Солотча. Рождество-Богородицкий монастырь.

Монастырь основан в 1380 году. Совсем древних построек, сохранившихся, скажем, со времен основания, нет. Главный собор — Рождества Богородицы — был построен в XVI веке. В Солотчинском монастыре был похоронен князь Олег Рязанский, постригшийся туда под старость в монахи. Тогда монастырь был мужским. Два храма из трех построены известным зодчим Яковом Бухвостовым. Это трапезная церковь Святого Духа, построенная в 1688—1689 и очень похожая в верхней части на надвратную церковь Иоанна Предтечи (1695). Изразцы надвратной церкви выполнены Степаном Полубесом. Сейчас монастырь действует, но стал женским. При нем идет торговля монастырскими молочными продуктами, судя по всему, очень популярными у местных жителей.

Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь, 2 класса, в 18 верстах от Рязани, в 3 верстах от села Солотчи, при впадении реки Солотчи в Оку. Основан в 1390 году Рязанским князем Олегом, который принял тут иноческий сан; тело его вместе с супругою Евприксиею прежде было погребено в находившейся близ монастыря Покровской церкви; в XIV веке останки их перенесены в склеп под соборной церковью, в которой также хранятся кольчуга князя Олега и отломки каменных гробов их. Здесь находятся два древние образа святого Алексия митрополита и святых Бориса и Глеба, высеченный из камня. В числе старинных вещей замечательны: два блюда, из которых одно времен великого князя Василия Иоанновича, и потир, подаренный царями Петром I и Иоанном Алексеевичами.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

История знаменитого Солотчинского Рождества Богородицы монастыря и судьба его основателя великого князя Олега Рязанского удивительным образом отражают важнейшие события летописи земли Русской. Князь Олег Иванович воспринял великокняжеский престол в 1350 г. Время его княжения было сложным и противоречивым. Жестокие набеги Орды сотрясали Рязанскую землю. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Встреча Рязанского князя с великим молитвенником земли русской игуменом Сергием Радонежским оказала глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Ивановича. По преданию, князь Олег и его супруга в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи повстречали двух отшельников – Василия и Евфимия. Разговор со старцами глубоко запал в душу князя. В память об этой встрече в 1390 году великий князь Олег Иванович заложил на этом месте мужской монастырь и здесь же принял постриг. В новом монастыре князь строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь, став монахом, не оставляет княжеского сана, продолжает нести крест князя-воина. Олег Рязанский окружает обитель отеческой заботой и щедро наделяет ее землями. Он подолгу живет в монастыре, неся послушания. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители.
До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Ныне она находится в Рязанском кремле. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали кольчугу на себя, и Господь давал им исцеление. В XVII веке на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура воина. Народное сознание в течение нескольких веков связывало это изображение с именем Олега Рязанского. В 1550 г через монастырь прошли на Казань войска Ивана Грозного. На протяжении столетий монастырь обустраивался трудами многих настоятелей, усердием боголюбивых благотворителей и благочести русских государей. Свидетельством богатства монастыря и грандиозных замыслов строителей явились архитектурные постройки. Возведенная в XVII веке Духовская церковь с трапезной палатой имела тогда единственный аналог – Трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела торжественная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. Надвратная церковь во имя св. Иоанна Предтечи украшена изразцами с фигурами четырех Евангелистов. Предположительно, автором архитектурных построек был Яков Бухвостов. Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад.
После 1917 году монастырь был закрыт, а цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом. В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь.  На территории Солотчинского монастыря находятся два действующих храма: Сошествия Святого Духа на апостолов – зимний и Рождества Пресвятой Богородицы – летний.
Материал с сайта — http://www.ryazan-hram.ru/node/103

Рязанскій Солотчинскій 2-го кл. (съ 1764 г.) необщежительный мужской монастырь, въ 18 вер. отъ г. Рязани и въ 3 вер. отъ села Солотчи, на высокой горе, при впаденіи рч. Солотчи въ Оку. Основанъ въ 1390 г. вел. кн. рязанскимъ Олегомъ, который случайно на этомъ месте встретилъ иноковъ Василія и Евфимія. Передъ кончиной Олегъ ушелъ въ созданный имъ монастырь, где принялъ схиму съ именемъ Іоакима и скончался 5 іюля 1402 г.; останки его и его супруги вел. кн. Евфросиніи были положены въ каменныхъ гробницахъ въ храме Покрова Богородицы, откуда въ 1768 году были перенесены въ Рождество-Богородицкую соборную церковь. На гробнице Олега лежитъ его панцырь изъ мелкихъ железныхъ колецъ, весомъ въ 16 фунтовъ.
Въ ризнице замечательны два блюда, изъ коихъ одно временъ вел. кн. Василія Іоанновича, потиръ, данный ц. Петромъ и Іоанномъ Алексеевичами, серьги вел. кн. Евфросиніи и другія старин. вещи. Въ свое время монастырь былъ владельцемъ многихъ вотчинъ и угодій; въ 1744 г. имѣлъ до 5.432 душъ крестьянъ. Въ 1723—29 гг. монастыремъ управлялъ архим. Софроній Лихудъ, знаменитый деятель просвещенія при царе Феодоре Алексеевиче. Теперь монастырь владеетъ 310 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 р. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 14.
Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи,1908 г., изд. А.Д. Ступина, стр. 714-715.

Древний Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь находится в двадцати километрах от Рязани, на окраине бескрайнего мещерского леса. Эти труднодоступные места в ХIV веке князь Олег Иванович Рязанский избрал для строительства уединённого монастыря, где в случае набега татар, Москвы или иной беды могла бы спастись княжеская семья. Кстати, другая рязанская правительница, великая княгиня Агрипинна (Аграфена) основала поблизости в 1507 году девичий монастырь под именем Аграфенина пустынь, где впоследствии и окончила свои дни. Но Аграфенина пустынь в ХVIII веке была упразднена, зато Солотчинский монастырь ещё долгие годы негласно считался главным монастырём Рязанской земли. Здесь сохранился замечательный архитектурный ансамбль, созданный несколькими поколениями русских зодчих. Некогда в Солотче находился ещё и женский Зачатьевский монастырь, основанный великой княгиней Евфросиньей, упразднённый в 1682 году и переведённый в Аграфенину пустынь.
Легенда рассказывает, что однажды князь Олег Иванович Рязанский с княгиней Ефросиньей отправились на охоту на Солотчу, то встретили в глухом и уединённом месте двух отшельников, Василия и Евфимия. Эта встреча натолкнула князя на мысль основать здесь монастырь. Сказывали местные жители, что от Рязани до Солотчинского монастыря даже был прорыт подземный ход. Сама обитель была основана в 1390 году. Щедро наделённая землями и богатыми вкладами князя Олега и его преемников, Солотчинская обитель вскоре стала первой среди рязанских монастырей по богатству и знаменитости. Здесь князь Олег принял постриг под именем Ионы, а затем, незадолго до смерти — схиму под именем Иоакима. Князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 года. Тело его было в каменной гробнице погребено в Покровской церкви монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Евфросинии, во иночестве Евпраксии. В начале ХIV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник знатных рязанских фамилий Вердевских, Апраксиных, Дувановых.
Сначала все строения монастыря были деревянными. Древняя Покровская церковь, построенная в первой половине ХV века, была первой каменной постройкой монастыря. Она относилась к типу «иже под колоколы» и напоминала собой храм Св. Духа в Троице-Сергиевой лавре. Церковь располагалась у самого края песчаного обрыва и обрушилась в 1768 году из-за оползня обрывистого берега Оки. Вместе с ней обрушился весь северо-западный угол монастырской ограды. После этого береговой откос был укреплён целой системой сложных сооружений. Княжеские гробницы были перенесены в соборную церковь Рождества Богородицы. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга.
Сегодня Рождественский собор является самым древним храмом монастыря. Он построен в начале ХVI века. Это сравнительно небольшое сооружение. Сто лет спустя верх собора обрушился и его восстанавливал известный русский зодчий В.Х. Зубов. В соборе находились древние иконы — высеченный из камня образ Свв. благоверных князей Бориса и Глеба, образ Св. Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии — серьги великой княгини Евфросинии, блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир — дар царей Петра и Ивана Алексеевичей. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В cередине ХVI века в память о взятии Казани в монастыре была построена шатровая Алексеевская церковь. Она располагалась на месте первого деревянного храма монастыря, построенного ещё князем Олегом. Алексеевскую церковь разобрали в 1847 году. В 1618 году обитель подверглась опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного.
Большое строительство в монастыре развернулось в 1688-1698 годах при настоятеле монастыря архимандрите Игнатии (Шангине). В эти годы была возведена трапезная палата с церковью Святого Духа. Заложенную тогда же колокольню достроили значительно позже, в 1735 году. В подклете церкви Св. Духа размещался придел во имя Св. Онуфрия. В 1698 году были построены Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи. В 1958 году в стене церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором лежал листок бумаги с надписью ХVII века. В тексте говорилось, что храм был заложен «при архимндрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день».
Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь и трапезная церковь во имя Сошествия Св. Духа построены в стиле пышного нарышкинского барокко. Как полагают, их строил Яков Бухвостов, автор рязанского Успенского собора. Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой напоминает дворец. Раньше это впечатление усиливалось торжественно-парадной лестницей, которая вела в трапезную палату. Главным украшением Духовской и Предтеченской церквей являются их многоцветные изразцы. Особенно великолепны четыре большие изразцовые фигуры евангелистов, украшающие Иоанно-Предтеченскую церковь. Их изображения можно найти во многих изданиях, посвящённых русскому прикладному искусству ХVII века. Автором изразцового убранства Солотчинского монастыря является известный московский мастер Степан Полубес в 1691 году.
В конце ХVII века были построены два корпуса келий, в 1694-1698 годах — восточная и южная стена с тремя башнями. Первоначально ограда Солотчинского монастыря была деревянной. С западной и северной стороны каменная ограда появилась только в 1741-1745 годах. В середине ХIХ века западная угловая башня снова обрушилась вместе с береговым откосом. В ХVII веке в монастыре процветала иконописная школа. На территории обители был устроен большой яблоневый сад. Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом «лествице власти», обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей. Но вся эта идиллия закончилась в 1917 году.
В 1920 году Солотчинский мужской монастырь был закрыт советской властью, в нём разместили колонию для несовершеннолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы был расположен хозяйственный склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом. После закрытия колонии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий, после чего в них разместились выставочные экспозиции. Княжеские мощи ещё в 1923 году были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей, откуда в 1990 году были перенесены в Иоанно-Богословский монастырь. В 2001 году рака с мощами благоверного князя Олега Рязанского была препровождена в Солотчинский монастырь, ставший к тому времени женским (возрождён в 1994 году). В 2003 году при прорытии траншеи под водопровод на территории монастыря была найдена памятная плита Салахмира. 27 сентября 2010 года она была торжественно открыта, будучи вмонтирована во внутреннюю часть церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Монастырь имеет статус объекта культурного наследия за № 62100320000. Из Солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря открывается вид на бескрайнюю окскую пойму, на цветущие заливные луга. Далеко-далеко, в голубоватой дымке виден силуэт колокольни Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупове, расположенный за многие километры от Солотчи.
Из книги: Низовский А.Ю. Православные храмы и монастыри. — М.: Вече, 2005 г.

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь основан в 1390 году благоверным князем Олегом Рязанским в 18 верстах от г. Рязани на высоком берегу речки Солотчи вблизи впадения ее в Оку.
В 1390 году великий князь Рязанский Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег речки Солотчи, на то место, где она впадала в древности в реку Оку. Здесь он нашел двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь в гораздо лучшем и прочном виде. После сооружения благоверным князем в Солотчинском монастыре двух церквей — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.
Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество. Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.
Вскоре, по устроении монастыря, князь принимает в нем иноческий постриг с именем Ионы, не оставив, впрочем, княжеского сана. Продолжая заниматься делами своего княжения, он периодически уединяется в Солотчинский монастырь. Скончался князь-инок 5 июня 1402 года, будучи 65 лет от роду, имея за плечами более 50 лет княжения. Пред кончиной своей он принял схиму с именем Иоаким. Останки его и его супруги великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм. Но по милости Божией останки князя-схимника и княгини-схимницы были с дозволения Святейшего Синода перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
До Октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали кольчугу на себя, и Господь даровал им исцеление.
Вскоре после основания монастырь становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле. Около 1450 года великий князь Рязанский Иван Феодорович воздвигает в Солотчинском монастыре каменный с трапезою большой храм в честь святого, новоявленного тогда чудотворца Митрополита Алексея. Храм был разобран в середине XIX столетия по ветхости.
Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом «лествице власти», обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей. Затем, до конца XVII века, монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688 года, когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия был возведен великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. Предположительно, автором построек был Яков Бухвостов.
Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единственный аналог — трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году. Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Солотчинской церкви мы видим не орнаментные мотивы, а четыре крупных панно с изображениями Евангелистов.
В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа, в ней учился, будучи подростком, ставший известным рязанский иконописец Николай Шумов, основатель Дивеевской иконописной мастерской. Архив монастыря хранил множество исторических документов, относящихся к XV — XVII векам.
Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад. В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.
В 1867 году при настоятеле архимандрите Герасиме была возобновлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт. Здания частично разрушены, храмы изуродованы, многие святыни погибли. Цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад, в храме Святого Духа клуб с кинозалом.
Княжеские мощи в 1923 году были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей, откуда в 1990 году были перенесены в Иоанно-Богословский монастырь. В 2001 году рака с мощами благоверного князя Олега Рязанского была препровождена в Солотчинский монастырь, ставший к тому времени женским. Ныне в раке пребывает честная глава великого князя, от которой наблюдается необычное благоухание и мироточение.
В 1994 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Ныне восстановлены: храм Святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен Архиерейский корпус. В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).
http://солотчинский-монастырь.рф/istoriya-monastyrya/410-solotchinskij-rozhdestva-bogoroditsy-zhenskij-monastyr.html

Монастырь Рождества Богородицы в Солотче относится к обителям, которые были основаны не иноками, искавшими уединённого жития, не духовными властями, а светским правителем. Он возник благодаря трудам и заботам одного из наиболее выдающихся и почитаемых рязанских властителей — великого князя Олега Ивановича Рязанского. Князь Олег Рязанский основал Солотчинскую обитель в 1390 году неподалёку от своей столицы — Переславля-Рязанского, на месте своей встречи с двумя отшельниками в лесном краю. Первым был построен деревянный храм в честь Рождества Богородицы, затем — кельи, что и положило начало новой обители. Впоследствии здесь возвели деревянный Успенский храм и церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В древности Солотчинский монастырь с полным на то основанием называли Домом Божией Матери.
Согласно старинной легенде, монастырь с дворцом князя Олега в Переяславле-Рязанском соединял подземный ход. Но Солотчинская обитель отстоит от Рязани на расстоянии 20 километров, и трудно поверить, чтобы в ХIV веке возможно было проложить под землёй столь длинный тоннель. Эта легенда имеет в своей основе тот факт, что князь, видимо, рассматривал обитель не только как духовный центр, но и как крепость, оборонительный пункт и убежище, в котором можно было укрыться в случае военной опасности. До самой своей кончины князь Олег непрестанно заботился о монастыре, принял здесь монашеский постриг с именем Иона, часто и подолгу жил в обители, выполняя послушания как обычный монах. Согласно преданию, князь постоянно носил власяницу, а под ней, в качестве вериг, стальную кольчугу весом более 7 кг. Супруга Олега Ивановича — княгиня Евфросинья — основала в Солотче Зачатьевский женский монастырь и постриглась в монашество с именем Евпраксия. В 1402 году, незадолго до своей смерти, князь принял великую схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинской обители.
На протяжении всего ХV века, периода независимости Рязанского княжества, Рождество-Богородицкий монастырь пользовался особым вниманием наследников князя Олега. Его сын Фёдор Олегович, внук Иван Фёдорович, последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В ХVI-ХVII веках, несмотря на полное присоединение Рязанского княжества к Москве, Солотчинский монастырь не оставался в стороне от крупнейших политических событий. В 1552 году в нём останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казанского ханства. В связи с этим в 1560 — 70-х годах в честь казанской победы в обители была возведена шатровая церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (её разобрали из-за ветхости в 1847 г.). Коснулся монастыря и опричный террор Грозного царя: сохранились сведения, что по царскому приказу был казнён солотчинский архимандрит Исаак — его имя значится в синодике, в который Иван IV записывал для поминовения имена своих жертв.
В 1570 — 1580-х годах монастырь на Солотче считался одним из главнейших. Об этом говорит то, что его настоятелей, наряду с представителями других крупнейших монастырей, приглашали на Соборы. Так, в 1572 году настоятель Солотчинской обители участвовал в Соборе, где обсуждался четвёртый брак Ивана Грозного, в 1580 и 1583 годах — в Соборах, рассматривавших вопрос церковных имуществ. Значение Солотчинского монастыря подчёркивает и то, что он вошёл в число 46-ти обителей, перечисленных Патриархом Иоасафом в изданном в 1636 году «Лествице властем» — списке самых крупных и значимых епархий и монастырей. Из описания монастыря 1598 года следует, что в конце ХVI столетия в Солотче имелась каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Предтечи, церковь святителя Алексия Московского, надвратный храм преподобного Сергия Радонежского, а за монастырём — деревянная Успенская церковь с приделом святителя Николая Чудотворца, келии архимандрита и братии, множество хозяйственных построек. В 1618 году обитель подверглась опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, которые не смогли тогда взять Рязанский кремль и разорили окрестные города и веси. Документы, датированные тем годом, рассказывают, что «соборная церковь Рождество Пречистые Богородицы да придел Иоанна Предтечи каменная обвалилась, стоит без пения».
Новый расцвет монастыря пришёлся на конец ХVII столетие и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина), управлявшего Солотчинской обителью почти десять лет — с 1688 по 1697 год. Именно в то время она приобрела свой нынешний вид. При архимандрите Игнатии в ней началось большое строительство в стиле так называемого нарышкинского барокко. В 1689 году была возведена двухэтажная каменная церковь Святого Духа с трапезной и заложена при ней колокольня. В подклете церкви Святого Духа размещался придел во имя святого Онуфрия. В 1698 году заново отстроили Святые ворота с новой надвратной церковью Иоанна Предтечи. Храм строился три года — в 1958 году в его стене обнаружили закладной камень с тайником, в котором хранился листок с надписью ХVII века. В тексте говорилось, что строительство храма началось «при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день». Примерно тогда же были построены настоятельский корпус и братские кельи, в 1694-1698 годах на восточной и южной сторонах возвели стены с угловыми башнями, причём в одной из башен устроили часовню. В ХVII веке при монастыре действовала собственная иконописная школа, в которой в ХIХ веке учился знаменитый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов. Что касается количества братии, то оно в разные времена колебалось от 40 до 65 человек, число же монастырских слуг доходило до 40 душ.
На протяжении веков светские власти делали большие пожертвования Солотчинской обители. В ХVII веке монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязаньщине. Ему принадлежало более 12 тысяч десятин пахотной земли (это более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий; озёра с рыбными и бобровыми ловлями; многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переславле-Рязанском и собственное подворье в Москве. В ХVIII-ХIХ веках монастырём по-прежнему управлял настоятель в сане архимандрита, но монастырская жизнь в этот период не была столь ярка и приметна, как в предыдущую эпоху. В 1720-1729 годах настоятелем Солотчинского монастыря был один из основателей Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в России — Софроний Лихуд. Он  вместе со своим братом Иоанникием внёс большой вклад в развитие российского просвещения на рубеже ХVII-ХVIII веков. В 1720 году Софрония назначили настоятелем Солотчинского монастыря. Игуменство его складывалось не вполне удачно: монахи не приняли настоятеля-грека, поставленного не по их выбору, а по решению церковного начальства. Между Софронием и братией начались распри. Насельники отказывались подчиняться его распоряжениям, держали его под арестом в келье и даже, как рассказывали источники, покушались на его жизнь. В результате Софроний в 1729 году бежал в Москву, откуда вёл тяжбу с братией Солотчинского монастыря. Скончался просветитель в Новоспасском монастыре в 1730 году. Вклад Софрония и Иоанникия Лихудов в развитие богословия и российского прсвещения велик. Учёные греки составили учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике на латинском и греческом языках, положили преподаванию философии в России, подготовили множество проповеднических сочинений, воспитали первое поколение российских учёных.
В 1735 году в обители закончили строительство колокольни Свято-Духовского храма. В 1741-1745 годах, наконец построили каменную ограду с северной и западной сторон. Много неприятностей доставляла река, подмывавшая монастырские стены. В 1768 году Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм, в котором находилось захоронение почитаемого святым князя Олега Рязанского и его супруги, княгини Евфросинии. Однако иноки успели перенести чтимые останки основателя монастыря в собор Рождества Пресвятой Богородицы. Вместе с ним обрушился и весь северо-западный угол монастыря с каменными стенами. После этого береговой откос был тщательно укреплён целой системой сложных каменных сооружений. Прошли годы, и в середине ХIХ века из-за размывания грунта вновь обрушилась западная угловая башня вместе с береговым откосом. Тем не менее, на свой страх и риск, на протяжении всего ХVIII века велось строительство различных монастырских зданий на территории в непосредственной близости от речного косогора — так, например, на берегу реки Солотчи были сооружены каменный одноэтажный (на подклете) настоятельский корпус и здание братских келий.
В 1920-х годах Солотчинский монастырь, как и большинство других российских обителей, был закрыт. На его территории представители советской власти организовали колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад хозинвентаря, а в церкви Святого Духа — клуб с кинозалом. К счастью, многие святыни из обители в 1923 году успели передать в Рязанский губернский музей, впоследствии ставший Рязанским историко-архитектурный музеем-заповедником, к примеру, мощи святого благоверного князя Олега и реликвии, связанные с его именем, хранившиеся в обители с 1402 года (супруги Евфросинии — с 1406 г). В 1960-х годах началась частичная реставрация уцелевших строений для устроения здесь экспозиций филиала Рязанского музея-заповедника, но до начала 1990-х годов в церкви Святого Духа ещё показывали кино и устраивали танцы для отдыхающих на турбазе «Солотча».
Лишь летом 1992 года на храме Рождества Пресвятой Богородицы вновь появились золочёные кресты, а в апреле 1994 года монастырь передали Русской Православной Церкви. В том же году он был возрождён уже как женский. 17 апреля 1994 года митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил святую обитель, храм Святого Духа, куда позже вернулись мощи святого князя Олега, и благословил настоятельницу игумению Варвару (Самарину) на многотрудный путь по возрождению Солотчинского монастыря. 17 апреля 1994 года был освящён и храм Святого Духа, восстановленный стараниями насельниц обители. Спустя некоторое время были позолочены купола и иконостас в обновлённом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен сестринский корпус (1994), завершена реконструкция всех монастырских зданий, восстановлена монастырская ограда с башнями, возведены новые хозяйственные постройки. В обители имеется большое подсобное хозяйство, специализирующееся на птицеводстве и животноводстве. Число насельниц, ныне подвизающихся в Солотче, насчитывается 23 монахини. Стараниями игумении Варвары и насельниц обитель неузнаваемо преобразилась за последние 25 лет. Здесь вновь звучит молитва, течёт монашеская жизнь, храмы наполняются прихожанами и паломниками. С 25 декабря 2013 года игуменией монастыря является Анимаиса (Данилова).
Отдельно следует сказать о тех строениях, которые имелись ранее в Солотчинском монастыре, но не сохранились до наших дней. В третьей четверти ХVI века в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В ХIХ веке она обветшала и в 1847 году её разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче. В этом храме устроили придел во имя святителя Алексия Московского. Стоял в монастыре Покровский храм, первоначально построенный князем Олегом Рязанским. Известно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Храм находился у самой стены монастыря, на высоком берегу речки Солотчи. Год за годом вода незаметно подмывала обрыв. В середине ХVIII века часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. Как писал летописец, «После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой…». В ХV веке, сразу после причисления к лику святых преподобного Сергия Радонежского, в обители построили Сергиевский храм. Но к концу ХVII столетия церковь обветшала и на её месте возвели Святые врата с церковью Иоанна Предтечи, ныне являющиеся неотъемлемым украшением этой древней обители.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №62, ООО «Де Агостини», 2019

Вплоть до конца XVII века монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688 года, когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия был возведен великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. Предположительно, автором построек был Яков Бухвостов.
Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единственный аналог — трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского.
В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания частично разрушены, многие святыни погибли, остальные переданы в музеи (среди них — кольчуга святого благоверного князя Олега, весом 16 фунтов, ее он носил вместо вериг под монашеской одеждой 12 лет; передана в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник). В 1960-х годах была произведена реставрация монастыря. 
Монастырь был возрожден как женский 26 ноября 1994 года. Восстановлены храм Святого Духа, престольный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, построен административный корпус с архиерейской трапезной, новые хозяйственные постройки, возведена паломническая гостиница и реставрируется Предтеченский храм, начато строительство купели. 
По материалам: http://ryazeparh.ru/index.php/monastyry/item/156-solotchinskij-rozhdestva-bogoroditsy-zhenskij-monastyr

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?