В 6 километрах к северу от пристани «Захарьевский Рудник» (пос. Сланцевый Рудник) Ульяновского района, на крутом правом берегу Волги, в прошлом находился один из старейших монастырей епархии — Симбирская Соловецкая мужская пустынь (иногда называемая Симбирских гор Соловецкая пустынь). Основанная в тогда еще глухих лесах, она служила местом уединенного подвига не одного поколения монашествующих. Кем и когда основана пустынь — точно неизвестно. Мнения авторов, исследовавших историю пустыни, на этот счет разделяются: К. Невоструев и А. Яхонтов считают, что пустынь на этом месте основана позже 1670 г. — после нападения на г. Симбирск Степана Разина; П. Мартынов и А. Смеловский считают, что пустынь основана намного раньше — вероятно, даже до основания г. Симбирска. Здесь будут рассмотрены и сравнены обе эти версии.
1. По мнению К. Невоструева и А. Яхонтова, происхождение Соловецкой пустыни связано с Симбирским Успенским монастырем. В подтверждение этого приводится грамота о кресте (этот крест с мощами, присланный митрополитом Маркеллом, хранился в Кафедральном соборе г. Симбирска), данная в 1695 г. Казанским митрополитом Маркеллом, где содержится фраза: «в церкви Смоленския Божия Матери, где прежде сего монастырь бывал». Из того, что в Смоленскую церковь — Смоленская церковь находилась на занятом сейчас садами Волжском косогоре, ниже выхода к нему ул. Рылеева (б. Смоленской) — были перенесены иконы из Соловецкой пустыни после упразднения последней в 1764 г., а также из того, что в Смоленской церкви существовал придел во имя свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, сторонниками версии о позднем основании пустыни делается предположение, что в грамоте упоминается о Смоленско-Соловецком ските Симбирского Успенского подгорного монастыря, который, вероятно, находился на месте Смоленской церкви. После нападения на город в 1671 г. Ст. Разина, разорившего и сжегшаго Успенский монастырь, монахи ушли на север от Симбирска в леса, где и основали новый монастырь — Соловецкую пустынь. После разгрома Успенский монастырь был отстроен заново и часть монахов вернулась обратно, а часть осталась жить в новой пустыни. Более раннее основание Соловецкой пустыни сторонники этой версии считают маловероятным, так как ни в одном документе до 1671 г. пустынь не упоминается Сторонники версии о более раннем основании пустыни отсутствие упоминаний о ней в документах до 1671 г. считают следствием утраты большой части документов при пожарах, а также то, что старинные грамоты «писались не всегда с исчерпывающей полнотой».
2. По другой версии, Соловецкая пустынь основана задолго до основания Симбирска. А. Смеловский считает, что в грамоте о кресте слова «где прежде сего монастырь бывал» относятся к Успенскому монастырю, бывшему в то время единственным мужским монастырем в Симбирске, а выражение «бывал» указывает на то место, где находился Успенский монастырь до разгрома его Ст. Разиным. В качестве одного из аргументов в пользу раннего основания пустыни сторонники этой версии дают ссылку на два документа — воеводскую грамоту 1589 г. и «Сказание о жизни преподобнаго Макария», где упоминается о пустыни, находившейся на Волге, ниже г. Тетюш и севернее Симбирска (В воеводской грамоте 1589 г. говорится о пожаловании, согласно царскому наказу, пустоши пустынному монастырю, «что стал ниже Тетюшева города». В сказании о жизни преп. Макария упоминается монах Авраамий, который подвизался «в горах северных, пределах города Синбирска, в монастыре Тетюшевском», и делают предположение, что здесь имеется в виду Соловецкая пустынь, которая была единственной от Симбирска на север до Тетюш (А. Яхонтов предполагает, что в этих документах имеется в виду другая пустынь, находившаяся в Карсунском (Аргашском) уезде (хотя Карсунский уезд и расположен не к северу, а к западу от Симбирска и в стороне от Волги). Отсутствие же названия пустыни «Соловецкая» в этих документах объясняется тем, что такое название пустынь получила позднее (что вполне вероятно, так как до 1743 г. главной церковью пустыни являлась Воскресенская).
По мнению А. Смеловского, пустынь не могли основать монахи, бежавшие от Ст. Разина после разорения им Симбирского Успенского монастыря, так как более безопасно для них было укрыться вместе с жителями города в городской крепости, а не уходить в леса, где в те времена было много разбойников, и спасаясь от одних, они могли погибнуть от руки других. Если же пустынь существовала на этом месте уже продолжительное время, иноки-пустынножители, живя долго уединенной жизнью и привыкнув ко всем опасностям, с которыми была сопряжена жизнь в лесах, могли найти силы остаться в пустыни и при увеличении числа разбойничьих шаек, связанном с приходом в Симбирск Ст. Разина.
Но наиболее веским доказательством более раннего основания пустыни (по крайней мере до 1671 г.) можно считать то, что в акте отвода земли под пустынь в 1671 г. (первое достоверное письменное упоминание о пустыни) написано: «по челобитью тое ж пустыни старца Феодосия с братиею, и ведено им под пустыню отвести против прежняго и учинить межи и грани и всякие признаки», а также упоминание в этом акте уже существовавшей дороги, «по которому ввозу ездят из Соловецкой пустыни на гору в слободы». Из выражения «против прежняго» т. е. не так как раньше, когда иноки пользовались землей свободно, что уже было невозможно после выделения земель, окружавших монастырь, в частную собственность, а также существования уже в то время дороги из пустыни в город, можно сделать уверенный вывод, что Соловецкая пустынь основана ранее 1671 года на свободных, неразмежеванных землях. Кроме того, если в 1671 г. на Симбирской горе было произведено размежевание, и земли переданы в частную собственность, то вероятно после этого года иноки уже не могли свободно построить здесь обитель, приобретение же земли под пустынь у частных владельцев наверняка было бы отражено в документах — «купчих на землю». Следовательно, возникновение пустыни более вероятно отнести к тому времени, когда никакого частного владения землей в этих краях еще не существовало — т. е. не позднее середины XVII века. Но точно определить дату основания пустыни — середина XVII в. или намного раньше (конец XVI в.) — установить уже невозможно.
В 1670 г. Соловецкая пустынь была разорена и сожжена сообщниками Ст. Разина, но вскоре с помощью жителей Симбирска начала отстраиваться и к 1675 г. была уже возобновлена.
Все строения в Соловецкой пустыни были деревянными. Первая церковь — однопрестольная, освящена была во имя Обновления храма Воскресения Христова. Окружала пустынь квадратная в плане деревянная ограда с воротами на южной стороне и небольшой надвратной церковью во имя свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев (А. Яхонтов и П. Мартынов сообщают (без указания первоисточников и точной датировки), что Воскресенская церковь имела придел во имя св. преп. Зосимы и Савватия, а надвратная церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правда, не приводя при этом ссылки на первоисточник этих сведений и датировку их. Но А. Соловьев приводит опись пустыни 1739 г., где указано, что в пустыни было только две церкви, имевших по одному престолу: Воскресенская и «на вратах» — Зосимо-Савватиевская, а в описи 1763 г. тоже показаны две одпопрестольных церкви. Версию о существовании в пустыни двух отдельных церквей, как подкрепленную документально, можно считать наиболее вероятной. В связи с этим пустынь называли иногда Воскресенским монастырем, иногда — Соловецкой пустынью. По данным описи 1739 г., в пустыни также имелись: «настоятельских и братских келий семь, длиною на 20, поперег на 3 саженях (42,7х6, 4 м), хлебная да скотская изба с сенми, длиною на 8, поперег на 3 саженях (17х6,4 м), амбар ветхий, длиною на 4 саженях, поперег тож (8,5х8,5 м), напогребица, длиною на 3, поперег на 2 саженях с половиною (6,4х5,3 м). В 1764 г. Воскресенская церковь уже упоминается как теплая.
В 1743 г., при строителе иеромонахе Ионе, в пустыни построена еще одна церковь — тоже деревянная, холодная, однопрестольная, освященная 2 июля 1743 года во имя св. преп. Зосимы и Савватия (Сведения об этом содержатся в надписи на храмозданном кресте, хранившемся после упразднения пустыни в 1764 г. в Симбирской Смоленской церкви). Эта церковь существовала до упразднения пустыни в 1764 г. Судьба двух остальных церквей после 1743 г. точно неизвестна. По описи 1763 г., в пустыни существовало уже только две церкви — Зосимо-Савватиевская (та, что построена в 1743 г.) и Воскресенская.. Была ли это та же Воскресенская церковь, которая упоминается по описи 1739 г., или же она была по ветхости разобрана, а во имя Обновления храма Воскресения Христова освящена надвратная церковь, точно неизвестно. Так же и надвратная церковь — была ли она переименована после освящения новой Зосимо-Савватиевской церкви, или по ветхости была упразднена, из сохранившихся документов выяснить довольно трудно. О судьбе надвратной и Воскресенской церквей разные исследователи истории Соловецкой пустыни приводят различные версии.
Соловецкая пустынь никогда не была богатым монастырем. Она не имела жалованных государевых угодий, оброчных мельниц, крестьян. В 1671 г. пустыни было отведено 40 десятин угодий (43,7 га). В конце XVII в. пустыни были даны луга на волжском острове, лежавшем напротив монастыря и получившем поэтому название Соловецкого, которое сохранялось долгое время и после упразднения монастыря в 1764 г. Площадь острова была около 20 десятин (21,85 га). Между пустынью и этим островом на Волге монастырю принадлежали рыбные ловли.
В середине XVIII в. монастырю уже принадлежало 249 дес. 1162 саж. (272,3 га) земли для покосов, в том числе 188 дес. 482 саж. (205,6 га) удобной и 61 дес. 680 саж. (66,7 га) неудобной. Монастырю принадлежали и прилегающие к нему земли, покрытые лесами, площадь которых вместе с местом, занимаемым самим монастырем, составляла 21 дес. 1551 саж. (23,6 га). На этих землях, с северной и западной сторон монастыря монахами был разбит большой яблоневый и вишневый сад и устроен пчельник. Как луговые, так и лесистые земли приобретены были в основном в конце XVII века.
Указом Петра и пустынь стала получать по 10 руб. и по 10 четвертей хлеба на каждого монаха в год; с 1705 г. это жалованье, по случаю шведской войны было уменьшено до 5 руб. и 5 четвертей хлеба. Но выплачивалось оно крайне нерегулярно, поэтому монахам приходилось больше надеяться на пожертвования и на средства от паломников. В связи с небогатством монастыря, удаленностью его от населенных пунктов, а также, главным образом, из-за частых набегов разбойников, численность братии Соловецкой пустыни была небольшой.
В 1725 г. Казанский архиерейский приказ из-за постоянных грабежей пустыни вынужден был временно закрыть ее. В это время здесь проживало 29 монахов; 15 человек были переведены в Кукорский Покровский Монастырь, а 14 — в Спасский Чепочкин. Но жители Симбирска, нуждавшиеся в пустыни, стали ходатайствовать о ее открытии и обязались ежегодно выдавать на каждого монаха по 5 руб. и 6 четвертей хлеба. Указом Казанского архиепископа Сильвестра от 5 декабря 1726 г. пустынь вновь была открыта, а все иноки возвращены назад. Однако опасности от постоянных нападений разбойников, а также направленные против монашества и притеснявшие его указы сначала Петра I, а затем и Анны Иоанновны, сильно затруднявшие жизнь иноков, не оставались без последствий. Численность братии Соловецкой пустыни постоянно уменьшалась. В 1739 г. здесь жило уже только 8 человек: игумен, 5 рядовых монахов и 2 бельца (священник и дьякон); в 1749 г. — 10 человек — настоятель и 9 человек братии; в 1759 г. пустынь опустела — в ней не осталось ни одного монаха. В 1763-1764 гг. (перед упразднением пустыни) здесь жило 3 человека — настоятель иеромонах Иоанникий (Иеромонах Иоанникий числился в штате Симбирского Покровского монастыря по 1783 г. включительно и вероятно в конце 1783 — начале 1784 г. умер), иеромонах Адамий и монах Авраамий. В силу указа Императрицы Анны Иоанновны от 1731 года Соловецкая пустынь, несмотря на свою бедность, как и все остальные монастыри, должна была содержать отставных людей военного звания.
С воцарением Императрицы Елизаветы Петровны, отличавшейся религиозностью и благочестием, отношение правительства к монастырям и монашествующим было изменено. Облегчение почувствовала и Соловецкая пустынь — в 1743 г., как уже было выше отмечено, иноки смогли построить новую церковь во имя свв. преп. Зосимыи Савватия Соловецких. В 1751 г. Соловецкая пустынь уже является приписной к Симбирскому Покровскому монастырю, но только экономически — не имея возможности предоставить жилье отставным военным инвалидам, пустынь посылала средства инвалидам, проживавшим в Покровском монастыре. Указы и настоятели продолжают посылаться в пустынь не из Покровского монастыря, а непосредственно из Казанской духовной Консистории.
Хотя в 1761 г. был отменен указ о пострижении в монашество только с Высочайшего дозволения, для Соловецкой пустыни, доживавшей последние годы своего существования, это уже было позднее облегчение. С воцарением Императрицы Екатерины II, при учреждении монастырских штатов в 1764 г., Соловецкая пустынь, как малочисленная, была упразднена, а братия ее из трех человек — настоятеля иеромонаха Иоанникия, иеромонаха Адамия и монаха Авраамия, переведена в Симбирский Покровский монастырь.
По описи 1763 г., Соловецкая пустынь перед закрытием имела следующий вид. Здесь было две деревянных церкви. Первая церковь — холодная, крытая тесом, однопрестольная, во имя свв. преп. Зосимы и Савватия, одноглавая, без колокольни. Она имела четырехугольную форму, размером в длину 5, в ширину 3 сажени (10,7х6,4 м). В церкви было 6 красных окон. В этой церкви выделялись: два благословенных креста: первый — серебряный, чеканный, позолоченный, второй — деревянный, в медном окладе; напрестольное Евангелие московской печати, обложенное красным бархатом, с серебряными позолоченными средником, евангелистами и наугольниками; двое сосудов, одни — серебряные, другие — оловянные, потир, дискос, звездица, два блюдца и лжица серебряные, а копие железное. Из икон наиболее значительными были: в алтаре за престолом образ Казанской Божией Матери с серебряными венцом и полями, образ Казанской Божией Матери без оклада — тоже в алтаре; на иконостасе в местном ряду по правую сторону от царских врат — образ Спасителя с серебряным венцом, образ Соловецких чудотворцев с серебряными позолоченными венцами, полями и цатами, образ Иоанна Предтечи, на южной двери — образ св. архидиакона Стефана; по левую сторону от царских врат — образ Смоленской Божией Матери с серебряными позолоченными венцами, на венцах были лопасти из алой тафты, по концам вышитые золотом с двенадцатью половинчатыми зернами и двумя подвешенными серебряными серьгами, образ св. Николая Чудотворца с серебряными позолоченными венцом и полями, образ Воскресения Христова в серебряном позолоченном окладе, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» без оклада; выше в двух ярусах иконостаса были размещены иконы двунадесятых праздников, апостолов, пророков и праотцев. На царских вратах были изображены написанные красками евангелисты; весь иконостас был расписан красками. На аналое находился образ свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких с серебряными позолоченными венцам», цатою и полями.
Вторая церковь — теплая, крытая тесом, однопрестольная, во имя Обновления храма Воскресения Христова, тоже одноглавая. Эта церковь имела в длину 7, в ширину -3,5 сажени (14,9х7,5 м), в ней было 5 красных окон. На церкви находилась деревянная колокольня с 4 большими и малыми колоколами. Воскресенская церковь была менее богата своим убранством, чем первая — Зосимо-Савватиевская. Благословенный крест здесь был деревянный, напрестольное Евангелие, тоже московской печати, было обложено красным трипом с медными средником, наугольниками и застежками. За престолом в алтаре находился образ Смоленской Божией Матери. На иконостасе в местном ряду по правую сторону царских врат находились: образ Спасителя, образ Обновления храма Воскресения Христова, образ свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких; по левую сторону царских врат — образ Казанской Божией Матери, образ Святой Живоначальной Троицы, образов. Николая Чудотворца. В трапезной части церкви находились образа: Святителя Иоанна Златоустаго, св. преп. Макария, Святителя Алексия Московского, образ Спаса Нерукотвореннаго.
Кроме двух церквей в пустыни в 1763 г. также находились следующие жилые и хозяйственные строения: сосновая строительская келья с сенями, кирпичной печью и четырьмя красными окнами, размером 5х2 саж. (10,7х4,2 м); хлебенная изба, в которой жил строитель, сосновая, размером 2х2 саж. (4,2х4,2 м), с одним красным окном и четырьмя Волковыми окнами, глиняной печью и сенями 2х2 саж. (4,2х4,2 м); иеромонашеская келья сосновая, с сенями, двумя красными и двумя Волковыми окнами и глиняной печью, размером 3,5х2 саж. (7,5х4,2 м); монашеская келья сосновая, с сенями, ветхая, размером 4х2 саж. (8,5 х 4,2 м), с двумя окнами Волковыми и глиняной печью; баня братская с предбанником, сосновая, размером 2х2 саж. (4,2х4,2 м); три сенных сарая, сосновых, размером 7х3 саж. (14,9х6,4 м), с двумя погребами под ними; хлебный амбар сосновый, размером 1,5х1,5 саж. (3,2х3,2 м) — очень ветхий; десять ульев с пчелами.
Пустынь была огорожена деревянной оградой, забранной в столбы, имевшей в плане квадратную форму, размером 50х50 саженей (106,7х106,7 м). С южной стороны ограды находились святые ворота, «под церковью». к 1764 г. ограда, долго не ремонтировавшаяся, уже находилась в полуразрушенном состоянии. В пустынь из города шла дорога, начинавшаяся от Казанского тракта.
О надвратной церкви в описи 1764 г. содержится лишь краткое указание на то, что она существовала, но как выглядела и какое имела наименование — не указывается. На этот счет существует несколько различных версий.В описи 1763 г. сообщается, что в пустыни «деревянных церквей две», теплая во имя Обновления храма Воскресения Христова и холодная во имя свв. преп. Зосимы и Савватия. Ни об одной из них не сказано, что она являлась надвратной, но при описании ограды пустыни сказано: «под церковью святые ворота». В связи с этим возникает вопрос: если одна из этих двух церквей являлась надвратной — почему автор описи не упомянул об этом? Если же ни одна из них не являлась надвратной, а надвратной была какая-то третья церковь, то почему в описи сказано, что церквей только две и при очень подробном описании их и находящейся в них утвари о надвратной церкви не сказано ни слова кроме того, что под ней — святые ворота.
По преданию, перед самым закрытием пустыни в ней началось строительство новой каменной церкви, но сложить ее успели только до окон. Однаковописи 1763 г. эта церковь не упоминается, что дает повод некоторым исследователям истории пустыни (например А. Соловьеву) считать это предание недостоверным. В начале XX в. на месте пустыни были видны следы бутового фундамента, имевшего квадратную форму, размером 8х8 саж. (17х17 м), который многие исследователи считали остатками недостроенной каменной церкви. И действительно, если сравнить размеры и форму этого фундамента с размерами и формами строений, описанных в описи 1763 г., ни одного похожего сооружения не обнаруживается. Поэтому вероятнее всего предположить, что эта недостроенная каменная церковь существовала, но во время составления описи 1763 г. находилась еще в таком «зачаточном» состоянии, что составитель описи не посчитал нужным упоминать о ней.
После упразднения пустыни церковь во имя свв. преп. Зосимы и Савватия вместе с иконами и утварью была перевезена в г. Симбирск к Смоленской церкви, где долгое время хранился деревянный храмозданный крест с надписью: «освятися жертвенник… во храме преподобных отец наших Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев при державе… Императрицы Елизаветы Петровны… по благословению Преосвяшеннаго Луки, Епископа Казанскаго и Свияжскаго, в лето мироздания 7251 (1743) июля 2-го». По надписи на этом кресте установлено время построения Зосимо-Савватиевской церкви, а также несколько пустынских икон: Смоленской Божией Матери — размером 6 четв. 1 вершок х 1 арш. (111х71 см), свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев — размером 1 арш. 1 верш. х 14,5 верш. (75,5х64,5 см) и св. Иоанна Предтечи — размером 7 четв.х1 арш. (124,4х71 см).
Вторая церковь в 1769 г. за 21 рубль была продана в с. Шумовку (в наст. время — Ульяновского р-на), где в 1770 г. сгорела. О том, какая это была церковь — надвратная или Воскресенская, существует несколько версий. Что это была именно надвратная церковь, хорошо видно из приведенного А. Соловьевым документа, где сообщается, что «за проданную Симбирскаго заказа в село Шумовку из упраздненной Симбирской Соловецкой пустыни состоящую на вратех церковь Божию деревянную деньги всего 21 рубль посланы от него (игумена) еще в прошлом 1769 году». Того же мнения придерживаются К. Невоструев и А. Смеловский и П. Мартынов. Но о наименовании этой церкви П. Мартынов сообщает, что это была Покровская надвратная церковь, А. Соловьев — что это была Воскресенская церковь, В. Красовский в предисловии к «Материалам по истории Симбирского края XVII-го и XVIII-го веков» А. Зерцалова пишет, что надвратная церковь называлась Зисимо-Савватиевской, а в Шумовку была продана Воскресенская церковь, а А. Смеловский и А. Яхонтов — просто пишут без указания наименования, что «другая церковь была продана в с. Шумовку». К. Невоструев пишет, что перед закрытием в пустыни было две церкви, одна во имя свв. преп. Зосимы и Савватия, а другая — «на вратах ограды, неизвестно, в чье наименование». Остальные монастырские постройки постепенно были расхищены жителями соседних сел и деревень
Известны имена следующих настоятелей Соловецкой пустыни, управлявших ею с 1671 г. (год первого письменного упоминания о пустыни) до 1764 г. (год упразднения пустыни). Пустынью попеременно управляли строители и игумены. Строитель отличается от игумена тем, что не имея сана игумена, является управляющим монастыря). 1) Строитель старец Феодосий — упоминается в отводной грамоте 1671 г. 2) Строитель иеромонах Михаил — упоминается в 1698 г. 3) Строитель иеромонах Василий — упоминается в 1702-1705 гг.; с 1703 г. является игуменом. 4) Игумен Иона, 1734 г. Отрешен от места за утрату 3 руб. 80 коп. монастырских денег и отправлен в Казань. 5) Строитель иерей Феодор Андреев — временно управлял монастырем в сентябре 1734 г. 6) Монах Аарон — временно управлял монастырем в октябре 1734 г. При нем упоминается казначей иеродиакон Иосиф. 7) Игумен Мелетий, ноябрь 1734 — 1735 г. 8) Строитель, а с 1740 г. игумен Макарий, 1738-1743 гг. 9) Строитель иеромонах Иона, из вдовых священников, 24 сентября 1743 — август 1751 г. Уволен по старости. 10) Иеромонах Питирим, из келарей Успенскаго Зилантова монастыря, август 1751 — 1752 г. В 1752 г. уже числится игуменом Жадовской пустыни. 11) Игумен Глеб, переведен, вероятно, из Жадовской пустыни, 1752- середина 1763 г.
Иногда в число братии Соловецкой пустыни вступали дворяне и помещики: например, в 1712 г. владелец с. Ртищевой Каменки Симбирского уезда (в наст. время — с. Полбино Майнского р-на) Афанасий Афанасьевич Ртищев, разделив детям имение, ушел в Соловецкую пустынь, где и умер в 1730 г.; в 1738 г. здесь жил монах из нижегородских помещиков Мартирий Веригин.
С закрытием Соловецкой пустыни в 1764 г. ее история не закончилась. Через полтора века пустыни было суждено вновь воскреснуть. После разрушения всех построек Соловецкой пустыни на месте алтаря одной из пустынских церквей была поставлена деревянная часовня. В 1892 г. крестьянином дер. Конно-Подгорной слободы Петром Михайловым Болтавским, снимавшим здесь рыбные ловли, вместо этой часовни построена новая, каменная часовня.
Земля, на которой находилась пустынь, и окружающий ее лес перешли во владение удельному ведомству, у которого ее приобрела в конце XIX в. вдова тайного советника София Андреевна Гулак-Артемовская, позже продавшая ее Крестьянскому поземельному банку. Соловецкий остров был пожалован тайному советнику Александру Гавриловичу Окуневу, но владели им помещики Кротковы и Столыпины. В 1816 г. у Кроткова остров купил Александр Алексеевич Столыпин. В конце XIX века Соловецкий остров принадлежал купчихе Алевтине Сергеевне Зотовой.
К концу XIX — началу XX в. место, занимаемое Соловецкой пустынью, выглядело следующим образом. На небольшой поляне между двумя оврагами, окруженной лесом, в 50 саженях (107 м) от Волги находилась изба лесного сторожа, оберегающего лес местной землевладельцы С.А. Гулак-Артемовской. Около избы были заметны следы бутового фундамента — вероятно принадлежавшего недостроенной каменной церкви, квадратного по форме, по 8 саженей каждая сторона (17х17 м); на месте алтаря этой церкви стояла каменная часовня. К западу от фундамента церкви были видны следы 15 ям, показывавших расположение келий и монастырских служб. Эти ямы, сначала шедшие в два ряда, расходились в разные стороны. В северной части поляны находилось несколько одичавших яблонь и вишен, показывавших расположение бывшего монастырского сада. Ныне берег сильно подошел к поляне и то расстояние до Волги, которое указывал Невоструев — порядка 100 метров, сократилось до 20-30.
В конце XIX в. уроженец Симбирской епархии епископ Вологодский и Тотемский Антоний (в миру — Михаил Семенович Флоренсов), зная память и любовь симбирян к закрытой почти 150 лет назад Соловецкой пустыни, принял решение помочь восстановить ее. Изыскав средства, он выкупил у Крестьянского поземельного банка принадлежавшую ранее пустыни землю в количестве 23 десятин (25,1 га), построил здесь два небольших деревянных дома с необходимыми хозяйственными постройками для помещения насельников пустыни.
В 1909 г. в пустыни появились первые монахи. В том же 1909 г. на средства благотворителей в пустыни построена небольшая деревянная однопрестольная церковь во имя свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. 5 сентября 1910 г. эта церковь была освящена Архиепископом Симбирским и Сызранским Иаковом и епископом Антонием в сбслужении ректора Симбирской духовной семинарии протоиерея А.В. Стернова, кафедрального протоиерея С.С. Медведкова и протоиерея М.Ф. Троицкого, в сопровождении пения архиерейского хора под управлением регента С. П.Я. Годинского, при большом стечении богомольцев из окрестных селений и Симбирска. Жители Симбирска были заранее оповещены о предстоящем торжестве. Староста Кафедрального собора, симбирский купец М.Д. Кузьмичев предоставил для перевозки желающих присутствовать при освящении церкви несколько своих пароходов. Так началась новая жизнь возрожденной Соловецкой пустыни. Вскоре в пустыни был построен еще один, больших размеров, деревянный дом для помещения иноков.
10 октября 1911 г. в Симбирск прибыла присланная для Соловецкой пустыни, по просьбе епископа Симбирского и Сызранского Вениамина, икона свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Икона эта была освящена на раках преподобных в Соловецком Ставропигиальном Зосимо-Савватиевом монастыре на Белом море и передана возрожденной пустыни в залог духовного общения и единения. 22 октября икона торжественно была перевезена в Соловецкую пустынь на пароходе, предоставленном купцом М. Д. Кузьмичевым. На том же пароходе в пустынь прибыло более 200 паломников из Симбирска. На месте икона быда встречена большим крестным ходом со множеством (более 300 чел.) богомольцев из соседних селений и перенесена в пустынскую церковь. Выделялась в пустыни также помещенная за левым клиросом Иверская икона Божией Матери, представлявшая точную копию иконы у Иверских врат в г. Москве. Одна из икон Соловецкой пустыни — Святителя Николая Чудотворца с изображением Святой горы с. Промзина с Никольской часовней в настоящее время находится в Свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе г. Ульяновска.
Постепенно увеличивалось число иноков в пустыни. В 1911 г. здесь проживало 8 человек, в т. ч. один иеромонах, управляющий пустынью, в 1913 г. число братии составляло 9 человек вместе с управлявшим пустынью иеромонахом.
Возрожденная пустынь имела свое небольшое хозяйство — лошадь, корову, несколько птиц и пчельник. Содержалась пустынь на средства от трудов насельников с помощью от Симбирского Архиерейского дома, к которому она была приписана. Сохранился документ о приобретении Соловецкой пустынью права рыбных ловель на р. Волге: «1913 года, октября 9-го дня, мы нижеподписавшиеся, непременный член Симбирскаго отделения Крестьянскаго поземельнаго банка Е. Е. Булах… запредал Соловецкой пустыни право рыбных ловель, принадлежавших Крестьянскому поземельному банку, приобретенных им от вдовы тайнаго советника Софьи Андреевны Гулак-Артемовской вместе с имением ее при селе Полдомасово — Богородицкое тож, Симбирской губернии и уезда, на протяжении 1490… саженей…».
После восстановления пустыни ею управляли: 1) Иеромонах Фотий (Королев) — первый настоятель возобновленный пустыни, управлял ей с 1909 по день своей смерти 29 июля 1910 г. 2) Иеромонах Александр, переведен из Сызранского Вознесенского монастыря, временно управлял пустынью с июля 1910 по 14 декабря 1910 гг.; перемещен в Симбирский Архиерейский дом на должность эконома. 3) Иеромонах Антоний, с 14 декабря 1910 г. по день своей смерти 12 июня 1911 г. 4) Иеромонах Иоасаф, с 12 июня 1911 по 8 сентября 1911 гг.; уволен как несоответствующий своему назначению, стремившийся закрыть пустынь, теснивший послушников. 5) Иеромонах Феоофан (Векшин), с 7 октября 1911 г. 6) О. Сергий, с июля 1912 по апрель 1913 гг. 7) О. Владимир, переведен из Свято-Духова Царицынского монастыря. Управлял пустынью недолго, вступив в управление в 1913 г., предположительно в том же году он и уволен. 8) Иеромонах Савва (Василий Николаевич Чебоксаров) — последний управляющий Соловецкой пустынью. Вступив в управление предположительно в 1913 г., сразу же после о. Владимира, управлял пустынью до самого ее закрытия в 1920-х гг.
По материалам: http://archeo73.ru/Russian/17vek/solovezkiy/solovez.htm
Соловецкая пустынь была самым ближайшим к Симбирску загородным мужским монастырем и размещалась на правом берегу Волги в 15-17 верстах от города. В исторических и юридических актах существуют некоторые указания на основание Соловецкой пустыни в конце XVI века. Значит, пустынь существовала до основания Симбирска не менее полувека. В истории России нередкими были случаи, когда на малозаселенные или свободные земли приходили сперва не крепости, а монастыри. Интересные сведения в этом отношении приводятся в Энциклопедическом словаре по Христианству: «Монастыри имели большое значение в древнерусской жизни, как экономическое, так и религиозно-просветительное. Основание монастырей служило одним из лучших средств для колонизации незаселенных местностей. Пустынножители избирали обыкновенно для своего поселения места, удаленные от человеческого жилья; возле них селился народ и, таким образом, возникал поселок, разраставшийся впоследствии в крупное поселение».
Что представлял собой этот монастырь? Известный краевед Симбирского края конца XIX века А.Н. Зерцалов писал: «Из описи Симбирской Соловецкой мужской пустыни, приложенной к рапорту прапорщика Середонина (№28) и находящейся в собрании г. Зерцалова, видно, что в Соловецкой пустыни расположенной в 17-ти верстах от г. Симбирска (П.Л. Мартынов приводит другие данные: 15 верст — Авт.) на берегу Волги, в 1763 году были две деревянные церкви: 1) теплая —во имя Воскресения Господня, мерою в длину 7 сажени, шириною 3,5 сажени, имеет пять окон, крыта тесом, с одною главою; 2) холодная, соловецких чудотворцев, четырехугольная, построена по линии южной монастырской стены. Над святыми воротами, мерою в длину 5 сажень, шириною 3 сажени, имеет шесть окон, одноглавая, крыта тесом. Пустынь кругом обнесена деревянною оградою, забранною в столбы, длиною и шириною по 50 сажень. Внутри ограды, кроме упомянутых церквей, монастырь имел следующие деревянные постройки: изба-келья для настоятеля строителя, изба хлебная, изба-келья для иеромонаха, изба-келья для монаха, баня братская с предбанником, три сарая для сена и небольшой амбар для хлеба. В пустыни с 1760 г. проживали: настоятель строитель иеромонах Иоаникий, иеромонах Адамий и монах Авраамий… Под строением пустыни числилось земли мерою в длину и ширину по 50 сажень и вокруг пустыни по 200 сажень в каждую сторону».
Во время осады Симбирска войсками Степана Разина эта пустынь была разрушена, затем восстановлена вновь. В 1751 году Соловецкая пустынь приписывается к мужскому Покровскому монастырю Симбирска, а с 1764 года она упраздняется. Входившая в ее состав холодная церковь во имя Зосимы и Савватия со всеми иконами и церковной утварью была передана Смоленской церкви, но вскоре сгорела. Другая, теплая церковь Воскресения Христова была продана в село Шумовку Симбирского уезда».
Исторически возникновение Соловецкой пустыни недалеко от Симбирска связывалось с распространением влияния Соловецкого монастыря, основанного на севере России в 1430-х годах. Наряду со своим столь древним предшественником эта пустынь внесла свой вклад в формирование ряда Воскресенских церквей как самого Симбирска (см. Воскресенско-Германовская и Воскресенская на новом кладбище церкви), так и всего северного направления Симбирской губернии (до села Ундоры –Воскресенское тож, включая село Лаишевку).
Историко-культурная ценность Соловецкой пустыни до конца не выявлена, так как необходимо установить археологическими исследованиями место ее точного нахождения и провести дополнительные историко-архивные и библиографические изыскания, что расширит и углубит наши знания об одном из примечательных и древних памятниках Симбирского края.
http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_17.htm