За Германовской церковью, в подклетах Свято-Троицкого собора, находятся усыпальницы. Это также наиболее почетные для погребений места. Напротив входа в подклет расположена часовня-усыпальница преподобного Иринарха, где под спудом покоились его мощи. Каменная усыпальница, сменившая деревянную, была устроена в 1753 году. Игумен Иринарх руководил обителью с 1614 по 1626 гг. Он немало сделал для укрепления обороноспособности монастыря и его приграничных материковых вотчин, вступал в дипломатические переговоры со шведами, его стараниями было заключено перемирие с неприятелем. Игумен благословил преподобного Елеазара на пустынножительство на Анзере, а сам последние два года жизни провел в безмолвии в пустыни. Скончался преподобный Иринарх в 1628 году.
http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/
Иринарх († 17.07.1628, Соловецкий мон-рь), прп. (пам. 17 июля, 9 авг. — в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Соловецкий, игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в 1613-1626 гг.
В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» — небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об. — 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни (Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв. // Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду / Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266).
Возможно, возведение часовни было связано с обретением мощей И., о к-ром сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. Объясняя в «Книге толкований и нравоучений» изречение прор. Исаии: «Вместо же праха взыдет мирсина» (Ис 55. 13), Аввакум пишет: «И ныне явился новой святой — Илинарх в Соловецком монастыре… Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне, яко мирсина, взошел, зело завонял (заблагоухал. — О. П.) во всю Русскую землю» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 522-523). Обретение мощей И. было истолковано Аввакумом как свидетельство Божией помощи находившимся в осаде соловецким насельникам и как обличение «никонианских» властей. Мощи И., по сообщению Аввакума, были обретены через 7 лет после начала осады Соловецкого монастыря, т. е. в 1675 г., вероятно 29 марта, поскольку этот день указан как день памяти И. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 35; Вяз. Q.87. Л. 97; Q.162. Л. 156 об.; Тит. № 94. Л. 152 об.; № 3117. Л. 133 об.; № 4765. Л. 161 об.; ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 140; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50; Маркелов. Святые Др. Руси. № 252. С. 135). По-видимому, мощи И. вскоре были вновь погребены, поскольку известно, что в 1678 г. они почивали под спудом, над могилой И. существовала деревянная часовня-усыпальница, в к-рой стояла рака. В 1753 г. деревянная часовня И. была заменена каменной, вместе с ней была перестроена и часовня прп. Германа. Работы выполнялись по инициативе архим. Геннадия (Дроздовского) холмогорскими каменщиками М. Авксентьевым «с товарищи». В 1856-1859 гг., во время строительства Троицкого собора с 2 приделами, часовня И. была вновь перестроена и оказалась в подклете собора.
21 сент. 1925 г. мощи И. были вскрыты комиссией, к-рой руководил зав. историко-археологическим отделом музея Соловецкого лагеря А. П. Иванов (в тот же день были вскрыты мощи прп. Германа, 22 сент.- мощи преподобных Зосимы и Савватия). В акте вскрытия указано, что под верхним слоем земли была найдена надгробная плита с надписью: «Здесь покоится тело преподобного Иринарха, Соловецкого чудотворца», под плитой находились мощи И. (Иванов А. П. Соловецкие мощи // Карело-Мурманский край. Л., 1927. № 4. С. 7-9). Составив акт о том, что «нетленных тел» не обнаружено, комиссия передала мощи в историко-археологический отдел музея, находившийся в Благовещенской ц.; там св. останки И. были выставлены в застекленном деревянном ящике (Иванов А. П. Памятники Соловецкой древности до XVII в. // Мат-лы Соловецкого отд. Архангельского об-ва краеведения. Соловки, 1926. Вып. 1. С. 31). 19 янв. 1940 г., после закрытия Соловецкого лагеря, мощи Соловецких святых были увезены в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве, в 1946 г., после закрытия ЦАМ, переданы в Гос. музей истории религии и атеизма в Ленинграде (ныне Гос. музей истории религии). Неизвестно, находились ли среди этих святынь мощи И.
http://www.pravenc.ru/text/673965.html