Сольвычегодск. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Первый деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа построили в 1571 году. В то время в городе свирепствовал мор. Для того чтобы «отвратил Всемилостивый свой праведный гнев» от православных христиан, по обету за один день — 16 августа — построили церковь. Отсюда и ее название — «обыденная». Эпидемия продолжалась год и 117 дней. Храм пострадал в 1613 году во время литовского нашествия. В 1638 году по благословенной грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама II была возведена новая деревянная церковь — Спасообыденная. А поскольку Вычегда сильно размывала берег, храм перенесли на более высокое место.
В 1691-1697 годах на месте деревянной построили каменную одноэтажную теплую церковь, а в 1730 году надстроили высокий второй этаж с холодным храмом. В 1865 году купцы Хаминовы расширили внизу окна, чтобы в здании было больше света. Они же построили новый иконостас, а в 1892 году — шатровую колокольню с переходом. Через семь лет обширный двухэтажный придел почти закрыл северный фасад. Будучи одним из первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная церковь стала прототипом многих последующих культовых зданий города.
Двухъярусное трехчастное здание с высоким нижним этажом, над которым возвышается основной храм — бесстолпный, двусветный куб с небольшой пониженной папертью с запада и пятигранным суженным алтарем. Хорошо скомпонованное венчание церкви типично для первой половины XVIII века: выпуклая кровля с небольшим световым восьмериком и маленькой главкой на тонкой шейке (переделана в XIX веке). Особенностью этого сооружения является ступенчатость его композиции, наиболее заметная с восточной стороны. Внешнее убранство церкви тяготеет к формам нарышкинского барокко рубежа XVII-XVIII веков. Парные полуколонки с белокаменными капителями красиво и четко членят стены верхней церкви, располагаясь на углах и между окнами, окна украшают нарядные наличники с полуколоннами и разрезными фронтончиками. Лишь возникший ранее нижний ярус имеет более архаичный декор. Его парные полуколонки, короткие и приземистые, лишены капителей и вообще каких-либо деталей из белого камня, а окна с простыми рамочными обрамлениями с килевидными кокошниками. Дата постройки: 1691-1697, 1730, 1890-е годы.
После Октябрьской революции 1917 года, несмотря на разрушения, в храме продолжали проходить службы. Духовенство подвергалось преследованиям. В 1925 году из храма были переданы церковные ценности в Сольвычегодский государственный музей. Часть из них была изъята в мае 1922 года «на помощь голодающим». В годы богоборчества храм был осквернен: крест с четверика сняли. В период репрессий церковь служила перевалочной базой для заключенных, направлявшихся из Котласа вверх по Вычегде. В послевоенное время на первом этаже Спасообыденного храма размещались гараж местного совхоза и склад ГОРПО, а на верхнем — общежитие для рабочих. Дважды там располагался магазин (последний раз — в период с начала 1978 до середины 1993 года). В 1960-е годы справа от входа в храм размещался городской тир. В июне 1987 года ураган снес крест с шатровой колокольни. Сам крест имел одну интересную особенность: его поверхность покрывали зеркальные пластины. Указывая путь потерявшимся в дороге или в лесу, он служил маяком для местных жителей. Восстановлен в 2004 году. Золоченый крест на Спасообыденной церкви был восстановлен в 2011 году.
http://kotlaslib.aonb.ru/rai-pam-spasobyden_cerkov.html

Ограда с воротами Спасообыденной церкви
Металлическая решетка с белокаменным парапетом на валунном цоколе с забутовкой обломками кирпича. Ограда имеет трехгранный выступ по конфигурации с восточной стороны. Западные углы прямые. Решетка ограды с несложным орнаментальным рисунком делится на прясла металлическими круглыми в сечении столбиками. С запада на центральной оси церкви и с юга, напротив входа в нижний этаж, расположены ворота — два пилона, украшенные спаренными лопатками и завершенные килевидными кокошниками. Дата постройки: 1890-е г.г.
Скрипова И. Спасообыденная церковь / И. Скрипова // Двинская правда, 1999

В приходе на 1874 год было две церкви: Спасская – главная, Преображенская — приписная. До 1873 г. обе церкви были самостоятельными приходскими. В 1873 г. закрыто священническое место при Спасо-Преображенской церкви, её прихожане приписаны к Спасской церкви.
В 1638 г. построена новая деревянная Спасообыденная церковь, на месте старой обветшавшей, по благословенной грамоте Варлаама II, Митрополита Ростовского и Ярославского.
В переписной книге 1710 года указан Спасский приход, а в нём две церкви — холодная деревянная церковь Спаса Нерукотворенного Образа, «клетски верх шатровой», и каменная тёплая церковь Происхождения Честного Креста Господня. Каменная церковь постепенно достраивалась, в ней были освящены престолы в честь Нерукотворного образа Спасителя, преп. Сергия Радонежского, Архангела Михаила.
В 1788 г. при Спасской церкви числилось 134 человека, в 1868 г. — 206.
Согласно переписной книге 1710 года, в Преображенском приходе существовали две деревянные церкви — церковь Преображения Господня, холодная, с приделом, о трех главах, и церковь св. мучеников Фрола и Лавра, тёплая, с приделом, «древяная верх клинчатой», об одной главе. В 1777 г. построена каменная Преображенская церковь с престолом в честь апостола Андрея Первозванного (!).
В 1788 г. при Преображенской церкви числилось 182 человека, в 1868 г. — 257.
Примечание: Церкви Архангельской области (в 1916 году находились на территории Сольвычегодского уезда и относились к Вологодской епархии)
Источники: ВЕВ. — 1873, №20; Выписка из переписной книги 1710 года Соливычегодского уезда (Архангельская пустынь и Лальский погост, лл. 490-517) опубликована в книге: Пономарев И. «Сборник материалов для истории г. Лальска Вологодской губ.» В. Устюг, 1887. Т. 1. (1570-1800 г.г.); Перепись 1710 года: Архангелогородская губерния: Переписная книга города Соливычегодска переписи стольника Ивана Романовича Цымерманова (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1082. Л. 1-32); ВЕВ. — 1874. — Приложение к офиц части; Дополнения к статье Савваитова П. И. Об учреждении Вологодской епархии. ВЕВ. — 1865. — №6. — Прибавления; С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. ВЕВ. — 1872. — №18. — Прибавления.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?