставками. Такие же вставки помещены и на пилонах, разделяющих арки обходной галереи.
Конструктивно собор Введенского монастыря отличается от своего предшественника: в нем нет внутренних столбов. В этом отношении собор близок к устюжским бесстолбным церквам, хотя и значительно превосходит их по размерам.
Перекрытие собора выполнено мастерски. По существу оно представляет собою сомкнутый свод, но не сплошной, а состоящий как бы из взаимоперекрещивающихся мощных парных «арок». Центральный купол и четыре боковых расположены в просветах между ними. Применение «арок» дало возможность расположить между их пятами окна второго яруса.
Внутри собора находится семиярусный деревянный иконостас работы московского мастера Григория Иванова. Плоскость его расчленена на ряд отдельных «панелей». В первых четырех ярусах их обрамляют витые колонки, выше — пилястры. Основное украшение иконостаса—тонкая виртуозная резьба, изображающая листья, виноградные гроздья и цветы. Иконы алтарной преграды были написаны в 1693 г. дворовым художником Нарыковым, о чем свидетельствуют надписи на иконах: «Лета 7201 (1693 г.) писал сей образ живописец Степан Дометнев сын Нарыков». Собор Введенского монастыря принадлежит к числу лучших произведений русского зодчества конца XVII в.
Из книги: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.

… Существующий каменный собор относится к концу XVII века. Заказчиком его являлся представитель уже следующего поколения Строгановых — Григорий Дмитриевич (1656-1715). Знаменитый человек, крупный промышленник и одновременно вельможа и меценат, пользовавшийся особым расположением царского дома и самого Петра I, он был явным приверженцем новых светских форм в искусстве. Так, на средства Д. Строганова в 1679 г. издается первый русский теоретический трактат по музыке композитора Н. Дилецкого «Мусикийска грамматика», с авторским посвящением «во благородных благородному». А церковные хоры строгановских крестных с многоголосием пользовались широкой популярного в столице, сыграв большую роль в утверждении нового стиля в русском церковном пении конца XVII века.Г.Д. Строганов, сосредоточив к 1688 г. в своих руках огромное состояние, возводит в Сольвычегодске в фамильном монастыре монументальный храм Введения вместо прежней, сгоревшей деревянной церкви. В своем строительстве он явно стремится не только следовать примеру своих предков и заслужить тем самым «себе вечную память и славу», как об этом сообщает Соскин, но и, безусловно, превзойти их, соорудив более пышный и нарядный храм. Заложенный в 1688 г. Введенский собор строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен был почему-то только в 1712 г. Устройство в 1691 г. теплого Богоявленского придела под южной папертью здания свидетельствует, что в это время его нижний ярус был уже готов. Кроме того, создание в 1693 г. икон для иконостаса собора служит достаточно веским основанием для датировки тем же годом и окончания его строительства.
Введенский собор во многих отношениях замечательное сооружение. Он является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII—XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г.Д. Строганова именуются строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы. Все это в полной мере находит свое воплощение во Введенском соборе. Его сильно вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами, выглядит парадно-торжественно. Это впечатление усиливают высокий подклет и двухъярусная арочная, первоначально открытая галерея (заложена в XVIII в.) с эффектным крыльцом с запада, которая охватывает четверик с трех сторон. Хотя собор в целом и принадлежит к бесстолпным, пятиглавым постройкам с трехапсидным алтарем, то есть к широко распространенной в XVII столетии типологической схеме, он решен совершенно необычно.При отсутствии внутренних столбов не только центральная, но и боковые главы Введенского собора сделаны световыми, открытыми внутрь, что являлось для того времени новшеством. Такое решение достигнуто при помощи уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Сомкнутый, четырехлотковый свод с «выемками» в углах как бы прорезан в центре каждой из сторон крупной распалубкой. Подобная форма свода изнутри, пожалуй, напоминает две пары перпендикулярно перекрещивающихся подпружных арок, которые опираются на сильно выступающие из стен пилястры. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенный каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Так, в русском зодчестве конца XVII века на смену прежним догматическим представлениям о внутреннем облике храма с его полумраком и таинственностью приходит новое понимание интерьера, сближающее его с дворцовыми светлыми и парадными залами.
Не менее важную роль в обмирщении архитектуры Введенского собора играет его декоративное убранство, роскошное и нарядное. Ни один из памятников Севера не имеет столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи.Широкие прямоугольные окна заключены в богатые наличники с полуколонками и белокаменными резными узорами по сторонам и лучковыми разорванными фронтонами. Венчают фасады и крыльцо фигурные аттики типа «петушиных гребней» с раковинами и пирамидками. Это декоративное убранство довершают крупные сильно вытянутые рельефные панно на устоях второго яруса галереи из полихромной майолики, представляющие собой сочные натюрморты из плодов и цветов.
Судя по декору, зодчий собора был хорошо знаком с ордерной системой, использовав ее в качестве основы всего внешнего убранства здания. Применение ордера вообще типично для русской архитектуры рубежа XVII—XVIII веков и знаменовало собой сближение ее с западноевропейской. Однако элементы и детали ордерной системы в руках русских мастеров обычно приобретали довольно свободную, как правило, декоративную интерпретацию, складываясь в тот самый своеобразный стиль, условно называемый московским или нарышкинским барокко. В соборе ясно видно более глубокое понимание ордера, который, несмотря на свою декоративную основу, интерпретирован гораздо строже, каноничнее, чем в других постройках этого времени.
Необычность архитектуры Введенского собора даже породила легенду о возведении его каким-то иностранным мастером — голландцем, якобы специально нанятым для строительства Строгановым. Однако с таким предположением согласиться довольно трудно. Несмотря на отдельные аналогии, которые можно найти в постройках Нидерландов эпохи барокко, общая трактовка форм Сольвычегодского храма все же остается русской. Да и все детали собора имеют свои аналогии в памятниках русского зодчества этого времени. Кроме того, голландская архитектура еще во второй трети XVII в. отказалась от барокко и прочно перешла на позиции классицизма.
Скорее всего, зодчим сольвычегодского Введенского собора был кто-то из крупных столичных мастеров рубежа XVII-XVIII вв. Белокаменный декор здания, как теперь уже известно, был изготовлен в Москве и затем отправлен на место строительства с соответствующей маркировкой деталей для сборки (буквы-цифры на них хорошо видны и сейчас). Очевидно, такой же путь проделала и цветная майолика для панно, которую на основе сравнительного анализа можно даже отнести к работе мастерской выдающегося московского гончара второй половины XVII века Степана Иванова Полубеса. Роскошно оформленное крыльцо с двойными арочками и крутой двухмаршевой лестницей ведет на широкую паперть-галерею, прямо к главному, западному входу в собор. Его украшает нарядный портал с белокаменными резными колонками на постаментах и пышным фронтоном, контрастирующий с тяжелыми железными полотнищами дверей из кованых полос.
Внутри храм не менее эффектен, чем снаружи. Просторный и превосходно освещенный тремя рядами широких, часто расположенных окон и проемами пяти барабанов глав, он весь залит светом. Сильные и упругие линии выступающих из стен крупных пилястр придают вертикальную устремленность его архитектурным массам, получая завершение в красивом по рисунку сложном сводчатом перекрытии. Восточную стену храма закрывает большой семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко, выполненный московским мастером Григорием Ивановым в 1693 году. Он украшен колоннами с вьющейся виноградной лозой, декоративными завитками и картушами, обрамляющими иконы. Особенно роскошна резьба его царских врат; их створки почти полностью «затканы» кружевом деревянного узорочья. С золоченой резьбой иконостаса, с его подвижными текучими формами хорошо сочетаются по цвету иконы-картины, писанные на холсте обучавшимся за границей «дворовым человеком» Строгановых Степаном Дементьевичем Нарыковым. Они целиком определяются традициями европейской живописи второй половины XVII века. Это уже новое искусство, полностью отошедшее от традиций древнерусской живописи…
Об истории создания Собора отрывок из книги Г.Н. Бочарова и В.П. Выголова «Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма». 1983 г. https://vk.com/old_arkhangelsk?w=wall-12288779_16476%2Fall

Введенский собор производит монументальное и торжественное впечатление. Он как будто взымает в небо — настолько сильно вытянут в высоту его основной объём. Надо сказать, что триста лет тому назад это впечатление устремлённости ввысь было ещё больше: окружающая храм двухъярусная галерея являлась открытой, придавая зданию особое «воздушное» состояние. Завершают четверик пять главок, на которых красуются позолоченные ажурные кресты. Барабаны всех главок световые. У храма высокий подклет, с трёх сторон, кроме восточной, его опоясывает галерея, заложенная в ХVIII веке. На западной стороне — удачно вписывающееся в пропорции постройки крыльцо. Особое очарование собору придаёт декор.
В путеводителе по Сольвычегодску из знаменитой «белой» серии (авторы Бочаров и Выголов) читаем: «Ни один из памятников Севера не имеет столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня чётко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Широкие прямоугольные окна заключены в богатые наличники с полуколонками и белокаменными узорами по сторонам и лучковыми разорваными фронтонами. Венчают фасады и крыльцо фигурные аттики типа «петушиных гребней» с раковинами и пирамидками. Это декоративное убранство довершают крупные сильно вытянутые рельефные панно на устоях второго яруса галереи из полихромной майолики, представляющие собой сочные натюрморты из плодов и цветов».
Исследование кирпичной кладки собора показывает, что апсида придела была пристроена к уже возведённому зданию. Это видно из случайного примыкания стен пристройки к декору апсиды собора. Показательно также различие в цвете и размере кирпича. Основной объём здания выложен из крупного кирпича ярко-красного цвета. В пристройке же преобладает жёлтый и желтовато-красный кирпич меньшего размера. Трёхчастное по своей композиции крыльцо строилось не одновременно с основным зданием собора. Верхняя его часть составляет единое целое с галереей и выстроена из крупного, как и весь собор, кирпича. Остальные две более низкие части были выложены из одинакового с приделом более мелкого кирпича. Крыльцо выступает далеко за пределы храма, оно богато украшено декором.
Основной фон храма — красный цвет его кирпича. С ним удачно сочетается белый цвет, присущий декоративным элементам. Картуши, мотивы раковин, растительный орнамент своими крупными формами подчёркивают монументальность сооружения, являющегося прекрасным примером синтеза скульптуры и архитектуры. Красно-белый цвет — отличительный признак московского и строгановского барокко. Издалека колонны могут показаться белокаменными, однако они выполнены в смешанной технике кладки. Весь пьедестал, за исключением его более сложного по форме карниза, состоящего из двух белокаменных плит, выложен их кирпича. База и ствол колонны также выполнены из кирпича и белого камня. Простая по форме подушка базы сделана из кирпича, круглая профилированная часть её — из белого камня. Четырёхконечные, позолоченные, ажурные кресты крепятся к маковкам у основания за счёт растяжек. Украшены симметрично расположенными кованными звёздами. В четырёх больших по размеру звёздах, вокруг средокрестия, вписаны монограммы, которые расшифровываются как «Иисус Христос Ника». Четверик здания очень светлый не только в силу конструкции барабанов, каждый из которых является световым, но и благодаря количеству широких окон. Световые, восьмигранные барабаны, украшены комбинированным кирпично-белокаменным декором. В более высоких и сложных по форме колонках центрального барабана, не связанных с лопатками четверика, преобладает более прочный строительный материал — белый камень. Этим они отличаются от трёх четвертных колонн малого барабана, более приземистых, связанных с его кладкой и выполненных из кирпича. Размеры кирпича основного здания: 32-34 х 15,5-16 х 8,5-9,5. Изюминка храм — его барочный иконостас, созданный в 1693 году под руководством мастера Оружейной палаты Григория Иванова. Иконостас сохранил иконы, написанные на холсте «дворовым человеком» Строгановых Стефаном Нарыковым.
Журнал «Православные храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №222, 2016 г.

Работы по сооружению нового каменного собора взамен сгоревшего 1688 г. деревянного («благословенная грамота» была получена 19 мая 1688 г.), велись с 1689 по 1693 г.г. Инициатором строительства каменного собора был Григорий Строганов. На храмовых работах трудилось более 400 рабочих. Наиболее сложные детали убранства делались в Москве, а к Соли Вычегодской привозились в ящиках, обитых войлоком. Судьба Введенского собора бывшего Введенского монастыря оказалась не совсем удачной. В восемнадцатом веке рухнули все пять глав собора вместе с крестами, и при падении повредили декоративные детали фасада. Позднее, в 1883 г. от сильного ветра на своды упал крест весом в тридцать пудов. В 1920 г. Введенский собор передали Сольвычегодскому музею. В 1930 г. колокольня, ограда и часть монастырских строений собора были сломаны, так как комиссия решила, что они не имеют художественного значения. В 1943 г. Введенский собор благодаря просьбам верующих и разрешению властей приходу вернули. В настоящее время Введенский собор является действующим. Дата постройки: 1689-1693 г.г.
Собор, поставленный на высокий подклет, представляет собою вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса с трехаспидным алтарем и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами. Ажурная двухэтажная галерея, охватывающая храм с трех сторон, первоначально была открытой. Зрительно это очень облегчало нижнюю часть здания, благодаря чему верх словно парил над легкой двухъярусной аркадой. Обычных в таких случаях приделов, завершающих галерею с юго-востока и северо-востока, в соборе нет. Далеко выдвинутый на восток алтарь уравновешивается богато орнаментированным крыльцом в западной части здания, в общей композиции которого отчетливо читается сдвиг основного объема к востоку. При отсутствии внутренних столбов центральная и боковые главы собора сделаны световыми, открытыми внутрь, благодаря уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Храм перекрыт сводом усложненной конструкции, представляющим комбинацию сомкнутого четырехлоткового свода с врезанными по главным осям здания распалубками. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенных каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом.
Парадно-торжественный вид собора усиливает роскошное и нарядное декоративное убранство. Столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами более не встречается в архитектуре Севера. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Украшением интерьера является семиярусный иконостас, изготовленный московским резчиком Григорием Ивановым с артелью в 1693 г. Иконы для этого иконостаса писал в 1693 г. строгановский иконописец Степан Нарыков. Собор построен в стиле «московского барокко». Это один из немногих сохранившихся соборов подобного стиля.
Мехреньгина З.Н. Чем богато «захолустье»? / З.Н. Мехреньгина // Музей. — 2009; Мильчик М. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси / М. Мильчик // Искусство. — 2008; Антипина Ю. Подумайте о душе! / Ю. Антипина // Вечерний Котлас. — 2005; Зуева Ю. Почему стоит посетить Сольвычегодск / Ю. Зуева // Двинская правда. — 2002; Брумфилд У.К. Поздняя средневековая архитектура в Сольвычегодске и ее влияние на церковное убранство на Русском Севере / У.К. Брумфилд // Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар.науч.конф. — Архангельск, 1999; Котяхова О. Введенский храм в Сольвычегодске / О. Котяхова // Двинская правда. — 1998; Ноговицын В. У Соли Вычегодской / В. Ноговицын ; худож. Ю.И. Чирков. — Котлас, 1992; Булкин В. Сольвычегодские соборы / В. Булкин, О. Овсянников // Памятники Архангельского Севера.- Архангельск, 1991; Субочев С.А. Каменная летопись Сольвычегодска / С.А. Субочев // Двинская правда. — 1991; Бочаров Г. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г. Бочаров, В. Выголов.- М., 1983; Брайцева О.И. Сольвычегодск конца XVII века / О.И. Брайцева // Архитектурное наследство. — М., 1976; Подъяпольский С.С. Сольвычегодск / С.С. Подъяпольский // Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. — М, 1968.

Введенский монастырь (первоначально — во имя святых Бориса и Глеба; ныне недействующий) расположен в городе Сольвычегодске. Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 г. на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра, архиепископа Ростовского и Ярославского.
Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565-1570 г.г. в монастыре деревянный собор во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Собор был освящен в 1570 г. Аника Строганов пожертвовал храму икону «Введение».
Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре.
В 1688 г. вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор. Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 г., однако освящен лишь в 1712 г. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас был изготовлен в 1693 г. артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма.
… После революции монастырь был упразднен, настоятели расстреляны, колокольня и ограда сломаны. Остался только один собор Введения…
С 2010 г. по настоящее время Введенский собор удалось отреставрировать более чем наполовину. По мнению специалистов, в реставрации также нуждаются оконные и дверные проемы, западное крыльцо, иконостас летнего храма, необходимы работы по сохранению живописи в подклетах, вертикальная планировка и благоустройство территории для водоотвода от стен собора.
В мае 2018 г. завершился еще один этап реставрации Введенского собора. В 2017-2018 г.г. реставраторы работали на северном и южном приделах собора. Подрядная организация выполнила реставрацию кирпичной кладки стен, белокаменных поверхностей, части майолики, кованых оконных решеток, архитектурных деталей карнизов, капителей колонн, а также воссоздание балясин.
Основание и фасады Введенского собора украшают архитектурные элементы из известняка. За 300 лет он стал прочней, но пожелтел и порос мхом. И, как показало обследование, местами был поражен грибком, который обработали антисептирующим составом. В алтарной части выполнили реставрацию кровли. В алтаре южного придела были установлены новые золоченые подзоры.
Восстановление собора осуществляется в рамках пункта 58 «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности и собственности религиозных организаций, а также выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения» Федеральной целевой программы «Культура России». Список мероприятий по этому пункту утверждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
9 июня 2018 г., http://www.fedmp.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?