…В начале нынешнего века тут были расположены, по крайней мере, 12 церквей, 9 из которых были полностью разрушены в советский период, и двум церквам требовался определенный объем реставрационных работ. Но своеобразные “бриллианты в короне”, два Строгановских собора, по-прежнему гордо высятся во всем своем великолепии. Один из них посвящен Благовещению, а второй памятник старины, искусно украшенный, XVII века постройки, посвящен Явлению Богородицы. Возникает резонный вопрос: почему столь величественные сооружения были построены в такой глуши? Ответ на этот вопрос находится неподалеку от Собора Знамения. Это соляной источник с построенной на нем бревенчатой башенкой (копией тогдашнего строгановского частокола). Местность изобилует такими источниками, вдобавок здесь расположено соленое озеро Солониха и протекает солоноватая речка Усоль. В самом деле, имя города “Сольвычегодск” означает “соль Вычегды”. Это сейчас соледобыча воспринимается нами как должное, но следует вспомнить, что в средневековье соль являлась одним из ценнейших предметов торговли, и люди не могли обходиться без нее. В XVI веке в этом районе Русского Севера предприимчивые и безжалостные Строгановы установили монополию на производство соли, которая принесла им баснословное богатство. В то время Сольвычегодск был отнюдь не провинциальной деревней. Это был центр своеобразной частной империи, безоговорочно преданной московскому государю.
Достойно глубокого уважения то, что Строгановы в течение XVI и XVII веков пожертвовали большие суммы денег на нужды искусства и ремесел. По сей день историки различают “строгановский стиль”, который можно встретить во многих сферах искусства, начиная с музыки и заканчивая архитектурой. Этот стиль появлялся везде, где Строгановы ворочали большими делами, — от Сольвычегодска и Нижнего Новгорода до Перми на Урале. Патриарх династии, Аника (Иоанникий) Строганов (1497-1570) был во многих отношениях скупым и жестоким хозяином. Известно, что в Сольвычегодске рабочие даже за малую провинность подвергались порке, которая зачастую приводила к смертельному исходу. Но именно Строганов был щедрым покровителем искусств. Богатство его было несметным. Иван Грозный позволил Строганову даже создать собственную армию. Он разрешил также промышленнику использовать ресурсы на огромной территории — от Урала до Сибири. Взамен царь получал расширение своих владений по сравнительно малой цене. Самое значимое событие в проводимой таким образом политике состоялось примерно в 1580 г. После нескольких лет подготовки Строганов снарядил знаменитую экспедицию во главе с казачьим атаманом Ермаком, который нанес поражение сибирскому хану Кучуму в битве на реке Иртыш. Несмотря на то, что впоследствии русские были вынуждены подавлять местные восстания, а сам Ермак был убит во время внезапной атаки в 1585 г., его “завоевания” открыли для России необъятные просторы Сибири.
Главный вклад, который внес Аника Строганов в русскую архитектуру — Собор Благовещения, — является последним из церковных сооружений, возведенных на Русском Севере в эпоху правления Ивана Грозного. Работы по сооружению собора начались в 1560 г. и, очевидно, были завершены в начале 70-х гг. XVI века, хотя официально собор не подлежал освящению ранее 1584 г. Внешний вид Собора Благовещения весьма своеобразен. Вместо четырех внутренних колонн, типичных для столь больших церквей, здесь мы видим только две. Такой замысел придает зданию усеченный вид снаружи. Тем не менее, у этой церкви 5 куполов, как у большинства церквей XVI столетия. Мастеровым Строганова (чьи имена неизвестны, хотя есть данные, что все они — выходцы из Ростова) удалось поместить основной купол на двух массивных столпах, в то время как 4 боковых купола располагаются на системе арочных сводов. Внушительная полукруглая часть здания, служащая в качестве алтаря, поддерживает восточную стену, которая испытывает значительную весовую нагрузку. В северо-западной части внешней галереи собора раньше стояла великолепная колокольня, в которой имелся свой алтарь. Самый крупный из двенадцати ее колоколов весил более трех тонн. К сожалению, постройка эта со временем обветшала, и в 1819-1826 гг. на ее месте была выстроена другая колокольня в неоклассическом стиле, которая стоит и по сей день, затемняя собой средневековую церковь и ухудшая производимый ею внешний эффект. Уцелели лишь немногие из колоколов, отлитых при Строганове.
Еще одно не совсем удачное, но типичное изменение, которое претерпели многие русские церкви в XVII и XVIII веках, включает в себя кирпичную кладку в изогнутом пространстве между полукружными фронтонами в верхней части собора и возведение простой покатой крыши. Таким образом облегчалась задача поддержания крыши, но это лишало церквей их живописного образа, напоминавшего очертания куполов. Собор Благовещения был первой крупной кирпичной постройкой в Сольвычегодске, где до той поры и мирские и светские здания были бревенчатыми. Собор построен на крутом северном берегу реки Вычегды. Его внушительные стены и сияющие, словно парящие купола, должно быть, резко контрастировали с расположенными вокруг строениями и 12 церквами, построенными исключительно из дерева. Благодаря надежным стенам нижняя часть здания служила убежищем и хранилищем для особо ценных товаров, таких как меха. Конечно, ценнее всего была церковная утварь, искусно созданная в мастерских Строганова: вышивка, кубки, инкрустированные драгоценными камнями обложки для Библии, эмалированные изображения. Добротность творений строгановских мастеров была известна по всей России.
Летом 1600 г. внутренние своды собора были украшены фресками. Позже, в XVIII и XIX веке, они были нанесены заново, в частности, после пожара, случившегося в 1819 г., который повредил внутреннее убранство собора. Хотя в ходе реставрационных работ, проводившихся с 1970 г., на западной стене были обнаружены первоначальные фрески, большинство оригинальной живописи безвозвратно потеряно. Средоточием собора был изящно выполненный иконостас XVI столетия. Пять его ярусов включали в себя 70 икон, сохранились из них лишь единицы. Иконостас воссоздавали в XVII веке не раз. И хотя Королевские Врата, ведущие к алтарю, были дарованы Строгановыми в начале XVII столетия, сохранившийся поныне иконостас датируется девяностыми годами семнадцатого века. Как раз в то время Сольвычегодск подвергся самому тяжелому испытанию за всю свою историю. Это произошло в начале смутного времени (1598-1613), в период династического междуцарствия с многочисленными претендентами на престол. Поначалу Строгановы, находясь вдалеке от борьбы, даже извлекали из этого выгоду, но по мере усиления угрозы распада государства Российского, они обеспечили существенную поддержку войском и казной самым надежным силам. После, в январе 1613 г., отряд поляков и казаков-ренегатов количеством до 3000 человек внезапно напал на Сольвычегодск. Им удалось взять штурмом часть города. Несмотря на то, что Строгановы были надежно защищены за стенами своей твердыни, главный район вокруг Собора Благовещения подвергся разграблению, как впрочем и сам собор. Однако, с появлением династии Романовых (1613) Строгановым удалось не только сохранить, но и расширить число своих привилегий в Сольвычегодске…
Из статьи: Сольвычегодск — столица империи купцов Строгановых /Брумфилд У.К./ Профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане
Интерьер летнего храма Благовещенского собора до наших дней сохранил свое убранство: фресковые росписи, выполненными под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина в 1597—1600 гг; высокий иконостас с царскими вратами, украшенными прорезными накладками золоченного олова; иконы, часть которых была создана известными царскими изографами; архиерейское место, осветительные приборы XVI-XVII вв. Высокий четырёхъярусный иконостас летнего храма выполнен в 1690-х гг. московским резчиком Григорием Устиновым.
С конца XVI века сохранились царские врата — замечательное произведение древнерусского искусства, пример тонкой и сложной, мастерски выполненной работы. По подцвеченному фону из простой слюды проложены прорезные накладки из золоченого олова. Орнаментальные накладки, словно ажурное кружево покрывают поверхность створок и сени. Их мелкий рисунок образует сверкающее драгоценное узорочье, особенно ярко звучащее в контрасте с более крупными формами деревянной резьбы самого иконостаса. Купол имеет уникальное пространственное построение. Объём храма развернут по поперечной оси север-юг. Подобная оригинальная композиция здания обусловлена двустолпной конструкцией, которая и определила его внешние формы. В соборе действует постоянная экспозиция, на которой представлены знаменитые вклады Строгановых в сольвычегодские храмы — произведения строгановской иконописи, лицевого шитья, изделия сольвычегодских мастеров — серебрянников, редчайшие образцы миниатюрной резьбы по кости, камню, дереву. С северо-западной стороны собора находится родовая усыпальница Строгановых, где собраны 28 надгробных плит с захоронений XVI-XVII веков. Возле Благовещенского собора находится Жемчужное озеро, в котором, по преданию, XVI—XVII вв. Строгановы выращивали жемчуг для украшения икон.
Благовещенский собор — центральный памятник Сольвычегодска. На сооружении укреплена надпись — «…построен усердием и иждивением Именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата — начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолбный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Хороши по рисунку наличники обрамляющие окна. Однако ныне сооружение в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.
В соборе оригинально решена конструкция центрального купола. На два опорных столба и на стену алтарной преграды опираются арки, ояты которых расположены на различных уровнях. Между ними по углам выложены небольшие тромпы — своды в форме части конуса, половины или четверти сферы и т. д., применяемые в качестве опорной конструкции. Они дают возможность укрепить восьмигранный сомкнутый свод, служащий основанием восьмигранному же барабану купола.
Внутри Благовещенского собора—фрески 1600 г., исполненные, как значится на стенах, «московскими иконниками» «Федор Савин да Стефан Ярофиев со товарищи». Росписи эти еще недостаточно изучены. Они содержат в себе стилистические признаки, которые определят в дальнейшем — в XVII в. характер строгановской школы живописи. Им присуща сравнительная мелкомасштабность изображений, композиционная усложненность и повышенная декоративность. В росписи преобладают блеклые коричневые и зеленые тона.
Благовещенский собор являлся для построившего его купца Аники Строганова «с сыновьями и внуками» не только храмом, но и укрепленной цитаделью. В подвалах собора размещались склады пушнины, хранились ценности. Здесь же были устроены тюремные казематы. Рядом с собором находились жилые хоромы Строгановых. Собор и хоромы были ограждены деревянной стеной с башнями.
И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.
Благовещенский собор Сольвычегодска — «дитя» знаменитого рода промышленников и купцов Строгановых. Замысел постройки исходил от родоначальника династии Аники (Иоанникия), но возводили его на семейные средства все ближайшие родственники старшего Строганова. Выполненная в 1584 году храмозданная фресковая запись, бегущая витиеватой строчкой по внутренней части стен собора, гласит: «Лета от основания мира 7092, от Рождества по плоти Бога Слова 1584, индикта 12, месяца июля в 9 день освящён бысть храм соборный каменный Благовещения Пресвятыя Богородицы и Присно Девы Марии у Соливычегодской на посаде… А ставили сей храм своею казною Иоанникий, Фёдоров сын, Строганов, и его дети Яков, Григорий и Симеон, и его внучата Максим, Яковлев сын, да Андрей и Пётр, Симеоновы дети, Строгановы, и по себе на память и на поминок ныне и впредь». Эти примечательные слова отметили завершающий шаг долгих, упорных и дорогостоящих строительных работ семейства, которому суждено было стать знаменитым. Начиналось же всё на четверть века раньше…
Время сохранило до наших дней уникальный предмет, свидетельствующий о рождении собора — подобными предметами может похвастаться редкий храм в России. В Сольвычегодском историко-художественном музее находится одна из святынь Строгановского собора: икона ХVI века «Благовещение Пресвятой Богородицы». На обороте образа читается запись, выведенная полууставным письмом: «Образ церковной Благовещения Пресвятыя Богородицы и Николы Чюдотворца и Козьмы и Дамьяна у Соли у Вычегодцкие на посаде соборнова храма. Благословение архиепископа Никандра Ростовского, а поставление в дом Аникея Федорова сына Строганова началной образ. Лета 7066 (1558)». Считается, что именно этим образом благословил Анику Строганова архиепископ Ростовский Никандр в 1558 году на строительство Благовещенского собора в Сольвычегодске. Благословение именно ростовского архирея неслучайно: в ХVI столетии территории низовий Вычегды, в пределах Устюжских земель, подчинялись церковной власти владык Ростова Великого.
Закладка храма состоялась в 1560 году. Об этом свидетельствует всё та же храмозданная надпись: «Лета от сотворения мира 7068, от Рождества же по плоти Бога Слова 1560 индикта 3 месяца основан сей храм соборный каменной Благовещения Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии и с приделы у Соливычегодской на посаде при благоверном государе царе Иоанне Васильевиче всея России и при великом господине Макарие митрополите московском и всея России и при архиепископе Никандре ростовском». Строительство огромного собора велось Строгановыми с большим размахом и под их непосредственным наблюдением. При этом к работам они привлекли мастеров и ремесленников самых различных профессий. Для производства кирпича в городе было создано несколько кирпичных заводов. Для подвозки по реке Вычегде больших глыб белого строительного камня проектировались специальные речные суда. Для ковки железных оконных решёток и дверей приглашались искуссные кузнецы, а для золочения куполов и крестов на них — золотильщики. Иконы, предназначавшиеся для украшения нового храма, писали вызванные из Москвы царские живописцы: Прокопий Чирин, Истома Савин, Назарий Истомин. Работа буквально кипела, её мощное движение замирало только зимой, когда завершался очередной строительный сезон; с наступлением весеннего тепла строительная площадка вновь оживала. Десятки — увы безымянных! — мастеров трудились над созданием собора. Самое обидное, что историческая память не сохранила имён главных творцов — архитекторов, благодаря творческим усилиям которых и возник этот замечательный памятник древнерусской архитектуры Севера. Можно лишь предполагать, что они были из Ростова Великого.
Окончательно собор Сольвычегодска заблистал во всём своём великолепии в 1600 году, когда завершили его роспись. Храмозданная запись свидетельствует: «Лета от сотворения мира 7108, от Рождества же по плоти Бога Слова 1600, индикта 13, мая в 11 день, у Соливычегодской на посаде соборный храм каменный Благовещения Пресвятыя Богородицы начат подписывати внутри м с алтаря и с приделом Иоанна Богослова и с кружалы верхними около храма Благовещения Пресвятыя Богородицы настенным письмом московские иконники Федор Савин да Стефан Ярофеев со товарищи, и совершено того же лета августа в 29 день строением и повелением Никиты, Григорьева сына, Строганова». В 1613 году трёхтысячное войско пана Якова Яцкого «с товарищи, и русские воры-казаки» разграбило город. Пострадал и Благовещенский собор. Строгановы приложили все силы, чтобы восстановить былое великолепие храма. В 1630-х годах для собора выполнили новый пятиярусный иконостас, покрытый сложной золочёной резьбой. Его венчали двадцать девять сделанных из жести херувимов и серафимов, четырнадцать из которых были позолочены. Свой нынешний вид иконостас Благовещенского собора обрёл в 1690-е годы.
За свою долгую историю храм неоднократно менял свой облик, хотя все его достройки и перестройки никогда не искажали вид здания до неузнаваемости. Главы Благовещенского собора сооружены заново в ХVIII веке. В разное время перестройке подверглась южная галерея, был разобран пятишатровый придел. К северо-западному углу галереи некогда примыкала церковь-колокольня в честь Собора Богородицы, от которой сохранились два нижних яруса. Ныне существующая колокольня возводилась в 1819-1826 годах. Она появилась после опустошительного пожара 1819 года, сильно повредившего храм. К тому времени эпоха могущества Строгановых уже отошла в прошлое.
Во второй половине ХVIII века Сольвычегодск, оказавшийся в стороне от торговых путей, постепенно превратился в тихий провинциальный городок. Богатых покровителей Благовещенский собор не имел, и, чтобы его отремонтировать, пришлось продать в Москву много икон, золотых и серебряных окладов, жемчуга и драгоценных камней. А в 1830-х годах старообрядцы федосеевского согласия сумели провести сделку о списании якобы «ветхих» икон, в результате чего собор лишился большого числа старинных строгановских образов. Возможно, чуть улучшила положение собора Успенская церковь 1764 года постройки, приписанная к нему, а в конце ХVIII века бывшая обычной приходской, но точных сведений на этот счёт не имеется.
Современная история Благовещенского собора началась в 1919 году, когда главный храм рода Строгановых был превращён в музей. Благодаря подвижничеству замечательных учёных в это критическое для отечественной культуры время были сохранены многие художественные и культурные ценности. В этом ряду подвижников музейного дела необходимо упомянуть первого директора Сольвычегодского музея Ивана Ильича Томского. Благодаря целенаправленной и самоотверженной деятельности И. И. Томского было сохранено здание Благовещенского собора и собрания церковного искусства, имеющие мировое значение и по праву вписанные в золотые страницы истории культуры и искусства России.
По единогласной оценке специалистов, Благовещенский собор Сольвычегодска принадлежит к распространённому в ХVI веке типу городского храма крупных размеров. Собор — трёхапсидный и пятиглавый, поставлен на высокий подклет и окружён галереей с приделами. Толщу стен подчёркивают сильно выступающие наподобие контрфорсов лопатки. Они делят стены на обособленные прясла, завершённые большими полукружиями закомар, по которым первоначально шла кровля. пять венчающих здание световых глав с гранёными барабанами, согласно мнению историка искусства Г. Н. Бочарова, плохо соответствует общему стилю архитектуры собора: они появились в ХVIII веке, заменив прежние главы с цилиндрическими барабанами.
Своеобразие собора заключается в уникальности его пространственного построения. Объём собственно храма сильно развит по поперечной оси «север-юг». Узкие боковые фасады имеют только два прясла, а широкие восточный и западный — три, превосходя первые на одно деление. Подобная оригинальная композиция значительно отличается от традиционных объёмных построений храмов, кубических или вытянутых в продольном направлении. Она обусловлена новой внутренней структурой самого собора, его двустолпной конструкцией, которая и определила внешние формы. Окружает храм двухъярусная галерея. Её глухой и нерасчленённый нижний ярус лишь кое-где прорезан узкими небольшими оконцами. Вместе с другими помещениями подклета — палатками и тайниками — этот ярус служил в качестве кладовых для хранения многочисленных товаров, ценностей и казны Строгановых. Над ним расположена арочная галерея на столбах с парапетом из ширинок. Первоначально галерея была открытой, но в конце ХVI века её заложили и превратили в паперть. Огибая собор с трёх сторон, она прежде оканчивалась у восточных углов приделами: с севера — тремя тёплыми во имя святителя Николая, Алексия митрополита и Симеона Столпника: с юга — небольшим одноапсидным во имя Трёх Святителей.
Ещё один храм с тремя приделами: Феодора Сикеота, Рождества Богородицы и апостола Петра, возник несколько позднее (около 1646 года); он возвышался на юго-западном углу галереи, являясь самостоятельной приходской церковью для дворовых людей Строгановых. Массивные стены собора почти лишены декора, а тот, что имеется, — чрезвычайно скромен. Широкий узорный пояс отделяет прясла стен от закомар. Он состоит из двух рядов бегунца, разделённых поребриком, двойного пояска зубчиков внизу и прямоугольных нишек с валиком наверху. Высокие, вытянутые оконные проёмы собора обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Наличники — перспективные, выделяются на фоне стены за счёт нескольких утопающих один за другим рядов, выложенных профилированным кирпичом. Украшают наличники псевдодыньки, бусины и жгуты. Вероятно, облик наличников был определён обликом традиционных для московского зодчества порталов, в ХVI веке широко распространившихся по России. В каждой из трёх закомар западной стены собора, завершающих прясла, размещены живописные композиции. Левая — Рождество Богоматери, правая — Рождество Христово. В центральной закомаре изображён сидящий на троне Иисус Христос в окружении ангелов с рипидами. У подножия трона стоят Богородица и Иоанн Креститель. Левой рукой Христос придерживает открытое Евангелие, на страницах которого читается: «Аз есмь свет миру».
Особенно интересны в соборе фрески. Первоначальные росписи были созданы в 1600 году. Фрески несколько раз поновлялись в течение ХVIII-ХIХ веков, но их композиция не менялась. Обращает на себя времание и иконостас собора, созданный в 1630-е годы. Окончательный свой вид он приобрёл в конце ХVII века. Особо примечательны в иконостасе царские врата. Они украшены прорезными золочёными оловянными накладками с подцвеченным слюдой фоном. У юго-восточного столба собора, неподалёку от царских врат, находится архирейское моленное место (в ряде работ его называют ктиторским моленным местом Строгановых). По своим формам оно восходит к царскому тронному месту Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Здание имеет длину 36 метров, ширину — 32 метра, высоту — 30 метров. Колокольня классического стиля — это массивное и парадное сооружение, типичное для первой трети ХIХ века, состоит из двух мощных четырёхгранников и крупного цилиндрического яруса звона, увенчанного высоко вздымающимся шпилем. К сожалению, шпиль погнулся от времени и ждёт своей реставрации.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №14, 2012 г.
К концу 1560-х г.г. Аника Федорович Строганов с сыновьями и внуками владел большими материальными, производственными и людскими ресурсами. Будучи уже в преклонном возрасте, он задумал построить храм — благодарение Богу за свой успех и талант, в вечное поминовение предков и всего рода. Строгановы построили свой собственный домовый храм для себя и своих людей, сами содержали большой штат священнослужителей. Строили «своею казною» все представители строгановской династии.
Строительство храма началось в 1560 г. В 1584 г. он был освящен как домовая церковь семьи Строгановых. С начала XVIII в. собор стал городским приходским храмом. Внешний декор его сильно изменился в связи с пожаром 1819 г. Сгорели приделы собора, и частично разрушился сам собор. Серьезной перестройке подверглись северная и южная галереи, с восточной стороны появились контрфорсы. С южной стороны была пристроена теплая церковь, у северо-западного угла храма вместо прежней колокольни, бывшей в башне, в 1826 г. воздвигнута новая колокольня, через которую был сделан вход в собор. С 1 мая 1919 г. в здании Благовещенского собора находится Сольвычегодский музей. Дата постройки: 1560-1584, 1819-1826 г.г.
Благовещенский собор города Сольвычегодска — один из древнейших памятников каменной архитектуры Русского Севера, выдающийся памятник северного зодчества; яркий образец нового типа русской каменной архитектуры, возникшего в XVI в. на смену широко распространенной четырехстолпной системе. Включает в себя архитектуру XVI и XIX в.в. Кирпичное, оштукатуренное здание — характерный для XVI в. городской храм крупных размеров, трехапсидный и пятиглавый, поставленный на высокий подклет, и окруженный галереей с приделами. Благодаря постановке на подклет основной объем здания, размерами 36х32 м, возносится вверх на 33 м. Его массивные стены решены в суровом средневековом духе и почти лишены декора; толщину их подчеркивают сильно выступающие наподобие контрфорсов лопатки. Они членят стены основного объема на обособленные прясла, завершенные большими полукружиями закомар, по которым шла первоначально кровля. Завершен храм пятью световыми восьмигранными барабанами (центральная несколько крупнее угловых) с восьмидольными главками и крестами. Три полукруглые апсиды (центральная слегка больше боковых) достигают более чем половины высоты храма. На центральную апсиду поставлена небольшая глава с восьмигранным барабаном и луковичкой и крестом.
В декоре главное место принадлежит узорному поясу из поребрика, валиков, волчьего зуба. Необычность объемно-композиционного построения собора довершает своеобразная церковь-колокольня, поставленная на северо-западном углу галереи в виде граненого столпа с открытым звоном и главкой. Два её яруса сохранилось: нижний с плоскими арочными нишами и второй с лопатками и маленькими окнами. На колокольне висело 12 колоколов, каждый из которых имел собственное имя. Немногие из колоколов были перенесены на огромную позднеклассическую колокольню, построенную в 1819-1826 г.г. на месте более скромной по размеру первоначальной. Это тяжеловесное и парадное сооружение состоит их двух массивных четырехгранников и крупного цилиндрического яруса звона, увенчанного высоким вздымающимся шпилем. Внутреннее пространство основного храма двустолпное. Сводчатые перекрытия преимущественно коробовые. Сохранились иконостасы главного храма и приделов, фрески, предметы декоративно-прикладного искусства.
http://kotlaslib.aonb.ru/
Комплекс Благовещенского собора складывался на протяжении второй половины XVI — конца XIX в.в. Собор поставлен на средства купцов Строгановых в 1560-1984 г.г. Храм был частично перестроен в XVIII веке. После пожара, в 1819-1826 г.г. заново сооружен южный придел и колокольня собора. В 1826 г. сооружена часовня-усыпальница Строгановых. Благоустройство территории Благовещенского собора относится ко второй половине XIX века. В 1869 г. была возведена деревянная набережная, укрепляющая береговой обрыв Вычегды (набережная не сохранилась). Территория собора была обнесена оградой с угловыми башнями и воротами. В 1887 г. в юго-западном углу ограды построена часовня в честь святого князя Владимира. Часовня в северо-западном углу была поставлена в 1890-х г.г. в честь «чудесного спасения» императора Александра III. Дата постройки: Благовещенский собор (1560-1584, 1819-1826 г.г.), часовня-усыпальница Строгановых (1826 г.), ограда (вторая половина XIX в.), часовня святого князя Владимира (1887 г.).
Расположен комплекс на высоком правом берегу реки Вычегды. К Вычегде он обращён южной стороной. С севера и запада вдоль границы участка проходит Музейный переулок. В нескольких метрах к востоку расположено небольшое озеро. Комплекс занимает небольшой участок, по конфигурации близкий к прямоугольной трапеции. Архитектурный комплекс включает разновременные постройки, выдержанные в различных стилях. Архитектурной доминантой комплекса является стоящий в центре монументальный пятиглавый трёхаспидный с галереями и приделами собор на подклете, выстроенный в характерных для второй половины XVI в. формах. К нему примыкает высокая трёхъярусная колокольня в стиле позднего классицизма. В нескольких метрах к северу от храма расположена часовня-усыпальница Строгановых в стиле позднего классицизма. Территория по всему периметру обнесена невысокой оградой. В настоящее время в комплекс Благовещенского собора входят: Благовещенский собор, часовня-усыпальница Строгановых, ограда с двумя часовнями (северо-западной и юго-западной), двумя башнями (северо-восточной и юго-восточной ), двумя воротами (северными и западными) и двумя калитками (южной и восточной), часовня святого князя Владимира.
Благоустройство территории Благовещенского собора относится ко второй половине XIX в. В 1869 г. возведена деревянная набережная, укрепившая береговой обрыв Вычегды. Территория собора была обнесена оградой с угловыми башнями и воротами. В 1887 г. в юго-западном углу ограды (вероятно, на месте башни) построена часовня с двумя иконами на её фасадах — Спаса и Владимира, в память посещения собора в 1885 г. великим князем Владимиром Александровичем. В 1890-х г.г. была поставлена часовня в северо-западном углу в честь «чудесного спасения» императора Александра III. Дата постройки: вторая половина XIX в.
Ограда с двумя часовнями (северо-западной и юго-западной), двумя башнями (северо-восточной и юго-восточной), двумя воротами (северными и западными) и двумя калитками (южной и восточной). Территория комплекса Благовещенского собора по всему периметру обнесена невысокой оградой — кирпичными квадратными в сечении столбами на низком парапете, между которыми сделана металлическая решетка несложного рисунка. С запада, на центральной оси собора, и с севера, напротив колокольни, в линию ограды включены кирпичные трёхпролётные ворота. Арочные проемы (центральный выше боковых) увенчаны по центру глухими восьмигранными барабанчиками с луковичными главками. Ворота почти одинаковые по композиции, однако, средние пилоны западных ворот с внешней стороны украшены трехчетвертными колоннами. Кроме того, на западных воротах у боковых проемов отсутствуют венчающие барабанчики. Вместо них шаровидные главки с крестами поставлены на цилиндрические постаменты. В боковых проемах обоих ворот сохранились одностворчатые железные решетки, по рисунку напоминающие решетку ограды.
В восточной и южной линии ограды устроены две одинаковые кирпичные калитки — повышенные арочные перемычки между двумя пилонами, завершенные восьмигранными барабанчиками. С внешней стороны пилоны обработаны прямоугольными нишами. Северо-западный угол ограды закрепляет кирпичная часовня. Квадратный в плане объем имеет с каждого фасада треугольные полуфронтоны в завершении. Восьмигранный глухой барабанчик луковичной главкой увенчивает композицию. На каждом фасаде расположено по одному арочному проему (с запада — входной проем, с севера и юга — окна, с востока — ложное окно). Окна обрамлены рамочными наличниками, над входом — киот. Углы часовни закреплены массивными лопатками. Внутри часовни сохранилась рама для иконы, приставленная к восточной стене.
Часовня в юго-западном углу ограды проще по архитектуре. Квадратное в плане строение с четырехскатной кровлей завершено глухим восьмигранным барабаном с луковичной главой. Фасады почти во всю плоскость расчленены нишами. С юга — оконный проем, с запада — входной. Восточные углы ограды закреплены глухими гранёными башнями. На высоком нижнем ярусе помещён низкий верхний. К северо-восточной башне с юга примыкает прямоугольный в плане объем с одним помещением внутри. Входит в состав комплекса Благовещенского собора.
Мехреньгина З. Н. Чем богато «захолустье»? / З. Н. Мехреньгина // Музей. — 2009; Бочаров Г. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г. Бочаров, В. Выголов. — М., 1983; Подъяпольский С. С. Сольвычегодск / С. С. Подъяпольский // Подъяпольский С. С. По Сухоне и Северной Двине. — М, 1968